Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:53, курсовая работа
Еще некий древний мудрец говорил: искусство управления людьми – самое трудное и высокое из всех искусств. Истина эта была справедлива во все времена, но особенно ныне.
Об актуальности темы «Лидерство и руководство в организации» говорить не приходится. С этим встречается почти каждый человек в своей жизни, который в какой-либо степени находился в коллективе.
ВВЕДЕНИЕ
1.Лидерство
1.1. Сущность лидерства
1.2. Подходы к изучению лидерства
1.3. Концепции лидерства
1.4. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры
2. Руководство
2.1. Сущность руководства
2.2.Уровни руководителей
2.3. Стили руководства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
5) руководитель начинает скрывать свои мысли и чувства от подчиненных;
6)
руководитель утрачивает
7)
руководитель теряет веру в
успех своего дела, перспективы
фирмы. (13).
2.3.
Стили руководства
Под
стилями руководства психологи
понимают индивидуально-типические особенности
целостной, устойчивой системы способов,
методов, приемов воздействия
Использование
руководителем навыков
а) авторитарный;
б) демократический;
в) либеральный.
Характеристики известных в психологии стилей руководства рассмотрим в схематическом виде – таблица 2.
Таблица 2.
Стили руководства
Общие психологические характеристики руководителя | Отношение к подчиненным | Характеристики групповых отношений |
I. Авторитарный стиль | ||
Руководитель часто хмур, озабочен, предельно раздражен, резок с людьми. Около 90% его действий состоит из команд и приказов | Официальность в общении. Не склонен считаться с мнением других | Отсутствие доверительности, враждебность, повышенная конфликтность |
II. Демократический стиль | ||
Руководитель активен, ровен в общении, самокритичен | Главная черта – постоянный контакт с людьми. Склонность к делегированию власти. Поощрение самостоятельности | Минимум агрессивность друг к другу, дружелюбие, отсутствие конфликтов, поощрения творчества |
III. Либеральный (попустительский, анархический) стиль | ||
Недостаточно активен, боится конфликтов, стремится к безответственности | Панибратство в отношениях, согласия с мнением подчиненных. Обязанности в группе не распределены. Оценка деятельности людей основана на стихийности | Состояние неуверенности, отсутствие целеустремленности, плывет по течению, могут возникать неожиданные ситуации и конфликты |
Компетентный, авторитетный руководитель, имеющий отработанные навыки профессионального общения с членами рабочей группы, создает в группе благоприятный психологический климат и сплачивает сотрудников для выполнения организационных целей.
Ориентация каждого руководителя, несмотря на однотипность целей, может расходиться.
Один
из руководителей в большей
Существует типология руководителей по 2 основным критериям:
- внимание к людям;
-
ориентация на цель
Эта типология носит условный характер (рис. 2).
1.
Демократ. Заботится больше всего
о состоянии межличностных
2.
Диктатор. Основная ориентация –
решение профессиональное
3.
Пессимист. Мало внимания
4.
Организатор. Сочетает в себе
все качества руководителя
5.
Манипулятор. Основной задачей
своей деятельности считает
Внимание к людям | (1) Демократ | (4) Организатор |
| ||
(3) Пессимист | (2) Диктатор | |
Внимание к профессиональной задаче |
Рис.
2 Типология руководителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует определенный набор человеческих качеств, которые были перечислены выше, составляющие основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.
В заключение следует остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера.
Ряд из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.
Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.
Однако
в некоторых случаях
Лидерство,
как и управление, является до некоторой
степени искусством. Возможно, это
и есть причина того, почему исследователям
не удалось разработать и обосновать
единую теорию. Ситуационный подход подошел,
на мой взгляд, ближе всего к решению данной
проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит
от ситуации. В некоторых из них менеджер
добивается эффективности, структурирую
задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку,
в других руководитель допускает подчиненных
к участию в решениях производственных
проблем, в третьих – безболезненно меняет
стиль под нажимом начальства или обстоятельств.
В любом случае стиль настоящего лидера
должен быть гибким орудием эффективного
управления производством.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ