Личностно-ориентированное обучение: цели, технологии, результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

«Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, – яснее проступают его самобытные черты». Эти слова принадлежат русскому поэту Серебряного века Брюсову В.Я.
Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения.

Работа содержит 1 файл

Крнтрольная по ППП.docx

— 30.81 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Вятский государственный гуманитарный университет»

(ВятГГУ)

 

Факультет – педагогический

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Психолого-педагогический практикум»

тема: «Личностно-ориентированное обучение: цели, технологии, результаты»

 

 

 

  • Выполнила:

студентка группы ППЗс-31

  • заочная форма обучения

Титоренко Елена Петровна

 

 

Проверила:

Доцент кафедры  педагогики

Селиванова  Ольга Геннадьевна

 

 

 

 

 

г. Киров 2012год

Личностно-ориентированное  обучение: цели, технологии, результаты

 

«Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем  больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, – яснее проступают его самобытные черты». Эти слова принадлежат  русскому поэту Серебряного века Брюсову В.Я.

Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения.

Главными  компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого  учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль учителя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации  такой образовательной среды, которая  позволяет ученику опираться  на свой потенциал и соответствующую  технологию обучения. Учитель и ученик создают совместную образовательную  деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося  и развитие его личностных качеств.

В последние  годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное  пространство России. Большинство педагогических коллективов страны активно осваивает  теоретические основы и технологию использования данного подхода  в учебно-воспитательном процессе.

Под личностно-ориентированным  подходом к обучению принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

При личностно  – ориентированном подходе к  содержанию образования абсолютной ценностью является неотчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление её индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Содержание личностно-ориентированное образования направленно на развитие природных особенностей человека (здоровья, способности мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества) [1]. 

Поэтому, на мой взгляд, на сегодняшний день наиболее приемлемо личностно-ориентированное обучение, именно оно соответствует тем задачам, которые ставит перед собой современное образование.

К достоинствам личностно ориентированного обучения относится, прежде всего, внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности школьника посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки: нельзя определять содержание и методы обучения, основываясь исключительно на интересах ребенка – это, как правило, ведет к снижению академического уровня обучения. Игра, спонтанная деятельность и положительные эмоции становятся самоцелью, приобретение знаний уходит на второй план. Разумнее совмещать традиционный и личностно-ориентированный тип обучения.

В настоящее  время существуют различные педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

  • Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
  • Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.К. );
  • Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
  • Педагогические технологии адаптивной школы;
  • Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;
  • Игровые технологии;
  • Технологии развивающего обучения;
  • Проблемное обучение;
  • Технологии уровневой дифференциации;
  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
  • Коллективный способ обучения.

Технологии личностно-ориентированного обучения представляют сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья как индивидуально значимой деятельности отдельного ребенка. Деятельность ученья, ее содержание, методы, приемы направлены, главным образом, на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

В образовательном  процессе выделены основные сферы человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло), их психологическое содержание, обоснованы требования к тому, как ими овладевать.

С другой стороны, выявлены индивидуальные особенности  ребенка (тип и характер интеллекта, уровень его развития и т.п.), степень  его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности.

На этих основаниях для каждого ученика  составляется «образовательная программа», которая в отличие от учебной имеет индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Реализация  личностно-ориентированной дидактики  направлена на развитие самоценных форм активности детей, что реализуется  в трех направлениях:

  • Развитие познавательных устремлений (предусматривает насыщение образовательного процесса интеллектуальными эмоциями);
  • Развитие волевых устремлений (установление наилучшего соотношения между стремлением ребенка к свободной деятельности и существующими ограничениями);
  • Развитие эмоциональных устремлений (создание эмоциогенной среды, которая является основой для развития познавательной, произвольной, волевой сфер личности, эмпатийных процессов в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок»).

 

 

 

Заключение

В завершении своей работы хочу отметить, что с одной стороны, личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. С другой стороны, основная проблема как личностно ориентированного обучения, так и формирования всесторонне развитой личности состоит в том, что входит в понятие личности. Не углубляясь в многочисленные теории личности, сошлемся лишь на мнение Л.С.Выготского, который отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Применительно к интересующей нас теме это означает, что личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.

Исходя  из этого, сущность личностно-ориентированного обучения можно объяснить, простым  цитированием Дж. Дьюи, который отмечал, что «начинающаяся перемена в деле нашего образования заключается в перемещении центра тяжести. Это – перемена, революция, подобная той, которую произвел Коперник, когда астрономический центр был перемещен с Земли на Солнце. В данном случае ребенок становится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования» [2; 75-76].

Таким образом, личностно-ориентированное обучение – обучение, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Следовательно, личностно-ориентированное обучение не ставит своей целью формирование личности с заранее заданными свойствами, качествами, уровнем обученности, а даёт возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Оно создаёт условия для полноценного развития потенциальной возможности стать личностью, реализации потребности личности в самоизменении, самоопределении, самоактуализации.

 

Выводы

  1. Раскрыть понятие личностно-ориентированного обучения возможно через его основные идеи, показатели и критерии:
    • цели личностно – ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие их индивидуальности;
    • обучение как заданный норматив познания, переакцентируется на учение как процесс;
    • учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного субъекта, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении;
    • субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;
    • при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);
    • усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.

2. Изучив различные подходы, и, делая анализ на основе этих работ, можно выделить следующие общие признаки личностно-ориентированного обучения:

  • главная цель обучения – развитие личности учащегося;
  • личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса;
  • ведущими мотивами обучения, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения;
  • педагоги и учащиеся являются полноправными субъектами процесса обучения;
  • формирование прочных знаний, умений навыков становится условием обеспечения компетентности личности;
  • полноценная компетентность обучающегося обеспечивается путем включения в процесс обучения его субъективного опыта.

3. Авторитарная педагогика провозглашала принципы: педагог должен выполнить задачу, возложенную на него обществом, а ребенок (ученик) должен соответствовать той идеальной модели, которая также запрограммирована обществом. Личностно-ориентированный подход ставит принципиально другие задачи. Он основывался на признании права каждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, причем личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим, к окружающей действительности.

 

 

Список литературы

 

        1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. С. А. Смирнова. ─ Москва, 1999. ─ 2-е изд., испр. и доп.
        2. Дьюи Дж. Демократия и образование. / Пер. с англ. Ю.Турчаниновой и др. ─ Москва, 2000. ─ (Педагогика: классические труды), ─ С. 75-76.
        3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь. Изд. 2. 2000 г. - 96 с.
        4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования в современной школе ─ Москва, 2000
        5. Селиванова О.Г. дидактика личностно-ориентированного обучения: Учебное пособие для учителя/ Для слушателей системы повышения квалификации. – Киров; 2011.
        6. Педагогический энциклопедический словарь

 


Информация о работе Личностно-ориентированное обучение: цели, технологии, результаты