Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:05, реферат
Целью настоящей работы является рассмотрение темы « Манипуляции в общении ». Для достижения этой цели мною будут рассмотрены следующие вопросы:
Характеристика манипуляций в общении.
Причины манипуляции.
Правила нейтрализации манипуляции.
1. Введение ……………………………………………………………………3
2. Характеристика манипуляций в общении………………………………....4
2.1 Организационно-процедурные манипуляции…………………...6
2.2 Психологические манипуляции…………………………………..8
2.3 Логические манипуляции…………………………………………10
3. Причины манипуляции……………………………………………………12
4. Правила нейтрализации манипуляций…………………………………...14
5. Заключение………………………………………………………………....17
6. Список использованной литературы……………………………..………18
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ……………………………………………………………………3
2. Характеристика манипуляций в общении………………………………....4
2.1 Организационно-процедурные
манипуляции…………………...6
2.2 Психологические манипуляции…………………………………..8
2.3 Логические манипуляции…………………………………………10
3. Причины манипуляции…………………………………………………
4. Правила нейтрализации манипуляций…………………………………...14
5. Заключение……………………………………………………
6. Список использованной
литературы……………………………..………18
1.
В в е д е н и е
Манипуляция — наиболее распространенный
вид человеческого общения. Оксфордский
словарь определяет манипуляцию как акт
влияния на людей, управления ими с особенно
пренебрежительным подтекстом.
При манипулятивном общении ставится
цель — добиться контроля над поведением
и мыслями другого человека. Это сближает
манипуляцию с императивом. Коренное же
отличие этих видов общения друг от друга
состоит в том, что партнер не информируется
об истинных целях общения: они либо просто
скрываются от него, либо подменяются
другими.
Итак, манипуляция — это скрытое управление
другим человеком, такое психологическое
воздействие на него, которое призвано
обеспечить негласное получение манипулятором
односторонних преимуществ. Но это происходит
таким образом, что у партнера сохраняется
иллюзия самостоятельности принятых решений.
Сила манипуляции — в ее скрытом характере;
утаивается как сам факт воздействия,
так и, естественно, его цель.
Манипуляции в общении – один из самых действенных рычагов давления на партнера и управления процессом взаимодействия людей. Этот прием применяется как в личном общении на внутрисемейном уровне, так и в коллективе.
Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашей идее должно вызвать определенную реакцию.
Целью настоящей работы является рассмотрение темы « Манипуляции в общении ». Для достижения этой цели мною будут рассмотрены следующие вопросы:
Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество);
Манипуляции
имеют скрытый характер
Манипуляция
предполагает игру на
Манипуляция
– важный элемент деловых
Во-первых, для создания ореола руководителя организации или подразделения;
Во-вторых, для
смягчения формы принуждения,
обойтись без которого не
В-третьих,
для создания единой
на достижение целей организации.
Руководитель вместо силового
воздействия может управлять подчиненными незаметно,
Всю совокупность уловок-манипуляций,
используемых в деловом общении ( в спорах,
дискуссиях, полемике), можно условно объединить
в три группы: организационно-процедурные,
психологические и логические
манипуляции.
2.1 Организационно-процедурные манипуляции.
Организационно-процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.
Примерами манипуляций данной группы являются:
«формирование первичной установки» (изначальное представление слова тем, чье мнение известно, импонирует окружающим и способно сформировать у них определенную установку на восприятие какой-либо информации);
«предоставление материалов лишь накануне» (предоставление участниками взаимодействия рабочих материалов - проектов, контактов, программ – незадолго до начала работы затрудняет ознакомление с этими материалами);
«недопущение повторного обсуждения» (сознательно не допускается поступление новых, заслуживающих внимания данных, способных повлиять на выработку окончательного решения);
«накал атмосферы» (поочередное предоставление слова агрессивно настроенным оппонентам, допускающим взаимные оскорбления, ведет к тому, что атмосфера обсуждения накаляется до критической степени и может спровоцировать прекращение обсуждения);
«первоочередная преемственность в голосовании» (предположения вносятся на голосование не в порядке поступления, а по степени их приемлемости для заинтересованной стороны с тем, чтобы колеблющиеся могли быстрее «отдать свои голоса»);
«приостановка обсуждения на желаемом варианте» (идея последнего по времени обсуждения варианта может сформировать нужную психологическую установку на восприятие необходимой информации);
«выборочная лояльность в соблюдении регламента» (одни выступающие жестко ограничиваются в регламенте и характере высказываний, другие – нет);
«перерыв в обсуждении» (перерыв объявляется в тот момент, когда может быть выработано неудобное и неприемлемое решение);
«выпускание пара на несущественных вопросах» (обсуждение начинается с второстепенных вопросов, и лишь после этого, когда участники дискуссии уже устали, на обсуждение выносится вопрос, который хотели бы обсудить без усиленной критики);
«избыточное информирование» (готовится очень много проектов решений, которые просто невозможно сопоставить за короткое время обсуждения);
«потеря документов» («случайно» теряются документы, способные негативно повлиять на ход обсуждения).
2.2 Психологические манипуляции.
Психологические манипуляции основаны на использовании приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыда. К числу таких манипуляций можно отнести:
«раздражение оппонента» (выведение его из состояния психического равновесия обвинениями, упреками, насмешками, с тем чтобы он сделал ошибочное заявление, прервал общение);
«использование не понятных слов» (оппоненту неловко признаться, что он не знает значение какого-либо слова);
«слишком
быстрый или слишком медленный
темп обсуждения» (слишком
«перевод
в сферу домыслов» (полемика
переводится в русло обличения,
«чтение мыслей на подозрении» (смысл уловки в том, чтобы используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя возможные подозрения);
«недосказанность с намеком на особые мотивы» (оппоненту намекают на то, что в данном случае можно сказать гораздо больше, но это не делается по каким-либо особым мотивам);
«ссылка на
авторитет» (уловка действует лишь
в том случае, когда лицо, на
мнение которого ссылаются,
«ложный стыд»
(оппонента приводят в
«демонстрация обиды» (угроза срыва взаимодействия из-за «обиды» партера);
«авторитетность
заявления» (обороты типа «Я вам
авторитетно заявляю»
«откровенность заявления» (акцент делается на особую доверительность сообщения, следующего за этим словами, в отличие от того, что было сказано ранее);
«мнимая невнимательность и недопонимание» (с помощью перефразирования или резюмирования делается попытка изменить смысл высказанных партнером идей);
«видимая поддержка» (после отвлекающей, успокаивающей поддержки инициатор уловки раскрывает недостатки выдвинутых оппонентом доводов);
«сведения аргумента к личному мнению» (оппонента вынуждают доказывать обратное, оправдываться);
«умалчивание или полуправда» (сознательное утаивание информации от
партнера или смешивание лжи и достоверной информации, выдергивание фраз из контекста, одностороннее освещение фактов, неточные или расплывчатые формулировки);
«принуждение к строго однозначному ответу, использование вопросов, требующих выбора из двух альтернатив, тогда как на самом деле есть и другие возможности» (нередко воспринимается оппонентом как проявление принципиальности);
«многовопросье» (в одном вопросе оппоненту задается не один, а несколько разнородных и мало совместимых друг с другом вопросов, а далее в зависимости от ответа его обвиняют в непонимании сути проблемы, либо в том, что он не полностью ответил на вопросы);
«невинный» шантаж» («дружеские» намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные адресатом в прошлом, шутливое упоминание о «старых грехах» или личных тайнах партнера);
2.3 Логические манипуляции.
Логические манипуляции построены на сознательных на - рушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента. Основные приемы этой группы сводятся к следующему перечню:
«неопределенность тезиса» (нечеткая и неопределенная формулировка основного тезиса позволяет по-разному интерпретировать высказанную мысль);
«несоблюдение закона достаточного основания» (доводы, суждения, аргументы верны, но не достаточны);
«порочный круг в доказательстве» (данная уловка призвана доказать мысль с помощью ее же самой, только сказанной иными словами);
«причинно-следственный алогизм» (рассуждения заведомо строятся на логической ошибке: «после этого — значит, вследствие этого», т. е. временная связь между явлениями сознательно заменяется причинно-следственной);