Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 09:57, контрольная работа
Деятельность современного человека невозможно представить вне общения с окружающими людьми. Для представителей ряда профессий: менеджеров практически всех специализаций, секретарей-референтов, руководителей различного уровня и других — умение грамотно общаться является важнейшим условием достижения ими профессионального успеха.
Введение 3
Глава 1. Манипуляции в общении и их характеристика.
1.1 Организационно-процедурные уловки 4
1.2 Психологические уловки 5
1.3 Логические уловки 9
Глава 2. Памятка по нейтрализации уловок-манипуляций 11
Заключение 13
Список литературы 14
Содержание.
Введение
Глава 1. Манипуляции в общении и их характеристика.
1.1 Организационно-процедурные уловки
1.2
Психологические уловки
1.3
Логические уловки
Глава 2. Памятка по нейтрализации уловок-манипуляций 11
Заключение
Список
литературы
Введение.
Деятельность современного человека невозможно представить вне общения с окружающими людьми. Для представителей ряда профессий: менеджеров практически всех специализаций, секретарей-референтов, руководителей различного уровня и других — умение грамотно общаться является важнейшим условием достижения ими профессионального успеха. Деятельность этих людей носит ярко выраженный коммуникативный характер, поскольку:
а)
предполагает установление контактов
посредством общения
б)
связана с подготовкой и
в)
направлена на достижение взаимопонимания
во всех ситуациях общения: делового, дружеского,
семейно-бытового, светского и т.п.
Профессионализм делового человека в
сфере общения, как известно, основывается
на знании не многого, а нужного. Таковым
нужным знанием из области практической
психологии является знание о том, как
создавать особые доверительные взаимоотношения
с деловыми партнерами, как бесконфликтно
склонять их к своей точке зрения, как
располагать к себе людей, и многие другие
знания, способствующие эффективному
общению.
Особое место в системе профессиональных знаний о том, как общаться с людьми, отводится механизму использования уловок-манипуляций, без которых практически невозможно представить деловые контакты.
Целью данной работы является выявление особенностей манипуляций в общении и путей его совершенствования.
Задачи
данной работы: проанализировать данные
виды манипуляций в общении и
по имеющимся данным составить памятку
по нейтрализации манипуляций в
общении и сделать выводы.
Глава 1. Манипуляции в общении и их характеристика.
1.1. Организационно-процедурные
уловки
Уловки данной группы могут быть использованы лишь организатором переговорного процесса или дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонента варианту обсуждения. Дадим характеристику основным организационно-процедурным уловкам.
1.2. Психологические уловки
Под
психологическими уловками понимаются
такие недопустимые с точки зрения нравственности
приемы спора, дискуссии, полемики, которые
основаны на психологическом воздействии
на собеседника с целью ввести его в состояние
раздражения, сыграть на его чувствах
самолюбия, стыда, использовать проявления
и других тончайших особенностей психики
человека.
12.«Лесть или комплимент». Лестные или комплиментарные обороты речи по силе своего воздействия на психику человека не уступают ни одной другой уловке. Это связано в первую очередь с тем, что они, воздействуя на подсознание человека, способны усладить слух оппонента, ослабить критику в свой адрес, создать так необходимую атмосферу признания человеческих достоинств.
13. «Двойная бухгалтерия». Эта уловка наиболее популярна практически во всех ситуациях делового общения. Суть ее заключается в том, что одни и те же доводы и аргументы признаются убедительными, когда высказываются в защиту своей позиции, и крайне неприемлемыми, когда их высказывает оппонент. Этот прием соответствует известному принципу так называемой готтентотской морали (готтентоты — древние жители Южной Африки), согласно которой истинным (верным) считается все то, что соответствует собственным желаниям, взглядам, а все противоречащее им считается ложным и неверным.
14. «Лестные обороты речи». Особенность этой уловки состоит в том, чтобы, «обсыпав оппонента сахаром лести», намекнуть ему, как много он может выиграть в случае согласия или, напротив, проиграть, если будет упорствовать в своем несогласии. Примером лестного оборота речи может служить высказывание: «Как человек умный, вы не можете не видеть, что...».
15. «Подмена истинности полезностью». В основе этой уловки заложено важное и вполне очевидное правило: когда отчетливо видна польза, трудно разглядеть истину. Таким образом, цель уловки — убедить спорящего, что своим благополучием он обязан именно тому тезису, который оспаривает. Принудить оппонента к такому размышлению поможет высказывание типа «Неужели вы не задумывались, во что обойдется реализация вашей идеи?».
16. «Видимая поддержка». Уникальность этой уловки состоит в том, чтобы, взяв слово у оппонента, прийти к нему на помощь, т.е. начать приводить новые доводы и доказательства в защиту его тезиса. Эта помощь необходима лишь для видимости поддержки противника, ибо целью уловки является мнимая поддержка оппонента, направленная на то, чтобы успокоить его согласием, отвлечь внимание, а также ослабить его психологическое противоборство. После того как противник потеряет бдительность и окружающие по достоинству оценят уровень осведомленности о проблеме со стороны его оппонента, инициатор уловки наносит мощный контрудар, известный у психологов как прием «Да, но...», который раскрывает недостатки выдвинутого оппонентом тезиса, демонстрирует его ущербность. Таким образом создается впечатление, что противоположная сторона знакома с доказываемым противником тезисом более основательно, чем он сам, и после тщательной проработки проблемы убедилась в несостоятельности данного тезиса и всей системы аргументации, приводимой оппонентом.
17.
«Троянский конь». Суть уловки состоит
в следующем:
а) спорящий, используя
уже известный метод «видимой поддержки»,
переходит на сторону противника в споре
и начинает приводить дополнительные
доводы в защиту тезиса своего оппонента;
б)
будучи «принятым на стороне противника»
(поскольку противоположной
в) затем он начинает это уже искаженное положение, не имеющее ничего общего с первоначальным, горячо защищать.
В
результате, когда автор
18. «Ложь». Этот прием, как известно, имеет целью скрыть реальное положение дел и донести до своего партнера ложную информацию, которая может быть представлена в виде фальшивых документов, ссылок на источники, на эксперименты, которых никогда никто не проводил, и т.п. В реальной жизни, пожалуй, не найдется человека, который хотя бы единожды не солгал. Не будем забывать, что в повседневном деловом общении каждый человек правдив ровно настолько, насколько он умен.
19. «Принуждение к строго однозначному ответу». Главное в этой уловке — твердо и решительно потребовать от оппонента дать однозначный ответ: «Скажите прямо: да или нет, т.е. сознательно принудить его не к диалектическому ответу («и... и»), а к альтернативному («или... или»). Опыт подтверждает то, что к этой уловке, как правило, прибегают в том случае, когда развернутый ответ оппонента крайне нежелателен. Следует отметить, что уловка наиболее эффективна в общении со слабо образованным оппонентом, так как в большинстве случаев будет восприниматься как проявление принципиальности со стороны партнера.
1.3. Логические уловки
Данная группа уловок построена
на сознательных нарушениях основных
законов и правил формальной логики
или же, наоборот, на их умелом использовании
в целях манипуляции недостаточно осведомленным
оппонентом. Применяющие эти уловки, как
в свое время заметил А. Герцен, «не любят
выходить на чистое поле логики, понимая,
что потерпят на нем поражение». Основные
уловки этой группы сводятся к следующим.