Личностно ориентированная модель образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:01, реферат

Описание работы

В настоящее время все более актуальной становится модель личностно ориентированного образования. Она относится к модели инновационного, развивающего типа.
В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
• возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
• образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
• выделение групп детей по знаниям, способностям;

Работа содержит 1 файл

Личностно ориентированная модель образования.docx

— 15.70 Кб (Скачать)

     Личностно ориентированная  модель образования.

     В настоящее время все более  актуальной становится модель личностно  ориентированного образования. Она  относится к модели инновационного, развивающего типа.

     В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

  • возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
  • выделение групп детей по знаниям, способностям;
  • распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, профессиональной направленности;
  • отношение к каждому ребёнку как к уникальности.

     Принципы  ЛОО направлены на организацию совместной продуктивной деятельности обучаемых и педагога. Это такие принципы, как принцип деятельности, развития, личностно - опосредованного характера образования, активности, проблемности, системности, целостности, самостоятельности, диалогичности, вариативности содержания и способов деятельности, дифференциации и индивидуализации.

     Построение  ЛОСО опирается на следующие исходные положения:

     1) приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка, как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а изначально является субъектом познания);

     2) образование есть единство двух  взаимосвязанных составляющих: обучения  и учения;

     3) проектирование образовательного  процесса должно предусматривать  возможность воспроизводить учение  как индивидуальную деятельность  по преобразованию социально  значимых нормативов усвоения, заданных  в обучении;

     4) при конструировании и реализации  образовательного процесса необходима  особая работа по выявлению  опыта каждого ученика, его  социализация, контроль за складывающимися способами учебной работы, сотрудничество ученика и учителя, направленное на обмен различного содержания опыта; специальная организация коллективно распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса;

     5) в образовательном процессе происходит  «встреча» задаваемого обучением  общественно - исторического опыта  и субъектного опыта ученика,  реализуемого им в учении;

     6) взаимодействие двух видов опыта  должно идти путем их постоянного  согласования, использования всего  того, что накоплено учеником  как субъектом познания в его  собственной жизнедеятельности;

     7) развитие ученика как личности  идет не только путем овладения  им нормативной деятельностью,  но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта  как важного источника собственного  развития;

     8) основным результатом учения  должно быть формирование познавательных  способностей на основе овладения  соответствующими знаниями и  умениями.

     Учение  в ЛОСО - это субъектно значимое постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами, ценностями, отношением, зафиксированными в его субъектном опыте. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса.

       Личностно ориентированная  технология.

     Основным  принципом разработки личностно  ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и  достаточных условий для его  развития.

     Личностно ориентированная технология предполагает максимальную опору на субъектный опыт каждого ученика, его анализ, сравнение, выбор оптимального (с позиции  научного знания) содержания этого  опыта; перевод в систему понятий, т. е. своеобразное «окультуривание» субъектного  опыта. Так при изучении новых  фигур в курсе геометрии сначала  я выясняю, что понимают учащиеся под тем или иным понятием; только после сравнения ответов каждого  учащегося, их анализа, а затем обобщения  вожу точное определение понятия (чаще учащиеся сами его формулируют).

     Работу  с учетом субъектного опыта пытаюсь  проводить систематически, целенаправленно, но в старших классах пока получается не всегда, так как встречаются  новые термины и понятия, которые  не вызывают у учащихся ассоциаций (н-р логарифм). Рассуждения учащихся рассматриваются не только с позиции «правильно-неправильно», но и с точки зрения оригинальности, своеобразия, индивидуального подхода, т. е. другого взгляда на обсуждаемую проблему.

     Проектирование  работы по использованию в образовательном  процессе субъектного опыта ученика  предполагает разработку дидактического материала, обеспечивающего:

     1) выявление индивидуальной избирательности  ученика к типу, виду, форме материала;

     2) представление ученику свободы  выбора этого материала при  усвоении знаний;

     3) выявление различных способов  проработки учебного материала,  постоянного пользования ими  при решении познавательных различных  задач.

     Личностно ориентированная технология должна обеспечивать анализ и оценку прежде всего процессуальной стороны работы ученика наряду с результатом. 

Информация о работе Личностно ориентированная модель образования