Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:38, курсовая работа
Рассматривая проблему манипуляции, нельзя не отметить, что манипулятивное воздействие далеко не всегда носит деструктивный характер.. Представляется, что в зависимости от целей правомерно, по аналогии с агрессией, различать злокачественную, направленную на причинение вреда, и инструментальную манипуляцию, которая может использоваться для достижения созидательных целей.
Введение 3
1. Психология манипуляции. 6
1.1Манипуляция на уровне психических процессов. 6
1.2Манипуляция на уровне психологических процессов. Перцептивные, мнемические, интеллектуальные процессы. 7
1.3Механизмы реализующие манипулятивное воздействие 11
2. Манипуляция в СМК. 15
2.1СМИ. Информация. Информационная коммуникация. 15
2.2Массовая коммуникация. Необходимые условия функционирования СМК. 18
2.3Участие телевидения в политической манипуляции. 20
2.4 Основные манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций 22
Заключение. 29
Список использованной литературы 30
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Кафедра социальной психологии
и конфликтологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Манипулирование: природа, формы, механизмы»
Студент ИСК,
3 курс, гр. З-350400-31
Руководитель
Ижевск 2010
Содержание
Введение
1. Психология манипуляции.
1.1Манипуляция на уровне психических
процессов.
1.2Манипуляция на уровне психологических
процессов. Перцептивные, мнемические,
интеллектуальные процессы.
1.3Механизмы реализующие манипулятивное
воздействие
2. Манипуляция в СМК.
2.1СМИ. Информация. Информационная
коммуникация.
2.2Массовая коммуникация. Необходимые
условия функционирования СМК.
2.3Участие телевидения в политической
манипуляции.
2.4 Основные манипулятивные технологии
в системе массовых коммуникаций
Заключение.
Список использованной литературы
Введение.
Слово «манипуляция» имеет корнем латинское
слово manus – рука (manipulus – пригоршня, горсть,
от manus и ple – наполнять). В словарях европейских
языков слово толкуется как обращение
с объектами с определенными намерениями,
целями (например, ручное управление, освидетельствование
пациента врачом с помощью рук и т.д.). Имеется
в виду, что для таких действий требуется
ловкость и сноровка. В технике те приспособления
для управления механизмами, которые как
бы являются продолжением рук (рычаги,
рукоятки), называются манипуляторами.
А тот, кто работал с радиоактивными материалами,
знаком с манипуляторами, которые просто
имитируют человеческую руку.
Отсюда произошло и современное переносное
значение слова – ловкое обращение с людьми
как с объектами, вещами. Оксфордский словарь
английского языка трактует манипуляцию
как "акт влияния на людей или управления
ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным
подтекстом, как скрытое управление или
обработка". Изданный в 1969 году в Нью-Йорке
"Современный словарь социологии"
определяет манипуляцию как "вид применения
власти, при котором обладающий ею влияет
на поведение других, не раскрывая характер
поведения, которое он от них ожидает".
С. Кара-Мурза[3] выделяет три главных, родовых
признаков манипуляции. Во-первых, это
- вид духовного, психологического воздействия
(а не физическое насилие или угроза насилия).
Мишенью действий манипулятора является
дух, психические структуры человеческой
личности.
Во вторых, манипуляция - это скрытое воздействие,
факт которого не должен быть замечен
объектом манипуляции. Когда попытка манипуляции
вскрывается и разоблачение становится
достаточно широко известным, акция обычно
свертывается, поскольку раскрытый факт
такой попытки наносит манипулятору значительный
ущерб. Еще более тщательно скрывается
главная цель - так, чтобы даже разоблачение
самого факта попытки манипуляции не привело
к выяснению дальних намерений. Поэтому
сокрытие, утаивание информации – обязательный
признак, хотя некоторые приемы манипуляции
включают в себя "предельное самораскрытие",
игру в искренность, когда политик рвет
на груди рубаху и пускает по щеке скупую
мужскую слезу.
В-третьих, манипуляция – это воздействие,
которое требует значительного мастерства
и знаний. Встречаются, конечно, талантливые
самородки с мощной интуицией, способные
к манипуляции сознанием окружающих с
помощью доморощенных средств. Но размах
их действий не велик, ограничивается
личным воздействием – в семье, в бригаде,
в роте или банде. Если же речь идет об
общественном сознании, о политике, хотя
бы местного масштаба, то, как правило,
к разработке акции привлекаются специалисты
или хотя бы специальные знания, почерпнутые
из литературы или инструкций. Поскольку
манипуляция общественным сознанием стала
технологией, появились профессиональные
работники, владеющие этой технологией
(или ее частями).
Как мы установили, манипуляция – способ
господства путем духовного воздействия
на людей через программирование их поведения.
Это воздействие направленно на психические
структуры человека, осуществляется скрытно
и ставит своей задачей изменение мнений,
побуждений и целей людей в нужном власти
направлении. Как замечает Г. Шиллер, «для
достижения успеха манипуляция должна
оставаться незаметной. Успех манипуляции
гарантирован, когда манипулируемый верит,
что все происходящее естественно и неизбежно.
Короче говоря, для манипуляции требуется
фальшивая действительность, в которой
ее присутствие не будет ощущаться». Одной
из первых книг, прямо посвященных манипуляции
сознанием, была книга социолога из ФРГ
Герберта Франке "Манипулируемый человек"
(1964). Он дает такое определение: "Под
манипулированием в большинстве случаев
следует понимать психическое воздействие,
которое производится тайно, а следовательно,
и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено".
Природа манипуляции состоит в наличии
двойного воздействия – наряду с посылаемым
открыто сообщением манипулятор посылает
адресату "закодированный" сигнал,
надеясь на то, что этот сигнал разбудит
в сознании адресата те образы, которые
нужны манипулятору. Это скрытое воздействие
опирается на "неявное знание", которым
обладает адресат, на его способность
создавать в своем сознании образы, влияющие
на его чувства, мнения и поведение. Искусство
манипуляции состоит в том, чтобы пустить
процесс воображения по нужному руслу,
но так, чтобы человек не заметил скрытого
воздействия.
Выбранная мною тема актуальна, особенно в условиях развития информационного общества, когда человек подвергается различным формам воздействия на сознание.
Цель работы состоит в том, чтобы
наиболее полно раскрыть понятие манипуляции,
в том числе рассмотреть её природу, механизмы,
а также её роль в средствах массовой коммуникации.
1. Психология манипуляции.
1.1Манипуляция на уровне психических
процессов.
В том искусственном мире культуры,
который окружает человека, выделяется
особый мир слов – логосфера. Он включает
в себя язык как средство общения и все
формы «вербального мышления», в котором
мысли облекаются в слова. Язык как система
понятий, в которых человек воспринимает
мир и общество, есть самое главное средство
подчинения. В культурный багаж современного
человека вошло представление, будто подчинение
начинается с познания, которое служит
основой убеждения. Однако в последние
годы все больше ученых склоняется к мнению,
что проблема глубже, и первоначальной
функцией слова на заре человечества было
его суггесторное воздействие – внушение,
подчинение не через рассудок, а через
чувства. Внушаемость – глубинное свойство
психики, возникшее гораздо раньше, нежели
способность к аналитическому мышлению.
Многие ученые и специалисты акцентировали
внимание на значении внушения в общественных
процессах. Необходимо подчеркнуть различия
внушения и убеждения, как непосредственных
элементов воздействия. Внушение осуществляется
манипулятивным методом, также действует
контрвнушение для сохранения самобытности
восприятия индивида. Убеждение – процесс
логического обоснования, с целью добиться
результата. В ходе убеждения приводятся
факты, аргументы, разъяснения. Убеждение
предполагает активное участие субъекта,
ибо ему предлагается ряд доводов, которые
он осмысливает и принимает или отвергает.
"Внушение, напротив, "обходит"
разум субъекта и проникает в психическую
сферу помимо личного сознания, входя
без особой переработки непосредственно
в сферу общего сознания и укрепляясь
там, как всякий предмет пассивного восприятия"[3].
Внушение прямо связывается с манипуляцией
сознанием, поскольку представляет собой
вторжение в сознание посторонней идеи
без прямого и непосредственного участия
в этом акте "Я" субъекта. В этом принципиальное
отличие внушения от убеждения. Производится
ли внушение словами или другими знаками,
везде оно влияет не путем логического
убеждения, а непосредственно воздействует
на психическую сферу без соответствующей
переработки, благодаря чему происходит
настоящее прививание идеи, чувства, эмоции
или того или иного психофизического состояния.
Несмотря на существенную роль внушения
в практике массовых коммуникаций, бытовала
и иная точка зрения, отрицающая иррациональный,
происходящий помимо разума, процесс внушения.
Согласно этой точке зрения, при внушении
человек не меняет свои убеждения и оценки,
а меняет объект оценки. То есть, с помощью
внушения в сознании производится подмена
объекта суждения, так что человек мысленно
восклицает: "Ах, вот оно что! Вот кто
виноват!" и т.п. Эта подмена производится
путем умелого создания такого контекста,
в котором мысли человека идут в нужном
для манипулятора направлении. На этой
теории была основана так называемая «комментированная
пресса» – сообщение о факте сопровождается
интерпретацией комментатора, который
предлагает читателю или слушателю несколько
разумных вариантов объяснения. В рамки
этих вариантов загоняется мысль – но
все же мысль человека. От ловкости комментатора
зависит возможность сделать необходимый
манипулятору вариант наиболее правдоподобным.
1.2Манипуляция на уровне психологических
процессов. Перцептивные, мнемические,
интеллектуальные процессы.
Восприятие неразрывно связано с воображением,
которое новым образом комбинирует то,
что мы когда-то познали на опыте и зафиксировали
это в памяти: нельзя вообразить то, что
в разных своих элементах не присутствовало
бы в действительности. Платон сравнивал
восприятие с процессом тиснения печати
на восковой пластинке, а воображение,
согласно Платону, это оттиск, который
остается после удаления печати. Дети
до полутора лет не проявляют никаких
признаков воображения – им для этого
не хватает материала.
Так как воображение – способность творческая,
оно гораздо меньше, чем мышление, подвержено
дисциплине (логики, традиции). Значит,
более уязвимо для воздействия извне.
Преобразуя в нашем сознании полученные
когда-то и где-то от действительности
впечатления, воображение создает образы
и мыслительные, и чувственные. Следовательно,
через воображение манипулятор может
воздействовать и на мышление, и на чувства.
Максимальной подвижностью и уязвимостью
перед манипуляцией обладает сочетание
двух «гибких» миров – воображения и чувств.
Говорят, что эмоции – основные деятели
в психическом мире, а образы – строительный
материал для эмоций.
На сочетании воображения и чувств основано,
например, одно из самых мощных средств
воздействия на общественное сознание
– терроризм, соединенный с телевидением.
Образ изуродованной взрывом невинной
жертвы доводится телевидением буквально
до каждой семьи, а воображение «подставляет»
на место жертвы самого телезрителя или
его близких, и это порождает целую бурю
чувств. Затем уже дело техники – направить
эти чувства на тот образ, который подрядились
разрушить манипуляторы (образ армии,
федерального центра, исламских фундаменталистов,
чеченцев и т.д.). В этой акции необходима
лишь цепочка: террористический акт –
телевидение – воображение – чувства
– нужное поведение. Желательно при этом
отключить мышление (здравый смысл), потому
что террор не является реальным средством
уничтожения и даже не создает значительной
реальной опасности. Его цель – устрашение,
т.е. создание неадекватного чувства страха.
Для понимания процессов массового сознания
важно, что воображение тесно связано
с имитацией – мы "воображаем себя на
месте кого-то". При этом имитация часто
производится непроизвольно и ускользает
от критического самоанализа. Так, наблюдая
движения танцующих, люди порой начинают
повторять эти движения, хотя бы покачиванием
рук или мысленно – при этом не отдавая
себе отчета в том, что они вовлечены в
имитацию. Так воображение, если его умело
направлять, может привести к массовому
"заражению" настроением и даже действием.
Некоторые лидеры и харизматические шарлатаны
обладают искусством провоцировать такие
состояния.
Важнейшими мишенями, на которые необходимо
оказывать воздействие при манипуляции
сознанием являются память и внимание.
Задача манипулятора – в чем-то убедить
людей. Для этого надо прежде всего привлечь
внимание людей к его сообщению, в чем
бы оно не выражалось. Затем надо, чтобы
человек запомнил это сообщение, ибо многократно
проверенный закон гласит: убедительно
то, что остается в памяти.
"Аналитическое и теоретическое изучение
внимания сопряжено с большими трудностями,
но зато ему посвящено огромное количество
опытных исследований, так что технологи
манипуляции сознанием имеют неограниченный
запас "раздражителей", позволяющих
привлечь, переключить или рассеять внимание,
а также повлиять на его устойчивость
и интенсивность. Это касается всех способов
подачи зрительной и слуховой информации,
всех характеристик ее содержания и формы
(вплоть до использования орфографических
и логических ошибок как средства привлечения
внимания)"[3]. Понятно, что для целей
манипуляции одинаково важны приемы привлечения
и удержания внимания на убеждающем сообщении
(захват аудитории), и в то же время отвлечения
внимания от некоторых сторон реальности
или некоторых частей сообщения – всегда
предпочтительнее не лгать, а добиться,
чтобы человек не заметил «ненужной» правды.
Для успешной манипуляции вниманием важно
верно оценить такие характеристики аудитории,
как устойчивость и интенсивность внимания.
Они зависят от уровня образования, возраста,
профессии, тренировки людей и поддаются
экспериментальному изучению. Не менее
важна и технологическая база манипулятора.
Телевидение, которое оперирует одновременно
текстом, музыкой и зрительно воспринимаемыми
движущимися образами, обладает исключительно
высокой, магической способностью сосредоточивать,
рассеивать и переключать внимание зрителя.
Эффективность телевидения связана с
тем, что оно мобилизует периферические
системы внимания, что обеспечивает большую
избыточность информации в центральной
интегрирующей системе. Чем больше избыточность,
тем меньших усилий требует восприятие
сообщения.
В целях манипуляции сознанием приходится
воздействовать на все виды памяти человека
и разными способами. С одной стороны,
надо, чтобы человек запомнил (а то и заучил
до автоматизма) какую-то мысль, метафору,
формулу ("ДА-ДА-НЕТ-ДА!"). С другой
стороны, бывает необходимо "отключить"
его краткосрочную или историческую память
– они создают психологический барьер
против внушения.
Рассмотрим сначала важность запоминания.
Когда человек получает какое-то сообщение,
его взаимодействие с памятью делится
на два этапа: сначала происходит пассивное
запоминание. Затем информация перерабатывается
рассудком, и если она признается мало-мальски
убедительной, эмоционально окрашенной
и представляющей интерес, она «внедряется»
в память и начинает воздействовать на
сознание.
Исследователи пришли к печальному для
простого человека выводу: то, что в результате
частого повторения прочно запоминается,
действует на сознание независимо от того,
вызывает ли это утверждение возражения
или одобрение. Этот вывод проверен на
коммерческой рекламе, ценность которой
для ученых – в огромном количестве эмпирического
материала. Мастера рекламы знают, что
для ее эффективности неважно, вызывает
ли она положительную или отрицательную
реакцию, важно, чтобы она застряла в памяти.
Так возник особый вид – «раздражающая
реклама», подсознательное влияние которой
тем больше, чем сильнее она возмущает
или раздражает людей.
Подробно изучено влияние эмоциональных
элементов сообщения на его запоминаемость.
Во всем балансе разных видов памяти (образной,
словесной, звуковой и т.д.) главной для
манипуляции сознанием является именно
эмоциональная память. Запоминается и
действует прежде всего то, что вызвало
впечатление. Любая информация, если она
не подкреплена «памятью чувств», быстро
стирается, вытесняется.
Очень важна связь эмоциональной памяти
и узнавания. В манипуляции сознанием
узнавание играет ключевую роль, потому
что порождает ложное чувство знакомства.
Это становится предпосылкой согласия
аудитории с коммуникатором (отправителем
сообщения) – он воспринимается аудиторией
как свой. Для "захвата" аудитории
узнавание гораздо важнее сознательного
согласия с его утверждениями. Поэтому
так важно намозолить людям глаза с телеэкрана.
Действуя через средства массовой информации,
манипуляторы главную ставку делают на
непроизвольное запоминание. Поэтому
для них гораздо важнее создать поток
сумбурных сообщений, чем изложить одну
связную идею, которую человек обдумает
и преднамеренно запомнит. Сумбурные сообщения
откладываются в латентных, дремлющих
слоях памяти и действуют подспудно, больше
на подсознание. Они оживляются ассоциациями,
новыми образами и сообщениями, которые
их "будят". При этом для манипулятора
даже не важно, как отнесся человек к сообщению,
которое он запомнил непроизвольно.
1.3Механизмы реализующие манипулятивное
воздействие (по Доценко).
Присоединение к внутреннему мира аудитории.
"Включается в работу в тех случаях,
когда структура ситуации ... оказывается
сходной по своим характеристикам с соответствующей
частью внутреннего мира"[1]. С. Кара-Мурза[3]
называет это вторым этапом после установления
контакта с аудиторией (установление контакта
предполагает создание канала, по которому
может пройти сообщение). Присоединением
называют такой контакт, который в силу
положительного отношения к нему аудитории
имеет тенденцию сам себя поддерживать,
воспроизводится уже без специальных
больших усилий манипулятора. Различают
"присоединение по…" и "присоединение
к…". Первое – это контакт, который
поддерживается в силу каких-то объективных
признаков общности (по языку, этнической
принадлежности и т.д.). Главная задача
манипулятора – "присоединение к…"
(к каким-то ценностям, лозунгам, действиям).
Первое правило для успешного контакта
– заявить о том, что отправитель сообщения
входит с аудиторией в какую-то общность
(по социальному, национальному, культурному
признаку и т.д.). Для этого выработан целый
язык и манера обращения: коллеги, мужики,
православные и т.д. Так что первые же шаги
по установлению контакта служат кличем
"мы с тобой одной крови – ты и я!".
Поэтому первый признак манипуляции –
уклончивость в изложении собственной
позиции, использование туманных слов
и метафор. Ясное обнаружение идеалов
и интересов, которые отстаивает «отправитель
сообщения», сразу включает психологическую
защиту тех, кто не разделяет этой позиции,
а главное, побуждает к мысленному диалогу,
а он резко затрудняет манипуляцию.
Психические автоматизмы. "Психические
автоматизмы выступают в роли передаточных
рычагов, благодаря которым энергия воздействия
манипулятора превращается в энергию
действия адресата"[1]. Психические автоматизмы
- это типичные схемы поведения, естественные
для большинства людей. Ни один человек
не может прожить без «автоматизмов» в
восприятии и мышлении – обдумывать заново
каждую ситуацию у него не хватит ни психических
сил, ни времени. Здесь впервые появляется
понятие "стереотипа". Полезность
стереотипов для человека заключается
в том, чтобы воспринимать и оценивать
сообщение быстро, не думая; манипулятор
может применять их как "фильтры",
через которые его жертвы видят действительность.
Одним из главных "материалов", с
которым орудует манипулятор, являются
социальные стереотипы. В словарях сказано:
"Социальный стереотип – устойчивая
совокупность представлений, складывающихся
в сознании как на основе личного жизненного
опыта, так и с помощью многообразных источников
информации. Сквозь призму стереотипов
воспринимаются реальные предметы, отношения,
события, действующие лица. Стереотипы
– неотъемлемые компоненты индивидуального
и массового сознания. Благодаря им происходит
необходимое сокращение восприятия и
иных информационных и идеологических
процессов в сознании…" Обычно стереотипы
включают в себя эмоциональное отношение
человека к каким-то объектам и явлениям,
так что при их выработке речь идет не
только об информации и мышлении, а о сложном
социально-психологическом процессе.
Таким образом, стереотипы, как необходимый
человеку инструмент восприятия и мышления,
обладают устойчивостью, могут быть выявлены,
изучены и использованы как мишени для
манипуляции.
Еще более удобны для манипулятора метафоры
– выраженные художественно стереотипы
- это готовые штампы мышления, но штампы
эстетически привлекательные. Поэтически
выраженная мысль всегда играла огромную
роль в соединении людей и программировании
их поведения. "Метафоры, включая ассоциативное
мышление, дают огромную экономию интеллектуальных
усилий"[3]. Известно, что человек, чтобы
действовать в своих интересах (а не в
интересах манипулятора), должен реалистично
определить три вещи: нынешнее состояние,
желательное для него будущее состояние,
путь перехода от нынешнего состояния
к будущему. Соблазн сэкономить интеллектуальные
усилия заставляет человека вместо изучения
и осмысления всех этих трех вещей прибегать
к ассоциациям и аналогиям: называть эти
вещи какой-то метафорой, которая отсылает
его к иным, уже изученным состояниям.
Чаще всего, иллюзорна и сама уверенность
в том, что те, иные состояния, через которые
он объясняет себе нынешнее, ему известны
или понятны.
Механизм "включения" автоматизмов
- мотивационное обеспечение. Никакой
автоматизм не будет работать без мотивационной
поддержки. Впрочем, манипуляционное воздействие
в числе мишеней обязательно имеет и мотивационные
структуры. Е. Доценко выделяет такие способы
управления мотивационными предпочтениями
человека, как прямая актуализация мотивов,
простое обусловливание и знаковое опосредствование.
Прямая актуализация требуемого мотива
может происходить в ответ на появление
релевантных этому мотиву раздражителей.
"Открытое побуждение со стороны актора
нередко принимает форму соблазнения
- от вполне легального и невинного до
скрытого и злонамеренного"[1]. С манипулятивной
целью прямая актуализация мотива используется
в основном в составе комплекса мероприятий:
для маскировки основного воздействия,
отвлечения внимания на второстепенные
элементы ситуации, приведения адресата
в необходимое состояние (дискомфорт,
бездумная легкость).
Обусловливание - "перенесение побудительной
силы какого-нибудь мотива на действия,
к которым раньше этот мотив не побуждал"[1].
Данный механизм лежит в основе дркссировки
животных.
Мотивационное опосредствование - "эмоциональное
переключение на основе представляемых,
воображаемых, восстанавливаемых вследствие
полученной словесно информации событий"[1].
Многообразие возможных для человеческой
психики переключений позволяет связать
все со всем, сколь бы слабыми или надуманными
ни казались основания для такой связи.
Отождествление "Я" адресата со своей
активностью. "Субъективность, личностное
начало в человеке, по каким-то еще мало
понятным законам присваивает психические
процессы и содержания, придает им статус
"моего". Это личностное начало, или
"Я", будучи обманутым, принимает
чужое желание за свое"[1].
2. Манипуляция в СМК.
2.1СМИ. Информация. Информационная
коммуникация.
Средства массовой информации стали
главным инструментом для распространения
сообщений, воздействующих на общественное
сознание. Хотя, конечно, старые инструменты
продолжали использоваться, но и они были
усилены участием массовой прессы. А. Моль
пишет о СМИ: "Они фактически контролируют
всю нашу культуру, пропуская ее через
свои фильтры, выделяют отдельные элементы
из общей массы культурных явлений и придают
им особый вес, повышают ценность одной
идеи, обесценивают другую, поляризуют
таким образом все поле культуры. То, что
не попало в каналы массовой коммуникации,
в наше время почти не оказывает влияния
на развитие общества"[4]. Таким образом,
современный человек не может уклониться
от воздействия СМИ (под культурой А. Моль
понимает все стороны организации общественной
жизни, которые не даны природой в первозданном
виде).
Н.С.Леонов справедливо отмечает: "Информация,
как никогда, стала инструментом власти.
Когда была обнаружена восприимчивость
человеческой психики к внушению, информация
в форме пропаганды и агитации стала главным
рычагом управления людьми. Она постепенно
заменила собой грубую силу, насилие, которое
долгое время считалось единственным
и непременным орудием управления. Покойный
ныне президент США Ричард Никсон, выступая
однажды в Совете национальной безопасности
по вопросу бюджетных расходов, сказал,
что он считает 1 доллар, вложенный в информацию
и пропаганду, более ценным, чем десять
долларов, вложенных в создание систем
оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо
употреблено в дело, в то время как информация
работает ежечасно и повсеместно"[8].
Информационная коммуникация осуществляется
кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что
происходит в рамках информационной коммуникации,
так или иначе связано с достижением некоторых
целей индивидами или социальными группами.
Последовательность этапов взаимодействия
можно представить в виде следующих друг
за другом фаз, в основе каждой из них лежит
состояние информации и характер реализации
отношений.
1 фаза. На этой стадии происходит контакт
с базовым фактом, появляющимся в процессе
человеческой деятельности - необходимое
условие для начала информационной коммуникации.
2 фаза (производящая). На этой стадии производящий
информацию придает полученным сведениям,
выступающим в роли содержания, ту или
иную знаковую форму, тем самым создавая
сообщение. К этой же стадии следует отнести
все процедуры, связанные с упорядочением
информации и формированием массивов
информации, предназначенных для последующей
передачи.
3 фаза (передача). Передающий и потребляющий
обозначились только соответствующей
потенцией, которая актуализируется на
данном этапе – фазе передачи. Здесь происходит
передача информации при помощи соответствующей
системы технических средств.
4 фаза (потребление). Эта фаза представляет
из себя весьма сложный процесс, который
характеризуется активным включением
психологических механизмов. Лишь на фазе
потребления начинаются изменения в системе
установок и ценностных ориентаций.
5 фаза (постфаза). Использование информации
индивидом и группами людей вряд ли можно
рассматривать как процесс, всегда проходящий
в явной форме. Воздействие информации
на сознание объекта может происходить
не только однократно, сиюминутно, но и
обладать временной протяженностью. Информация,
следовательно, может продолжать воздействие
на психику в течение длительного времени
независимо от того осознается этот процесс
или нет.
Характерно, что включение механизмов
реализующих манипулятивное воздействие
приходится на фазы передачи и потребления.
На постфазе происходит накопление непроизвольно
усвоенной информации, способной подспудно
влиять на сознание и являющейся хорошим
фундаментом для следующих серий манипулятивного
воздействия.
Пользуясь градацией, которую предложил
А. Моулз можно выделить такое понятие
как эстетическая информация, которая
в отличие от семантической информации
не подчиняется общим законам логики.
Семантическая информация настраивает
людей действовать в соответствии со своими
убеждениями и интересами. Семантическая
информация в открытую побуждает человека
к определенным действиям. Она обращена
к логике и здравому смыслу человека. Семантическая
информация "правила бал" в политической
деятельности до активного внедрения
массовых коммуникаций в политику. Эстетическая
же информация является превалирующей
в сообщения и сюжетах, передаваемых СМИ.
В отличие от семантической информации
она не предметна. Эстетическая информация,
исходящая от средств массовой информации,
не столько отражает реальное положение
вещей, сколько вызывает у аудитории определенные
душевные состояния, реакции и эмоции.
Информация, переданная таким образом,
становиться более устойчивой для аудитории,
чем факты и доводы, излагаемые в форме
семантической информации. "Благодаря"
эстетической информации люди часто голосуют
вопреки своим убеждениям и интересам,
а это прямой результат манипулирования
СМИ за счет передаваемой ими эстетической
информации. Эстетическая информация,
заставляющая людей голосовать не умом,
а сердцем, может быть инструментом злоупотреблений
при воздействии на сознание людей.
Объектом эстетической информации являются
те ценности людей, на которых базируются
их убеждения. Эти ценности, зачастую,
основываются не на каких-то фактах и доказательствах,
а создаются коллективным опытом. При
этом они, как правило, четко не осознаются
самим человеком. Перед выборами люди
испытывают определенный страх перед
будущим и бессознательно обращаются
к ценностям, наработанными коллективным
опытом. На данном этапе и выходит на первый
план эстетическая информация, передаваемая
СМИ. Эстетическая информация в данном
случае служит как бы "клеем" между
однажды выработанным коллективным опытом
и эмоциональным настроем аудитории, способным
направить массы в нужном направлении.
Эстетическая информация при этом должна
быть созвучна эмоционально-психологическим
переживаниям рецепиента.
Эстетическая информация открывает громадные
возможности для поддержки и разрушения
присущих обществу политических убеждений
и пристрастий. В России государство, обладая
монополией на передачу в СМИ эстетической
информации, может содействовать складыванию
разнообразных впечатлений, которые провоцируют
у аудитории чувство солидарности с господствующими
группами (актуальным примером этого является
ситуация в Чечне, когда благодаря удачной
пропагандистской кампании в СМИ более
70% населения Росси поддержали военное
вторжение в Чечню). В практическом смысле
эстетическая информация выглядит для
власти предпочтительней семантической,
так как она способна подготавливать действия,
противоречащие логике и реальному положению
дел, но выгодные для властвующей элиты.
В передаче, по преимуществу, эстетической
информации и заключен смысл политизации
средств массовой коммуникации, так как
эстетическая информация нацелена не
на понимание, а на внушение устойчивых
символов посредством различных технических
эффектов.
2.2Массовая коммуникация. Необходимые
условия функционирования СМК.
Массовую коммуникацию стоит рассматривать
в качестве социального явления, основной
функцией которого является воздействие
на аудиторию через смысловую и оценочную
информацию, которая передается по каналам
СМК. Также следует рассматривать массовую
коммуникацию как механизм актуализации
информации при помощи различных коммуникативных
средств. Существуют общие условия необходимые
для функционирования средств массовой
коммуникации [11]. К ним можно отнести такие
условия, как:
Аудитория. Аудитория является необходимым
условием для функционирования средств
массовой коммуникации, без нее само существование
СМК теряет всякий смысл. Под аудиторией
понимается совокупность индивидов, характеризующаяся
неоднородностью, анонимностью, рассредоточенностью.
Аудитория - это индивиды, включенные в
сеть реальных общественных отношений
и связей. При помощи средств массовой
коммуникации аудитория поддерживает
отношения не только внутри своей социальной
группы, но и с более широкой социальной
средой.
Социальная значимость передаваемой информации.
Содержание информации, передаваемой
по средствам массовой коммуникации, оказывает
большое влияние на массовую аудиторию
в самых разнообразных формах (в т. ч. в
форме убеждения и внушения). Воздействие
информации зависит от того, насколько
она соответствует социальным запросам
аудитории и насколько информация, поступающая
из средств массовой информации, регулярна.
"Надо отметить, что теперь средства
массовой информации сами способны формировать
и культивировать социальные запросы
аудитории"[7]. Наряду с социальной актуальностью
смысловой информации большое значение
имеет оценочная информация. Получатель
информации вольно или невольно ожидает
оценочную информацию.
Ожидание оценочной информации от СМИ
объясняется тем, что они как социальные
институты имеют статус официального
источника информации, к которому массовая
аудитория имеет высокую степень доверия.
Истинность смысловой информации трудно
проверить, поэтому аудитория чутко прислушивается
к информации, которая, как ей кажется,
отражает доминирующие тенденции в обществе.
Оценочная информация во многом способствует
формированию общественного мнения.
Наличие технических средств, которые
должны обеспечивать регулярность и тиражированность
массовой коммуникации. У аудитории есть
возможность заполнить окружающий мир
информацией, поступающей из средств массовой
коммуникации, в этом прежде всего заслуга
технических возможностей средств массовой
коммуникации.
Различие в технической вооруженности
между прессой и телевидением базируется
в их разных настройках на аудиторию. Если
пресса в основном настроена на семантическую
волну восприятия аудитории, то телевидение
использует свой аудио-визуальный потенциал.
Ситуативное представление информации
в телепередаче, в отличие от прессы, исключает
двусмысленность. динамика передачи информации,
эффект соучастия – все эти различия телевидения
от прессы обусловлены в первую очередь
их разными техническим форматом.
2.3Участие телевидения в политической
манипуляции.
Телевидение - наиболее популярный источник
информации для аудитории. Именно телевидение
является основным инструментом политического
влияния на аудиторию в силу объективных
технических качеств.
Эстетика телевидения воплощает в себя
два принципа. Во-первых, это – мозаичность
изображения, представляющего весь мир
в качестве несвязанных однозначной логической
связью сообщений (когда, например, за
короткий отрезок времени появляется
разномасштабная и разноплановая информация
из различных областей жизни). Во-вторых,
это – резонанс (взаимоусиление) поступающих
в сознание телезрителя сообщений, который
преодолевает их мозаичную раздробленность,
объединяя в устанавливаемое работой
сознания смысловое единство. "Человек
может контролировать, "фильтровать"
сообщения, которые он получает по одному
каналу, например, через слово и через
зрительные образы. Когда эти каналы соединяются,
эффективность внедрения в сознание резко
возрастает – «фильтры» рвуться. Текст,
читаемый диктором, воспринимается как
очевидная истина, если дается на фоне
видеоряда – образов, снятых "на месте
событий". Критическое осмысление резко
затрудняется, даже если видеоряд не имеет
никакой связи с текстом"[3].
Современные политические технологии
обязаны своим воздействием на массы в
первую очередь визуальным образам телевидения.
Телевизионный образ разворачивается
на экране в виде мозаики презентативных
символов, которые не претендуют на истинность
представляемых ими картинок или на ложность,
но оказываются для людей основным источником
информации об окружающем мире. Телеобразы
напрямую связаны и подчинены манипулятивному
воздействию на аудиторию. Телевизионная
информация – это прежде всего эстетическая
информация. Телевизионному аудио-визуальному
информационному потоку чужды ценности
логики: последовательность, аргументация,
осмысленный контекст, если они мешают
развлекать или определенным образом
"настраивать" публику. Телеобразы,
по определению, есть "отображение"
реальной жизни, но инсценируются они
как часть этой реальности. Надо при этом
отметить, что эта реальность очень часто
преподноситься без логической связи
и аргументации речей. Таким образом, у
аудитории складывается такой же взгляд
на окружающий мир, как им внушает образная
телекоммуникация.
Телевидение принципиально отличается
от других видов коммуникаций. Во-первых,
знаки телеобразы, в отличие от знаков
языка или письма, весьма предрасположены
к тому, чтобы зритель прочитывал их как
естественное жизненное событие. Во-вторых,
телеобразы при всей их похожести на реальные
жизненные события являются как и все
другие знаки кодом, а не простым отображением
реальных жизненных обстоятельств. Эти
знаки, которые генерирует телевидение,
имеют определенный смысл, который часто
не идентичен тому смыслу, который заложен
в вещах, отображаемых на телевизионном
экране. Таким образом, кодирование остается
для массовой аудитории не заметным, и
у лиц, осуществляющих селекцию и оформление
телеинформации, возникает возможность
внушать, то есть активизировать манипулятивные
механизмы.
Свой манипулятивный потенциал телевидение
развивает именно за счет того, что оно
искусно скрывает различие между фикцией
и реальностью. И именно поэтому информация
преподнесенная из телевизора оказывается
куда более убедительной для публики,
чем аргументы теоретического или идеологического
свойства.
Люди, включая телевизор, ожидают в первую
очередь развлечений, именно поэтому телевидение,
следуя этим желаниям зрителя, выбирает
события с простой структурой, с конфликтом
в центре события, с большой степенью привязки
к той или иной персоне. То, что не попадает
в должную схему телевидением отбрасывается
или переводиться на второй план. В результате
действия таких правил политика изображается
на телеэкране простым, незамысловатым
делом, которое делается героями дня в
мгновение ока. Телеобразы незаметно создают
такое мнение о политике у телезрителя,
которому политика даже если бы хотела
не могла следовать.
2.4 Основные манипулятивные технологии
в системе массовых коммуникаций.
Одним из самых часто встречающихся приемов
манипуляции в СМИ является искажение
информации. В то время как Е. Доценко исследует
такие конкретные приемы как подтасовка
фактов или смещение по семантическому
полю понятия, С. Кара-Мурза выделяет: фабрикацию
фактов, манипулятивную семантику, упрощение,
стереотипизацию. Почти всегда искаженная
информация используется вместе с соответствующим
способом подачи. Здесь мы отметим такие
приемы как утверждение, повторение, дробление,
срочность, сенсационность, а также отсутствие
альтернативных источников информации
(или отсутствие у них альтернативной
информации).
Фабрикация фактов (прямая ложь). И политики,
и деятели современной прессы часто заявляют,
что пресса не использует прямой лжи –
это и дорого, и опасно. В разных вариантах
повторяется такой афоризм: «Какой смысл
лгать, если того же результата можно добиться,
тщательно дозируя правду?». А. Моль [4]
пишет, что искажение реальности достигается
чаще через процесс «кумуляции мелких
отклонений, происходящих всегда в одном
и том же направлении, чем решительных,
бросающихся в глаза действий. «Honesty is
the best policy» – всегда гораздо выгоднее быть
честным, если речь идет о фактах, чем их
сознательно замалчивать». Подчеркивается
также, что малые сдвиги, приводящие к
«поляризации» потока сообщений, должны
быть ниже порога семантической восприимчивости
среднего получателя (то есть, в среднем
должны не замечаться).
Одно из важнейших правил манипуляции
сознанием гласит, что успех зависит от
того, насколько полно удалось изолировать
адресата от постороннего влияния. Идеальной
ситуацией для этого была бы тоталитарность
воздействия – полное отсутствие альтернативных,
неконтролируемых источников информации
и мнения. Сложность выполнения этого
правила прежде всего в том, чтобы создать
у адресата иллюзию независимости, иллюзию
плюрализма каналов информации. Для этого
создается видимость многообразия СМИ
по типу организаций, политической окраске,
жанрам и стилям – при условии, что реально
вся эта система подчиняется единым главным
установкам. Идеальный случай – когда
удается создать (точнее, допустить создание)
радикальных оппозиционных источников
информации, которые, однако, ограничивают
свою информационную борьбу с режимом
вопросами, которые не затрагивают сути
главных программ манипуляции.
Помимо замалчивания «ненужной» информации
и создания таким образом «виртуальной»
реальности вместо отражения действительности,
СМИ широко используют принцип демократии
шума – потопление сообщения, которого
невозможно избежать, в хаотическом потоке
бессмысленной, пустопорожней информации.
Г. Шиллер [2] пишет: «Подобно тому как реклама
мешает сосредоточиться и лишает весомости
прерываемую информацию, новая техника
обработки информации позволяет заполнить
эфир потоками никчемной информации, еще
более осложняющей для индивида и без
того безнадежные поиски смысла».
"Язык, как средство вербальной коммуникации,
строго нормирован, как в межличностном,
так и в институциональном общении. Современные
масс-медиа, с размахом воспользовавшись
свободой слова и ее интерпретациями,
коренным образом изменили общественную
культуру языка. Языковая культура обогатилась,
в основном, благодаря использованию СМИ
официального языка сообщения, состоящего
из профессиональной лексики политики
и мировых стандартов, взятой на вооружение
при освещении актуальных проблем повседневности.
Эта стандартизация языка производится
по единому шаблону, который должен отражать
компетентность СМИ, как официального
источника получения информации"[3].
Таким образом, язык масс-медиа превращается
в вещание оракула, язык избранных противопоставляется
языку толпы.
С. Кара-Мурза [3] определяет неофициальный
язык толпы как «туземный», в отличие от
«правильного» официального языка. По
этому поводу он пишет: «Туземный» язык
рождается из личного общения людей, которые
излагают свои мысли – в гуще повседневной
жизни. Поэтому он напрямую связан со здравым
смыслом (можно сказать, что голос здравого
смысла «говорит на родном языке»). «Правильный»
– это язык диктора, зачитывающего текст,
данный ему редактором, который доработал
материал публициста в соответствии с
замечаниями совета директоров. Это безличная
риторика, созданная целым конвейером
платных работников. Язык диктора в современном
обществе связи со здравым смыслом не
имеет, он несет смыслы, которые закладывают
в него те, кто контролирует средства массовой
информации. Люди, которые, сами того не
замечая, начинают сами говорить на таком
языке, отрываются от здравого смысла
и становятся легкими объектами манипуляции.
Манипулятивная семантика: изменение
смысла слов и понятий. Разновидностью
лжи в прессе является «конструирование»
сообщения из обрывков высказывания или
видеоряда. При этом меняется контекст,
и из тех же слов создается совершенно
иной смысл. Отдельные «крупицы» сообщения
вроде бы ложью не являются, но то целое,
что слепил из них репортер или редактор,
может не иметь с действительностью ничего
общего. Сегодня политики и пресса постоянно
меняют смысл слов и правила игры в зависимости
от конъюнктуры. Политические эвфемизмы,
маскирующие истинный смысл явлений, создаются
и с помощью терминов. Это специальные
слова, имеющие точный смысл, причем аудитория
резко разделяется на тех, кто знает точное
значение термина, и на тех, кто не знает.
Но главное, что термины обладают магическим
воздействием на сознание, имея на себе
отпечаток авторитета науки.
Упрощение, стереотипизация. Пресса (и
вообще СМИ) сыграла важнейшую роль в процессе
«толпообразования» в западном обществе.
Человек массы, продукт мозаичной культуры,
был в значительной степени создан прессой.
Сами СМИ быстро стали объектом изучения
в социодинамике культуры, и вскоре были
обнаружены и даже математически выражены
связи между простотой сообщения и его
восприятием. СМИ, в отличие от высокой
культуры, предназначенны именно для массы.
Поэтому в них были установлены жесткие
ограничения на сложность и оригинальность
сообщений (даже на длину слов, хотя два-три
заумных слова всегда допускаются в статье
в качестве «приправы» – они повышают
привлекательность статьи в силу «гомеопатического»
эффекта). В общем, давно было сформулированно
такое правило: «Сообщение всегда должно
иметь уровень понятности, соответствующий
коэффициенту интеллектуальности примерно
на десять пунктов ниже среднего коэффициента
того социального слоя, на который рассчитано
сообщение»[4].
Под этим эмпирическим правилом лежит
психологическое оправдание, согласно
которому человек подсознательно тяготеет
к примитивным объяснениям. Концепцию
упрощения выдвинул еще в начале 20-х годов
У. Липпман (будущий «журналист №1» США).
Он считал, что процесс восприятия – это
всего-навсего механическая подгонка
еще неизвестного явления под устойчивую
общую формулу (стереотип). Поэтому пресса
должна произвести стандартизацию явления,
ставшего объектом сообщения. При этом,
по его выражению, редактор должен опираться
на стереотипы и рутинные мнения и «безжалостно
игнорировать тонкости». Человек должен
воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно,
без внутренней борьбы и критического
анализа.
Утверждение и повторение. Упрощение позволяет
высказывать главную мысль, которую требуется
внушить аудитории, в «краткой, энергичной
и впечатляющей форме» – в форме утверждения.
Утверждение в любой речи означает отказ
от обсуждения, поскольку власть человека
или идеи, которая может подвергаться
обсуждению, теряет всякое правдоподобие.
Это означает также просьбу к аудитории,
к толпе принять идею без обсуждения такой,
какой она есть, без взвешивания всех «за»
и «против» и отвечать «да» не раздумывая.
Опираясь на сложившийся в мозаичной культуре
тип мышления человека массы, СМИ в то
же время стали важнейшим фактором укрепления
этого типа мышления. Они приучали человека
мыслить стереотипами и постепенно снижали
интеллектуальный уровень сообщений так,
что превратились в инструмент оглупления.
Этому послужил главный метод закрепления
нужных стереотипов в сознании – повторение.
Повторение придает утверждениям вес
дополнительного убеждения и превращает
их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и
вновь, в различных весиях и по самому
разному поводу, в конце концов начинаешь
проникаться ими. Будучи навязчивой идеей,
повторение становится барьером против
отличающихся или противоположных мнений.
Таким образом, оно сводит к минимуму рассуждения
и быстро превращает мысль в действие,
на которое у массы уже сформировался
условный рефлекс, как у знаменитых собак
Павлова… С помощью повторения мысль
отделяется от своего автора. Она превращается
в очевидность, не зависящую от времени,
места, личности. Она не является более
выражением человека, который говорит,
но становится выражением предмета, о
котором он говорит.
Дробление и срочность. Разделение целостной
проблемы на отдельные фрагменты – так,
чтобы читатель или зритель не смог связать
их воедино и осмыслить проблему – одна
из особых и важных сторон упрощения. Это
– фундаментальный принцип мозаичной
культуры. Дроблению служит множество
технических приемов: статьи в газете
разбиваются на части и помещаются на
разных страницах, текст или телепередача
разбиваются рекламой.
Г. Шиллер [2] дает описание этой технологии:
«Возьмем, например, принцип составления
обычной телевизионной или радиопрограммы
или компоновки первой страницы крупной
ежедневной газеты. Общим для всех является
полная разнородность подаваемого материала
и абсолютное отрицание взаимосвязи освещаемых
социальных явлений. Дискуссионные программы,
преобладающие на радио и телевидении,
представляют собой убедительные образцы
фрагментации как формы подачи материала.
Что бы ни было сказано, все полностью
растворяется в последующих рекламных
объявлениях, комических трюках, интимных
сценах и сплетнях».
Одним из условий успешной и как бы оправданной
фрагментации проблем является срочность,
немедленность информации, придание ей
характера незамедлительности и неотложности
сообщения. Это – один из самых главных
принципов американских СМИ. Считается,
что нагнетаемое ощущение срочности резко
усиливает их манипулятивные возможности.
Ежедневное, а то и ежечасное обновление
информации лишает ее какой-либо постоянной
структуры. Человек просто не имеет времени,
чтобы осмыслить и понять сообщения –
они вытесняются другими, еще более новыми.
Г. Шиллер [2] пишет: «Ложное чувство срочности,
возникающее в силу упора на немедленность,
создает ощущение необычайной важности
предмета информации, которое также быстро
рассеивается. Соответственно ослабевает
способность разграничивать информацию
по степени важности. Быстро чередующиеся
сообщения об авиационных катастрофах
и наступлении национально-освободительных
сил во Вьетнаме, растратах и забастовках,
сильной жаре и т.д. мешают составлению
оценок и суждений. При таком положении
вещей умственный процесс сортирования,
который в обычных условиях способствует
осмыслению информации, не в состоянии
выполнять эту функцию. Мозг превращается
в решето, в которое ежечасно вываливается
ворох иногда важных, но в основном пустых
информационных сообщений».
Сенсационность. Обеспечивать фрагментацию
проблем и дробить информацию так, чтобы
человек никогда не получал полного, завершающего
знания, позволяет использование сенсаций.
Это – сообщения о событиях, которым придается
столь высокая важность и уникальность,
что на них концентрируется и нужное время
удерживается почти все внимание публики.
Под прикрытием сенсации можно или умолчать
о важных событиях, которых публика не
должна заметить, или прекратить скандал
или психоз, который уже пора прекратить
– но так, чтобы о нем не вспомнили.
Подготовка сенсации – кропотливая и
дорогая работа, которую выполняют профессиональные
специалисты. Замечательно то, что поданная
в виде сенсации на телевидении информация,
со всеми репортажами с места события,
интервью в прямом эфире и т.д., как правило,
принципиально искажает происшедшее событие.
Это отмечается в специальной литературе
по данной теме. Но это и не важно, важен
эффект, ради которого запускается сенсация.
При этом зритель очарован именно тем,
что он наблюдает «неожиданное», неотобранный
жизненный материал, так что между ним
и реальностью нет никакого посредника.
Эта иллюзия достоверности – сильное
свойство телевидения.
Заключение
Чтобы не угодить в манипулятивную ловушку, имеет смысл следовать следующим трем принципам:
Во-первых, важно доверять себе, в том числе и собственному бессознательному, образно говоря "шестому чувству". Если честное и открытое, на первый взгляд, предложение вызывает вроде бы совершенно необоснованное беспокойство и дискомфорт, это может означать, что вами пытаются манипулировать.
Во-вторых, не следует действовать
и принимать решения под
И, в-третьих, важно осознавать собственные "крючки" и теневые аспекты личности.
Рассматривая проблему манипуляции, нельзя не отметить, что манипулятивное воздействие далеко не всегда носит деструктивный характер.. Представляется, что в зависимости от целей правомерно, по аналогии с агрессией, различать злокачественную, направленную на причинение вреда, и инструментальную манипуляцию, которая может использоваться для достижения созидательных целей. Классический пример инструментальной манипуляции такого рода связан с библейской историей о том, как царь Соломон рассудил двух женщин, каждая из которых утверждала, что является матерью одного и того же младенца. Как известно, выслушав женщин Соломон велел принести меч и предложил рассечь ребенка надвое и отдать половину каждой из женщин. Но одна из них стала умолять Соломона отдать ребенка своей сопернице, только чтобы он остался жив. Именно в ней Соломон и признал настоящую мать ребенка. В данном случае хотя и крайне жесткая, но вполне типичная манипуляция послужила восстановлению справедливости.
Список использованной литературы:
1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции.
Феномены, механизмы, защита. - М., 1996
2. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.:
"Мысль", 1980
3. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием.
- М.: "Алгоритм", 2000
4. Моль А. Социодинамика культуры. - М.:
Прогресс, 1973
5. Почепцов Г. Г. Психологические войны.
- Москва - Киев: "Рефл-бук", 2000
6. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии
ХХ века. - Москва - Киев: "Рефл-бук",
2000
7. Засурский И. Масс-медиа второй республики.
- М.: Изд-во МГУ, 1999
8. Леонов Н.С. Информационно-аналитическая
работа в загранучреждениях. - М., 1996
9. Зиновьев А. Русский эксперимент. - М.:
"Наш дом – L’age d’homme", 1995
10. Бурдье П. Социальное пространство и
символическая власть. - "Thesis" №2,
1993
11. Конецкая В. П. Социология коммуникации.
- М., 1997
Информация о работе Манипулирование: природа, формы, механизмы