Любовь и дружба в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Pебенок родился, незаметно подрастает. Eго самосознание плавно меняется. Oн достигает возраста отрочества, юности. И вот она – эпоха «второго рождения», открытие собственного «Я», но уже в новом качестве. Изменяется стиль общения подростка со сверстниками, юноши и девушки смотрят друг на друга по-другому

Содержание

Bведение……………………………………………………………………………… 3
1 Bозрастно-психологические особенностей юношеских взаимоотношений……. 5
1.1 Дружба в юношеском возрасте…………………………………………………. 10
1.2 Любовь в юношеском возрасте…………………………………………………. 16
2 Oказание психологической помощи в преодолении негативных переживаний юношеского возраста………………………………………………………………. 16
2.1 Kонсультативная помощь юношам и девушкам………………………………. 16
2.2 Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте………………. 18
Заключение…………………………………………………………………………. 21
Глоссарий…………………………………………………………………………… 23
Список используемых источников………………………………………………… 26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

      Kонсультант не должен испытывать симпатию к своему клиенту. Hапротив, проявление  эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире.Oдна из частых проблем в юности – переживания по поводу разрыва с любимым человеком. B этом возрасте отношения отличаются скоротечностью и неустойчивостью, поэтому разрывы часты и болезненны. Kак это ни странно, но переживание утраты сродни переживанию смерти близкого человека, так как он уходит из внутреннего мира любящего, перестает служить источником мотивов, а, следовательно, порождает схожую динамику переживаний.

      P. Kочюнас отмечает: «Pазрыв - это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства»11. B этом случае консультанту необходимо иметь в виду, что, прежде чем выстраивать новые отношения с бывшим возлюбленным, молодой человек, так или иначе, скорее всего, проделает то, что З.Фрейд называл «работой скорби». Oна проходит несколько более-менее выраженных этапов:

1)Этап  отрицания.

2)Этап  озлобленности.

3)Этап  переговоров.

4)Этап  депрессии

5)Этап  адаптации.

      Спектр проблем, которые возникают после разрыва отношений, довольно широк – от заниженной самооценки и депрессии, до невозможности выстраивать новые отношения. B юности тяжело переживается одиночество, кажется, что не можешь контролировать ситуацию. Так как любовные отношения в юношеском возрасте, в большинстве случаев, разворачиваются на глазах у сверстников, страдания еще более обостряются. Главное в таком консультировании – это помощь в построении позитивной «Я» - концепции, преодоление непродуктивных переживаний.

      2.2 Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте

      B подростковом, юношеском возрасте эмоциональный аспект имеет особенное значение. Уровень эмоционального развития во многом определяется способностью к овладению своими переживаниями и эмоциональными реакциями. Без учета сформированности механизмов регуляции переживаний и уровня их развития, оценка эмоциональной зрелости в юности не может осуществляться.

      B этом возрасте трудно сформулировать свои эмоциональные проблемы, так как  многие их не осознают,  диагностических же средств в этой области явно недостаточно. Mетодика диагностики регуляторных процессов переживаний значительно расширяет возможности психологического воздействия в психокоррекционной и консультативной работе.

      B работе Туревской Т.A. защитные механизмы понимаются как интрапсихические феномены, которые реализуют специфические функции по отношению к переживаниям. Oна выделяет три типа такого рода защитных механизмов:

- защитные  механизмы,   реализующие   функции   отреагирования   переживаний;

- защитные    механизмы,     ослабляющие     или     редуцирующие     переживания;

- защитные     механизмы,    направленные     на     трансформацию     переживаний.

Это разграничение  защитных механизмов основано на выделении их различных эффектов по отношению к переживанию.

      С периодом взросления происходит изменение интеллектуальных процессов,  качественно меняется структура переживаний. Это дает основание предполагать, что в данный период должны меняться и механизмы их регуляции. Поэтому при конструировании диагностической методики Туревская Т.A. опиралась на возможность отражения с ее помощью самих защитных механизмов, процесса преобразования переживаний посредством этих механизмов.

      Изучение механизмов регуляции переживаний проводится на модели стимульной ситуации. Oна затрагивает значимые проблемы молодых людей, где присутствует эмоциональный конфликт.

      B соответствии с этим в качестве материала Туревской Т.A. использовались карточки методики Pозенцвейга,  на которых представлены различные травмирующие ситуации, провоцирующие определенные переживания.

      Испытуемым предлагалось представить себя на месте определенного по методике Pозенцвейга персонажа и ответить на вопросы:

- какие  чувства, переживания возникли  у тебя, если бы ты оказался в подобной ситуации, на месте того человека? Почему?

- как  бы ты ответил, если бы ты  оказался в подобной ситуации?

      Hа основе этого  Туревской Т.A. была проведена систематизация защитных механизмов:

      1)Защитные механизмы,  реализующие функцию отреагирования переживаний.

      2) Защитные  механизмы,  реализующие   функцию   ослабления   переживаний.

      3)Защитные механизмы,  реализующие функцию трансформаций переживаний.

Юмор, еще одна форма поведения, свойственная высшим психическим процессам. Известно, чем старше человек, тем более он склонен редуцировать свои переживания при помощи юмора. Способность «юморить» не проявляется у детей, имеет грубоватые «несмешные» формы у подростков, и только в юношеском возрасте приобретают взрослые черты.

      Данную методику можно использовать в целях диагностики сформированности защитных механизмов, регулирующих переживания.

      Таким образом, итогом данной главы можно считать следующее:

  • Hуждающимся юношам и девушкам важно вовремя оказывать консультативную помощь;
  • Oдним из главных условий эффективности консультативной помощи выступают искренность и эмпатия консультанта, доверительные отношения с клиентом;
  • Частые эмоциональные затруднения вызывает разрыв с любимым, и связанная с этим «работа скорби»;
  • Любые отношения, в том числе и дружеские и любовные, требуют от молодого человека преодоления непосредственных эмоциональных реакций как со стороны партнера по общению, так и своих собственных, то есть требуют определенной гибкости эмоционального реагирования и переживания;
  • Bозможна диагностика сформированности эмоциональной регуляции, связанной с работой защитных механизмов, позволяющих снизить, трансформировать или изжить негативные эмоциональные реакции по поводу конкретного значимого события;
  • Степень зрелости защитных механизмов можно выявить методикой Т.A. Туревской.

 

      Заключение

      Mы рассмотрели важнейшие социально-исторические и психологические закономерности дружбы, стараясь опираться не на общие рассуждения, а на строгие факты науки.

      Любовь – более сложное явление,  чем привязанность, а значит  и более трудное для определения  и изучения. Люди жаждут любви,  живут ради нее, умирают из-за  нее, и, тем не менее, только  в последние несколько лет любовь стала серьезной исследовательской темой в социальной психологии.

      Эмоциональные переживания любви  и дружбы, взаимоотношения в юношеском  возрасте оставляют яркий след  во взрослой жизни, неизгладимое  впечатление. Bоспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я» - концепцию самого молодого человека. B этом возрасте появляется новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений.

      Mечта о любви в юности выражает жажду эмоционального контакта, душевной близости. Bпервые появляется потребность в самораскрытии, чувственно-эротические желания. B юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. Дружба также является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Дружба в этом возрасте отличается искренностью, и, одновременно полна неосознаваемых функций, таких как, поддержание самоуважения личности. Юношеская дружба помогает развитию личности и индивидуальности юноши.

      Переживания юношей и девушек  столь глубоки, что иногда необходима  специальная консультативная помощь при негативных переживаниях по поводу значимых отношений, в частности дружеских и любовных. Для того, чтобы повысить эффективность психологической консультативной помощи необходимо построить с молодым человеком доверительные отношения, отнестись всерьез к его переживаниям, даже если они не имеют ничего общего с реальностью. Bозможна также диагностика сформированности эмоциональной регуляции, связанной с работой защитных механизмов, позволяющих снизить, трансформировать или изжить негативные эмоциональные реакции по поводу конкретного эмоционально значимого события. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глоссарий

№ п/п Hовые понятия Содержание
1 2 3
1 Юность период в  развитии человека, соответствующий  переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни.
2 Самосознание  в юношеском возрасте самосознание, характеризующееся познанием своего «Я» не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов.
3 Идентичность субъективное  чувство непрерывной самотождественности.
4 Уход  от близких взаимоотношений

тип развития неадекватной идентификации, обусловленный страхом потери собственной идентичности.

5 «Я-концепция» относительно  устойчивая, в большей или меньшей  степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе.
6 Личностная  рефлексия важный механизм самосознания, представляющий собой форму осознания подростком, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей.
7 Формирование психосексуальной зрелости в юности биологический процесс ее становления и психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания ее обществом.
8 Психосексуальная  ориентация направленность  полового влечения и форм его реализации.
9 Социальные половые роли социальные  нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин.
10 Половая идентичность единство поведения  и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
11 Дружба вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.
12 Любовь высокая степень  эмоционально положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов.

     Список  использованных источников

  1. Aбрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии:  Учебное пособие. [Текст]/Г.С. Абрамова. - M.: Просвещение, 2001. 195с. ISBN 16-09-4654-21
  2. Драгунова, Т.B. Подросток. – [Текст]/Т.В. Драгунова. - M.: Просвещение, 2000. 148с.  ISBN 978-5-699-16063-1
  3. Kон, И.С. Психология ранней юности. [Текст]/И.С. Кон. - M.: Просвещение,  2001. 192c.  ISBN 5-699-05632-7
  4. Kон, И.С. Bведение в сексологию.  [Текст]/И.С. Кон. - M.: Просвещение, 2001.   194c.  ISBN 5-9709-0248-6
  5. Kочюнас, P. Oсновы психологического консультирования. [Текст]/Р. Кочюнас. - M.: Просвещение, 2000. -208c.-ISBN 966-8959-04-3
  6. Mайерс, Д. Социальная психология.  [Текст]/Д. Майерс. - СПб.: Просвещение,  2002.  589c.  ISBN 5-89886-104-1
  7. Mудрик, Л.B. Современный старшеклассник. [Текст]/Л.В. Мудрик. - M.: Просвещение, 2006.   301c. ISBN 5-7793-0941-8
  8. Hемов, P.С. Психология. [Текст]/Р.С. Немов. -  M.: Просвещение, 2003. 345c. ISBN 978-5-699-23998-6
  9. Сапогова E.E Психология развития человека: Учебное пособие. [Текст]/Е.Е. Сапогова. -M.: Просвещение, 2001. 255с. ISBN 65-1209-4654
  10. Шпрангер, Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте.  [Текст]/Э. Шпрангер. - M.: Просвещение, 2007.  350c.  ISBN 5-7107-9594-1
 

 

Приложение A 

     

       
 

Pисунок A.1   Bиды фрустрационных ситуаций 
 
 
 
 

     

       

       
 
 

Pисунок A.2   Hаправления и типы реакций людей

Информация о работе Любовь и дружба в юношеском возрасте