Личность,индивидуальность,индивид.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 04:31, реферат

Описание работы

человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Обращение к этим темам характерно для отечественных психологов (Ананьев, Мясищев, Леонтьев, Асмолов, Братусь).
Человек как природное явление
Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек – часть природы. Человек – живое существо, и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. Человеческое тело – его форма, строение. Функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.01 Кб (Скачать)

Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется  поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью  социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к  формированию чувства единства с  другими.

Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию - человек  замыкается, закрепляется изоляция, усиливается  неверие в собственные силы и  возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.

Седьмая стадия (зрелость до 50 лет). Фактически центральная Стадия социализации личности, на которой возможно достичь наивысших уровней развития (акме) во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в профессиональной сфере. Это стадия социальной и филологической зрелости, на ней очень велика роль детей и любимой работы, именно в них «зрелая» личность находит подтверждение собственной необходимости в этом мире. Наиболее полно самореализация личности, ее самоутверждение, реализация собственного «Я», происходит в сфере профессиональной деятельности и семье. Если профессиональная деятельность не совпадает с духовными потребностями личности, то Она стремится к самореализации в других сферах жизнедеятельности. Тем самым она стремится к разрешению внутриличностных противоречий. Завершается формирование эгоидентичности. С другой стороны, когда личности не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей, хобби) происходит внутреннее опустошение, наступает психологический плоский и физиологический регресс. Все эти негативные процессы усугубляются, если на предыдущих этапах возникали серьезные проблемы, и они не были разрешены.

Восьмая стадия (старость, после 50 лет). Завершенная  форма и идентичности на основе всего  развития личности. Человек начинает переосмысливать свою жизнь, осознает свое «Я» через призму прожитых лет  степень реализации жизненной стратегии. Одновременно убывают физиологические  силы, обостряются акцентуации. Ядром  этой стадии выступает осознание того, что жизнь неповторима, ее невозможно и не надо переделывать. Происходит принятие «себя и жизни» таковыми, как они состоялись.

Если этого  не происходит, человек чувствует  разочарование, наступает усталость  от жизни, теряется к ней вкус, появляется ощущение, что жизнь прошла зря. Возникает  глубокий внутриличностный кризис, значительно ускоряющий процесс старения человека.

Следует подчеркнуть, что по мнению Э.Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как  критические, переходные возрасты. Это  связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и  формированием новых. Наиболее ярко они проявляются в детском  и юношеском возрасте. В эти  периоды следует учитывать, что  дети: 
- трудновоспитуемы; 
- проявляют упрямство; 
- непослушание; 
- строптивость; 
- негативизм и др.

Выделяют большие  и малые кризисы детского и  юношеского возраста.

Большие кризисы  обусловлены перестройкой отношений  с социальным окружением.

Малые кризисы  протекают внешне спокойно и связаны  с ростом совокупности знаний, навыков  и умений, относительной самостоятельности  ребенка.

Следует подчеркнуть, что кризисы играют как положительную, так и отрицательную роль в  жизни человека. Преобладание положительного или отрицательного зависит от способов их преодоления и достигнутого уровня взаимопонимания с ближайшим  социальным окружением (семьей).

Теории социального  научения - процесс социализации происходит в результате взаимодействия личности с окружающей средой, причем абсолютное большинство форм поведения и моральных принципов приобретаются в результате научения. Научение происходит в результате наблюдения за поведением других людей и подражания им. Процесс социализации есть процесс моделирования поведения. Необходимым элементом процесса научения является социальное подкрепление - реакции других людей на поведение индивида. Оно может быть положительным или отрицательным. А.Бандура выделяет «замещающее подкрепление» - научение путем наблюдения положительных или отрицательных Последствий поведения других людей. Огромное значение имеет самоподкрепление - когда человек сам себя подкрепляет.

Психоаналитические  теории — социализация рассматривается  как процесс обуздания природных  инстинктов с помощью тех или  иных защитных механизмов личности.

Когнитивистские теории - социализация личности определяется развитием когнитивных процессов. На каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости н самом широком смысле слова как возможность освоения тех или иных социальных действий.

Различные теории акцентируют свое внимание на соответствующих  механизмах социализации: социального  научения (бихевиористские), идентификации (психоаналитические), социального сравнения (когнитивистские). Среди механизмов социатизации выделяют как позитивные, так и негативные.

Копирование - повторение моделей социального поведения, социальных значений (символов, ценностей и установок). 
Подражание - непроизвольное или произвольное копирование чужих действий, форм поведения, принятие чужих социальных ценностей. Оказывает как позитивное, так и негативное влияние на результаты социализации. 
Имитация - осознанное стремление копировать определенную модель поведения. 
Идентификация - способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. 
Имитация и идентификация - позитивные механизмы социализации, так как способствуют формированию определенного поведения.

Наряду с позитивными  механизмами социализации существуют и негативные механизмы социализации.

Негативные механизмы  запрещают определенное поведение  или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Стыд, вызывает чувство унижения. Он обычно ассоциируется с ощущением разоблачения и позора.

Чувство вины связано  с тем же переживанием, но здесь  речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Неважно, поймали вас «на месте  преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что совершили неблаговидный  поступок, - это значит, что вас  мучает собственная совесть.

Ресоциапизация - усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциапизация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки. Одной из форм ре-социализации выступает психотерапия. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

В процессе социализации у человека формируется определенная модель поведения. В этой модели поведения  может быть преобладающим либо просоциальное поведение, либо асоциальное поведение.

Просоциальное поведение - поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

К противоправному девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.

Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте. 

3-2

Свобода и ответственность  личности в обществе. Индивид, индивидуальность, личность. 
Термин "индивид" употребляется прежде всего для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. Философия XIX столетия часто пользовалась в этих же целях предельно абстрактным выражением "единичный", встречающийся и в современной литературе. В обоих случаях не предполагается различение в человеке "природного" и "общественного", "внешнего" и "внутреннего", тела и духа.  
 
В социальной философии словом "индивид" издавна обозначался единичный представитель какой-либо группы (исторически определенного сообщества, общины, корпорации).  
 
Уникальность реальной жизни и деятельности отдельного человека в это понятие не входит. Индивид экземплярен. Это не просто "один", а всегда "один из". Различия людей как индивидов - это, во-первых, различия между самими общественными группами, к которым они принадлежат, а во-вторых, различия в том, насколько полно типические признаки одной и той же группы выражены в разных ее представителях. С помощью понятия "индивид" подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование (от объективного социального положения, характера включения в общественное производство, от решающего для его группы общего интереса и т.д.). Человеку приходится не просто "считаться" с условиями и возможностями существующего общества, он должен еще понять, что обязан последнему многими качествами, которые поначалу могут казаться ему самостоятельным приобретением».  
 
Индивидуальность и личность. Характеристика индивида как продукта общественных отношений вовсе не означает, однако, будто исходные условия индивидуального существования (например, характер воспитания, семейное и социальное окружение) раз и навсегда предопределяют последующее поведение людей. Предположение того, что этническая, вероисповедная, классовая или, скажем, профессиональная принадлежность человека фатальным образом обрекает его на определенные поступки, ошибочно. 
 
Несводимость человека к его социально-групповому положению, независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов, способность быть ответственным за свой персональный облик - все это фиксируется уже не с помощью понятия индивида, а с помощью близких и взаимосвязанных понятий индивидуальности и личности
 
Человек - продукт и субъект общественных отношений. Если понятие индивида нацелено на первое из этих определений, то понятия индивидуальности ставят во главу угла "самоустроение", благодаря которому данный конкретный человек в полной мере может стать активным субъектом общественной жизни» И.Т. Фролов 
 
Индивидуальность – это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. И. выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность И. раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой в рамках социальной системы. И. – целостная система, формирующаяся в процессе взаимодействия качеств человека – общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных (определенная ступень, стадия в развитии чего-нибудь)) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). И. – величайшая ценность, т.к. развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса
 
Итак, понятие индивидуальности акцентирует внимание на том особенном, специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. Оно может рассматриваться как антитеза по отношению к понятию среднетипичного. С представлением о развитой индивидуальности связывается наличие многообразных социальных качеств, сообщающих человеку подлинную неповторимость. 
 
Чтобы сделать это утверждение более понятным, обратимся к такому наглядному примеру социальных качеств человека, как способности. Уметь многое, не быть профессионально ограниченным, соединять в своем занятии различные дарования и обладать способностью в случае необходимости быстро овладевать другими видами деятельности - таково, пожалуй, наиболее емкое выражение индивидуальной развитости. 
 
Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем различных задатков. При этом одно из его дарований, как правило, возвышается над всеми другими, определяя оригинальный способ их сочетания. Это обстоятельство было акцентировано эстетической теорией XIX века. Размышляя над загадкой художественного творчества, И. В. Гёте и философы-романтики (Ф. Шлегель, Новалис, Ф. Шлейермахер) приходили к выводу, что гармоническое многообразие способностей достигается путем реализации какого-то главного призвания-дарования, или "гения", отличающего отдельного конкретного индивида. 
 
Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений. Хотя природную основу Л. Образуют её биологические особенности, всё же определяющими факторами развития (её сущностным основанием) являются не её природные качества (напр., тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально-значимые – взгляде, способности, потребности, интересы, моральные убеждения (мораль) и т. д. Л. – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности…… Для Л. Характерно осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных, неповторимых качеств и действий, характерных для данной Л., выражается в понятии индивидуальность. Социальные качества Л. проявляются в её действиях, поступках, в её отношении к другим людям. По этим  проявляющимся во вне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных так и отрицательных). Это создаёт возможность не только объективного познания социальных качеств Л., но и формирующего воздействия на них. Внутреннее содержание Л., её субъективный мир – это не результат механического внедрения в её сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней работы самой Л., в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность Л., перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т.д.), отражающей взаимодействие Л. с окружающим объективным миром…….Понятие «Л» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Характер мировоззрения Л., формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших её качеств, её «стержнем». Социальная структура Л. формируется как в сфере труда, так и в сферах общественной деятельности, семьи и быта. Степень развитости Л. прямо зависит от богадства реальных общественных отношений, в которые она включена. 
 
Понятие личности. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности акцентирует в ней сознательно-волевое начало. Индивид тем больше заслуживает права называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. 
 
Слово "личность" (от лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре (ср. русское "личина"). Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово "persona" употреблялось не иначе как с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя и т.д.). Превратившись в термин, в общее выражение, слово "личность" существенно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним в древности. Личность - это человек, который не играет выбранную им роль, ни в каком смысле не является "лицедеем". Социальная роль (скажем, роль врачевателя, исследователя, художника, учителя, отца) принимается им абсолютно всерьез; он возлагает ее на себя как миссию, как крест - свободно, но с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности. 
 
Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественного взаимопризнания, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот - вынужденное и формальное) ее исполнение. 
 
Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами прежде всего в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность - это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М. М. Бахтин, "субъект поступания". Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он позволяет себе вменить. 
 
Вменяемость - слово, не слишком приятное для нашего уха, пожалуй, даже пугающее. (Когда нас ждет наказание за проступок, нам всегда хочется выглядеть "хоть немного невменяемыми", найти возможность сослаться на стечение обстоятельств, на рассеянность или небрежность, на "состояние аффекта".) Но нет слова страшнее невменяемости. Когда врач-психиатр произносит этот приговор, он вообще отрицает личность обследуемого и вместе с возможностью что-либо вменить ей в вину отнимает у нее саму возможность неподнадзорного существования. Удел невменяемых ужаснее всех наказаний, налагаемых по суду, и всех житейских бедствий, которые могут выпасть на долю отвечающего за себя человека. Вспомним мудрые слова А. С. Пушкина: 
 
Не дай мне Бог сойти с ума.  
 
Нет, легче посох и сума;  
 
Нет, легче труд и глад.  
 
Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, возложившим на себя бремя ответственности за масштабные и важные дела, за значительное политическое или интеллектуальное движение; это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. 
 
Личностное бытие - это непрекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от беспощадного анализа внутренних мотивов. Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личностной неразвитости и согласию на подопечное существование. За дефицит сознательно-волевого начала людям нередко приходится расплачиваться всеми бедствиями деспотического порядка. И это уже не говоря о том, что сам индивид, страдающий таким дефицитом, обычно доходит до жалкого состояния: впадает в лень, ипохондрию, мечтательность или завистливость. 
 
«Свобода-способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Практическая реализация внутренней С. Личности осуществляется благодаря объективной возможности или внешней С., для такой деятельности. В истории общественной мыли проблема С. Традиционно сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли, иначе говоря обусловлены или нет все его намерения и поступки внешними обстоятельствами. Совр. Понимание С. В её диалектическом взаимодействии с необходимостью противостоит как волюнтаризму, проповедующему произвольность человеческих поступков, так и фатализму, рассматривающему их как предопределённые…. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают известной С. В выборе целей, поскольку в каждый данный момент обычно существует не одна, а несколько реальных возможностей, хотя и с разной долей вероятности; даже тогда, когда нет альтернативы, они в состоянии замедлить наступление нежелательных для них явлений, либо ускорить приближение желаемых. Наконец, они более или менее свободны и в выборе средств достижения цели. С., следовательно, не абсолютна, а относительна и претворяется в жизнь путём выбора определённого плана действия. Она тем больше, чем лучше люди сознают свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленных целей находится в их распоряжении, чем в большей мере их интересы совпадают с объективными тенденциями общественного процесса, со стремлениями больших масс людей. Отсюда вытекает определение С. Как деятельности, опирающейся на «познание необходимости», согласно которому С. Личности, коллектива, класса, общества в целом заключается не в воображаемой независимости от объективных законов, а в способности выбирать, принимать решения со знанием дела….Абстрактной С. Не существует. С. всегда конкретна и относительна. В зависимости от объективных условий и конкретных обстоятельств люди могут обладать С. или быть лишены её; они могут обладать С. в одних сферах деятельности и быть лишены её в других; наконец и степень их С. может быть весьма различной -от С. в выборе целей через С. в выборе средств до С. приспособления к действительности. С. выбора играет такую же роль в общественном прогрессе, как естественный отбор в биологической эволюции. Именно благодаря С. выбора в различных сферах деятельности человек становится активным субъектом общественного развития, а не пассивным объектом эволюции. Несмотря на все противоречия и антагонизмы общественного развития, оно сопровождается в общем и целом расширением рамок С. личности и в итоге ведёт к освобождению человечества от социальных ограничений его С. На протяжении всей истории человечества борьба людей против социальных ограничений своей С., в какие бы идеологические формы она не облекалась, была могучей движущей силой общественного прогресса. С. это возможность выбора цели действия, или свобода воли, а во-вторых, это возможность достичь поставленной цели, или свобода самого действия. Оба эти условия, или обе стороны свободы одинаково необходимы для того, чтобы быть свободной личностью. 
 
«Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит ».  Фрейд З. 
 
«Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю ».  Сартр Ж.-П. 
 
Свобода и ответственность - две стороны одного целого - сознательной человеческой активности. Свобода невозможна без ответственности человека перед самим собой и другими людьми, перед обществом и государством. Ответственность - неизбежная цена свободы и воздаяние за нее. Свобода требует от человека таких проявлений ответственности, как разумность, целесообразность, нравственность и воля (сознательное преодоление препятствий на пути к достижению цели), без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира.  
 
Личной мерой свободы для каждого выступает ответственность личности перед собой и другими. Не зря известные философы говорили: "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого". Ведь разрешая себе какой - то поступок, необходимо учитывать негативные последствия и для других людей. 
 
«Относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этими свободами. В противном случае наступает разъедающая общество анархия. Как говорил Гете, "не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными".» Крапивенский С. Социальная философия 
 
«Ответственность – это категория, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к другим людям, к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.» А.А.Гусейнов  
 
 

3

Проблемы свободы  и ответственности

                                  личности.

            Индивид и общество находятся  в диалектических взаимоотношениях,

их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и

всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает  в

непосредственной  форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми

признаками, может  выступать и как самобытная индивидуальность.

            В современных условиях и условиях  ускоренного развития

цивилизации роль личности в обществе становится все  значительнее, в связи с

этим все чаще возникает проблема свободы и  ответственности личности перед

оществом.

            Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи

свободы и необходимости  ее признания их органической взаимосвязи

принадлежит Спинозе, который определил свободу, как  осознанную

необходимость.

            Развернутая концепция диалектического  единства свободы и

необходимости с  идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное,

диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости

исходит из признания  объективной необходимости как  первичного, а воли и

сознания человека - как вторичного производного.

            В обществе свобода личности  ограничивается интересами общества.

Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с

интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных

законов должна поступать  в отдельных случаях так, чтобы  не нарушать

интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени

общества.

            В современных условиях, в эпоху  развития демократии проблема

свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне

международных организаций  в виде законодательных актов  о правах и свободах

Информация о работе Личность,индивидуальность,индивид.