Личность,как социальная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:38, реферат

Описание работы

Тема данной работы актуальна потому, что личность является результатом социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.
Цель работы - рассмотреть личность как социальную систему.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать понятие личность;
2. На основании теоретического анализа, систематизировать знания о понятии личность как социальное существо

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие личности……………………………………………………..5
Становление социального «Я»……………………………………….6
Личность как социальное существо………………………………….7
Личность и общество…………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Личность,как социальная система.rtf

— 125.69 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Понятие личности……………………………………………………..5

Становление социального «Я»……………………………………….6

Личность как социальное существо………………………………….7

Личность и общество…………………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………..12

Список литературы………………………………………………………….14

 

Введение

Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Впрочем, не только в социологии, но также и в философии, психологии, социальной психологии и во многих других дисциплинах.

Элементами любых социальных систем, являются люди. Включение  человека в общество  осуществляется  через  различные  социальные  общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует:  социальные  группы,  социальные институты, социальные организации и  системы  принятых  в  обществе  норм  и ценностей,  т.е. через  культуру.  В  силу  этого   человек   оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из  которых  оказывает  на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом,  не только элементом социальной системы,  но  и  сам  он  представляет  систему, имеющую сложнейшую структуру.

Социология не рассматривает личность  во  всем многообразии, т. е. как продукт природы, а изучает как  совокупность общественных отношений, т. е. как продукт общества.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

«Личность как социальная система» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема данной работы актуальна потому, что личность является результатом социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

Цель работы - рассмотреть личность как социальную систему.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать понятие личность;

2. На основании теоретического анализа, систематизировать знания о понятии личность как социальное существо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие личности

Человек - социобиологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной - 2,5 млн. лет. Биологическое развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышления, языка и сознания, овладение орудиями труда и огнем. Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не с естественной, а с искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений. Начиная с этого момента можно говорить о том, что в человеке как биологическом существе формируется его индивидуальность, а позже сквозь нее произрастает личность.

Личностные черты индивида долгое время приписывались исключительно наследственности. Считалось, что семья, предки и гены жестко определяют, станет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем.

В первой половине ХХ века накопилось такое количество новых фактов, которое вынудило пересмотреть прежние взгляды на сущность человека. Оказалось - врожденная гениальность не гарантирует автоматически, что из человека получится великая личность. Точно так же родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов не исключает возможности для человека стать полноценным членом общества, возможности принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Отсюда вывод, что человек - существо не только природное, но и социальное. Каждый отдельный человек - личность постольку, поскольку социальное стало стороной, моментом, свойством этого индивида. Само существование человека в качестве общественного существа необходимо предполагает взаимодействие людей, не только действие социальных условий и других людей на данного человека, но и обратное воздействие данного человека на социальные условия, на других людей. Развитие людей в качестве личности имеет своей необходимой предпосылкой природные задатки индивидов и зависит от них, однако совершается оно главным образом в обществе, в котором каждый человек есть и объект и субъект деятельности. Таким образом, всякий человек есть личность. Но развитие личности может быть различно. Каждый из индивидов находит в качестве объективных условий развития себя как личность уже имеющуюся определенную историческую форму общества. Широта и глубина развития индивида как личности - это широта и глубина усвоения им социального и вместе с тем превращение социального в форму деятельности индивида, а значит, и изменение, созидание самого социального.

Личность изучается различными науками; например, этика рассматривает нравственное сознание и поведение личности; педагогика решает задачи воспитания и т.д.

2. Становление социального «Я»

Чтобы узнать, как и из чего построен дом, лучше внимательно понаблюдать за работой от начала до конца, чем рассматривать уже готовое здание. Так и нам следует обратиться к тому моменту, когда только еще закладывается фундамент будущей личности.

Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в социально сконструированной реальности. Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него «жилище». Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире.

Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту.

У большинства взрослых есть свой «социальный дом» - устойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно называть статусом, должностью, профессией или как-то еще. Но важно то, что это место кормит, поит, дает независимость и уверенность в завтрашнем дне. А у ребенка нет своего социального места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей.

Обретение вначале политической (получение паспорта), затем экономической (устройство на работу, которая может прокормить) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации - начальной (ранней) и продолженной (поздней).

Однако социализация - не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид - начальная точка этого процесса, зрелая личность - завершающая.

Хотя индивидуальные особенности могут подвергаться значительным изменениям, все-таки между особенностями человека как индивидуума и его личностью существует глубокая связь: ведь личность - это продукт развития индивидуума. Становление социального «Я» - взаимодействие с себе подобными. Проходит немало времени, десятки лет, прежде чем личность достигает полной зрелости.

3. Личность как социальное существо

Структура таких сложных явлений, как личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и, в то же время, подвержена различным изменениям - прогрессивным и регрессивным. Разрушающие явления в структуре личности приводят к разного рода отклонения, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности. Не останавливаясь особо на биологической и психологической структурах, рассмотрим социальную структуру личности.

Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность.

В социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:

способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющихся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая (при этом труд должен рассматриваться как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все остальное);

объективные социальные потребности личности (личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение);

способности к творческой деятельности, знания, навыки;

степень овладения культурными ценностями общества, духовный мир личности;

нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность;

убеждения, связанные с осознанием личностью своих объективных (существующих независимо от сознания) потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности.

Все эти структурные элементы в той или иной степени присущи каждой личности. Социальная структура личности постоянно изменяется, так как меняется ее социальное окружение. Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека. Следовательно, социализация может рассматриваться как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.

Говоря о социальном типе личности, социологи подразумевают, что в нем запечатлены характерные черты породившего его общества. Но это не значит, что все советские люди подходят под единый стандарт. Достаточно того, что 30-40% населения разделяют взгляды, ценностные ориентации, набор черт поведения, отраженных этим типом. Но это особые взгляды, ориентации и поведение. В них сфокусировано то, что советская власть - через социальные институты, идеологию и пропаганду - стремилась навязать всему населению: патриотизм, идейную преданность, классовую нетерпимость и многое другое. Портрет социального человека в социалистическом обществе выглядит так: массовый (как все), противопоставленный всему элитарному и своеобразному, «прозрачный» (т.е. доступный для контроля сверху), примитивный по запросам (уровень выживания), созданный раз и навсегда, далее неизменный, легко управляемый. Таковы типичные характеристики одновременно и личности, и поведенческих структур общества.

Подобные черты - не просто эмпирически наиболее распространенные, типичные или часто наблюдаемые признаки. Они взаимосвязаны, составляют единое целое. Именно эти свойства специально поощрялись, насаждались, навязывались советским людям через социальные институты, средства пропаганды, семью, трудовой коллектив. Они целенаправленно воспитывались. Таковы образцы «правильного», «должного» поведения. Люди принимали их не добровольно, а вынужденно.

4. Личность и общество

Суть взаимодействия личности и общества состоит в том, какие условия каждое исторически конкретное общество представляет для становления и развития личности и в какой мере деятельность личности сказывается на обществе, как увязываются интересы общества и личности. Так, в рабовладельческом обществе, наряду с теориями Платона и Аристотеля, обосновавшими необходимость подчинения личности политическому целому - государству, существовали теории стоиков, скептиков, эпикурейцев, в которых власть государства рассматривалась как подавляющая, враждебная личности сила. В феодальной формации жесткое закрепление положения, прав и обязанностей личности сословно-кастовой структурой общества находило свое отражение в безраздельно господствовавшей религиозной идеологии с ее апологией иерархичности, проповедью повиновения богу и т.п. Возникновение капитализма уничтожает сращенность человека с общиной, сословием, кастой и формирует точку зрения отделившегося индивида. Общество предстает перед ним как совокупность формально равных частных собственников, которым оно должно обеспечить наилучшие возможности для проявления личных способностей и энергии.

В 17-18 вв. усиленно разрабатываются теории общественного договора, согласно которым общественное и государственное устройство есть продукт договора индивидов и может быть преобразовано, если оно перестает служить благу людей, т.е. нарушает договор. Однако утверждение и развитие капитализма, особенно в эпоху империализма, показало, что освобождение личности, которое провозглашали его идеологи, оказалось на самом деле ее закабалением вещными отношениями, денежными связями.

Сущность общественных связей и отношений, соединяющих людей, вещи и идеи в единое многомерное целое, состоит в том, что отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает, по сути дела, его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете. Социальные качества сверхчувствительны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно определяют жизнь человека и общества. Общество предстает перед личностью миром вещей, людей и связывающих их отношений, в которых проявляются выработанные предшествующей культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности. Они в той или иной степени усваиваются человеком, становятся его собственным способом деятельности и включают его в сложившуюся систему общественных связей и отношений. Вместе с тем отношения личности к обществу - это внутренне глубоко противоречивый процесс, представляющий собой единство слитности и растворенности личности в обществе и в то же время отстраненности, дистанцирование личности и общества.

Информация о работе Личность,как социальная система