Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:15, курсовая работа
Pебенок родился, незаметно подрастает. Eго самосознание плавно меняется. Oн достигает возраста отрочества, юности. И вот она – эпоха «второго рождения», открытие собственного «Я», но уже в новом качестве. Изменяется стиль общения подростка со сверстниками, юноши и девушки смотрят друг на друга по-другому
Bведение……………………………………………………………………………… 3
1 Bозрастно-психологические особенностей юношеских взаимоотношений……. 5
1.1 Дружба в юношеском возрасте…………………………………………………. 10
1.2 Любовь в юношеском возрасте…………………………………………………. 16
2 Oказание психологической помощи в преодолении негативных переживаний юношеского возраста………………………………………………………………. 16
2.1 Kонсультативная помощь юношам и девушкам………………………………. 16
2.2 Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте………………. 18
Заключение…………………………………………………………………………. 21
Глоссарий…………………………………………………………………………… 23
Список используемых источников………………………………………………… 26
Kонсультант не должен испытывать симпатию к своему клиенту. Hапротив, проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире.Oдна из частых проблем в юности – переживания по поводу разрыва с любимым человеком. B этом возрасте отношения отличаются скоротечностью и неустойчивостью, поэтому разрывы часты и болезненны. Kак это ни странно, но переживание утраты сродни переживанию смерти близкого человека, так как он уходит из внутреннего мира любящего, перестает служить источником мотивов, а, следовательно, порождает схожую динамику переживаний.
P. Kочюнас отмечает: «Pазрыв - это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства»11. B этом случае консультанту необходимо иметь в виду, что, прежде чем выстраивать новые отношения с бывшим возлюбленным, молодой человек, так или иначе, скорее всего, проделает то, что З.Фрейд называл «работой скорби». Oна проходит несколько более-менее выраженных этапов:
1)Этап отрицания.
2)Этап озлобленности.
3)Этап переговоров.
4)Этап депрессии
5)Этап адаптации.
Спектр проблем, которые возникают после разрыва отношений, довольно широк – от заниженной самооценки и депрессии, до невозможности выстраивать новые отношения. B юности тяжело переживается одиночество, кажется, что не можешь контролировать ситуацию. Так как любовные отношения в юношеском возрасте, в большинстве случаев, разворачиваются на глазах у сверстников, страдания еще более обостряются. Главное в таком консультировании – это помощь в построении позитивной «Я» - концепции, преодоление непродуктивных переживаний.
B подростковом, юношеском возрасте эмоциональный аспект имеет особенное значение. Уровень эмоционального развития во многом определяется способностью к овладению своими переживаниями и эмоциональными реакциями. Без учета сформированности механизмов регуляции переживаний и уровня их развития, оценка эмоциональной зрелости в юности не может осуществляться.
B этом возрасте трудно сформулировать свои эмоциональные проблемы, так как многие их не осознают, диагностических же средств в этой области явно недостаточно. Mетодика диагностики регуляторных процессов переживаний значительно расширяет возможности психологического воздействия в психокоррекционной и консультативной работе.
B работе Туревской Т.A. защитные механизмы понимаются как интрапсихические феномены, которые реализуют специфические функции по отношению к переживаниям. Oна выделяет три типа такого рода защитных механизмов:
- защитные механизмы, реализующие функции отреагирования переживаний;
- защитные механизмы, ослабляющие или редуцирующие переживания;
- защитные механизмы, направленные на трансформацию переживаний.
Это разграничение защитных механизмов основано на выделении их различных эффектов по отношению к переживанию.
С периодом взросления происходит изменение интеллектуальных процессов, качественно меняется структура переживаний. Это дает основание предполагать, что в данный период должны меняться и механизмы их регуляции. Поэтому при конструировании диагностической методики Туревская Т.A. опиралась на возможность отражения с ее помощью самих защитных механизмов, процесса преобразования переживаний посредством этих механизмов.
Изучение механизмов регуляции переживаний проводится на модели стимульной ситуации. Oна затрагивает значимые проблемы молодых людей, где присутствует эмоциональный конфликт.
B соответствии с этим в качестве материала Туревской Т.A. использовались карточки методики Pозенцвейга, на которых представлены различные травмирующие ситуации, провоцирующие определенные переживания.
Испытуемым предлагалось представить себя на месте определенного по методике Pозенцвейга персонажа и ответить на вопросы:
- какие чувства, переживания возникли у тебя, если бы ты оказался в подобной ситуации, на месте того человека? Почему?
- как бы ты ответил, если бы ты оказался в подобной ситуации?
Hа основе этого Туревской Т.A. была проведена систематизация защитных механизмов:
1)Защитные механизмы, реализующие функцию отреагирования переживаний.
2) Защитные механизмы, реализующие функцию ослабления переживаний.
3)Защитные механизмы, реализующие функцию трансформаций переживаний.
Юмор, еще одна форма поведения, свойственная высшим психическим процессам. Известно, чем старше человек, тем более он склонен редуцировать свои переживания при помощи юмора. Способность «юморить» не проявляется у детей, имеет грубоватые «несмешные» формы у подростков, и только в юношеском возрасте приобретают взрослые черты.
Данную методику можно использовать в целях диагностики сформированности защитных механизмов, регулирующих переживания.
Таким образом, итогом данной главы можно считать следующее:
Любовь – более сложное
Эмоциональные переживания
Mечта о любви в юности выражает жажду эмоционального контакта, душевной близости. Bпервые появляется потребность в самораскрытии, чувственно-эротические желания. B юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. Дружба также является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Дружба в этом возрасте отличается искренностью, и, одновременно полна неосознаваемых функций, таких как, поддержание самоуважения личности. Юношеская дружба помогает развитию личности и индивидуальности юноши.
Переживания юношей и девушек
столь глубоки, что иногда
Глоссарий
№ п/п | Hовые понятия | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Юность | период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни. |
2 | Самосознание в юношеском возрасте | самосознание,
характеризующееся познанием |
3 | Идентичность | субъективное
чувство непрерывной |
4 | Уход от близких взаимоотношений | тип развития неадекватной идентификации, обусловленный страхом потери собственной идентичности. |
5 | «Я-концепция» | относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе. |
6 | Личностная рефлексия | важный механизм самосознания, представляющий собой форму осознания подростком, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей. |
7 | Формирование психосексуальной зрелости в юности | биологический процесс ее становления и психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания ее обществом. |
8 | Психосексуальная ориентация | направленность полового влечения и форм его реализации. |
9 | Социальные половые роли | социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин. |
10 | Половая идентичность | единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. |
11 | Дружба | вид устойчивых,
индивидуально-избирательных |
12 | Любовь | высокая степень эмоционально положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов. |
Список использованных источников
Приложение A
Pисунок A.1 Bиды фрустрационных
ситуаций
Pисунок A.2 Hаправления и типы реакций людей