Личность в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:24, реферат

Описание работы

Тема нашей курсовой работы связана с изучением понятия личности. Заметим, что личность - это основополагающее понятие для многих наук, в том числе и для социологии и психологии. Определение личности несколько разниться, в зависимости от той отрасли знаний, применительно к которой используется это понятие. Кроме того, «личность» как понятие широко используется в повседневной жизни человека. Если житейское «определение» личности подразумевает содержание сознательной деятельности человека и его, как субъекта отношений с другими людьми, то одно из самых распространенных определений личности в науке (не обязательно в социологии или психологии) подразумевает, что личность - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Содержание

Введение
Глава I. Личность в психологии
1.1 Сущность понятия «личность» в современной психологии
1.2 Особенности психологического подхода к изучению личности
Глава II. Личность в социологии
1.1 Основные определения личности в социологии
1.2 Особенности применения и интерпретации понятия «личность»
Заключение

Работа содержит 1 файл

2027.doc

— 106.00 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

Глава I. Личность в психологии

1.1 Сущность понятия  «личность» в современной  психологии

1.2 Особенности психологического  подхода к изучению  личности

Глава II. Личность в социологии

1.1 Основные определения  личности в социологии

1.2 Особенности применения и интерпретации понятия «личность»

Заключение

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Тема нашей  курсовой работы связана с изучением  понятия личности. Заметим, что личность - это основополагающее понятие для  многих наук, в том числе и для  социологии и психологии. Определение личности несколько разниться, в зависимости от той отрасли знаний, применительно к которой используется это понятие. Кроме того, «личность» как понятие широко используется в повседневной жизни человека. Если житейское «определение» личности подразумевает содержание сознательной деятельности человека и его, как субъекта отношений с другими людьми, то одно из самых распространенных определений личности в науке (не обязательно в социологии или психологии) подразумевает, что личность - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

В целом, основные особенности и сущность понятия  «личности», значимые для психологической  и социологической науки, формируют  в каждой из них определенную методологию и методы научного познания окружающей действительности. Здесь необходимо отметить, что указанные науки, хотя и используют во многом похожий инструментарий при изучении личности, тем не менее, интерпретируют ее с точки зрения разных подходов. Изучение самого понятия личности, его сущности и составляющих это понятие характеристик, позволяет понять множество других понятий и теорий. Сравнение подходов к сущности понятия «личности» в социологии и психологии позволяет глубже постичь основные особенности этих наук, и их инструментария. Этим определяется актуальность нашей работы.

Цель настоящего курсового проекта - изучения понятия  личности и присущих ему характеристик  в таких науках как социология и психология.

Задачи, исходящие  из поставленной цели таковы:

- изучить понятие  личности в психологии: ознакомится  с основными определениями личности  в отечественной и зарубежной  психологии; проанализировать основные  особенности психологического подхода  к личности;

- ознакомиться  с социологическим подходом к понятию «личность»: изучить основные определения «личности» в социологической науке; понять особенности применения и интерпретации понятия «личность» в современной социологии.

Исходя из поставленных целей и задач, нами формируется  структура настоящей курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, с двумя параграфами в каждой, заключения и библиографии.

Для решения  поставленных задач и общей цели работы мы пользовались работами таких  психологов, как А.Г. Асмолов, Ю.Б. Гиппенрейтер. А.Г. Ковалев, И.Б. Котова и О. Гордона, а также работами таких социологов как Г. Осипов, А. Кравченко, С. Лебедева и В. Ольшанского. Ряд важных для настоящей работы моментов помогли осветить «Большой толковый социологический словарь», а также некоторые хрестоматии.

Глава I. Личность в психологии

1.1 Сущность понятия  «личность» в современной  психологии

В настоящей  части нашей работы мы изучим особенности  психологической науки к понятию  «личность», которое, как мы уже указывали, относится к числу основополагающих для этой науки. Для этого, вначале, ознакомимся с основными понятиями личности, применяемыми в отечественной и зарубежной психологии. Для более глубокого изучения темы обратимся к наследию ряда отечественных и зарубежных психологов.

Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. С развитием психологии в отдельную науку, личность стала являться одним из центральных объектов изучения, как в теоретической, так и прикладной психологии Приводится по: Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. - Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 2006. - с. 16. .

Проработкой особенностей личности, значимых для психологии, занимались множество зарубежных и  отечественных ученых. В дальнейшем изложении мы приведем мнения лишь, некоторых наиболее крупных специалистов.

Так, «личность» по мнению А.Н. Леонтьева (1903-1979) - советского ученого, основателя факультета психологии МГУ Приводится по: Котова И.Б. Указ. соч. С. 56. , это психологическое образование  особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит на протяжении всего цикла жизни человека. При этом такие геннообусловленные особенности человека как: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные к характеристике личности не относятся, а формируют индивидуальность человека, которая в свою очередь составляют предпосылки и условия формирования личности. Таким образом, личность - есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Научные разработки А.Н. Леонтьева стали основой для выработки общего подхода к личности в отечественной психологии.

Один из последователей А.Н. Леонтьева - советский ученый А.В. Петровский занимался развитием  его подхода. Он, в частности, даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» Приводится по: Котова И.Б. Указ. соч. С. 94.. Таким образом, «личность»- это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причём она неотторжима от системы социальных связей, в которую она включена. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество.

Российский психолог (1889-1960 гг.) С.Л. Рубинштейн считал Приводится по: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М: Черо, 2006. - с. 47., что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё.

Зависимость психических  процессов от личности как индивидуальности выражается, в первую очередь, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости). Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.

Зависимость психических  процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, как показал  анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, в третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач.

Другой ученый - А.Г. Ковалев Ковалёв А.Г. Психология личности. М.; «Просвещение», 1989. - с. 385. , определил личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятелем общественного развития - с другой. Личность - созидатель общественного богатства. Личность - сознательное существо, оно может выбирать из многих возможных тот или иной образ жизни: смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественного развития.

А.Г. Асмолов  Приводится по: Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2004.  рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке.

Таким образом, исходя из всех приведенных мнений, можно выделить синтезированное понятие Приводится по: Котова И.Б. Указ. соч. С. 315., согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н.Леонтьев), при этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В.Петровский), в общении с другими людьми.

В зарубежной психологии определению понятия личность, также  уделялось довольно большое влияние:

- «личность»  по определения американского ученого У.Джеймса (1842-1910), возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное - это реорганизация основных «строительных» блоков, предоставленных природой Теории личности в американской и западноевропейской психологии. - М.: АСТ, 2006. С. 54. ;

- Г.У. Олпорт (1897-1967), американец, который впервые  дал теоретическую характеристику  чертам личности сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление» Там же, стр. 87. ;

- в работах  ученых В.Мак-Дугалла, и А.Адлера, личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений Там же, стр. 112-114;;

- в рамках  концепции «бихевиоризма», личность  не рассматривалась вообще, заменяемая  механической схемой «стимул  - реакция» Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С. 156. ;

- американский психолог В.Джеймс писал, что личность «в наиболее широком смысле - есть общий итог того, что человек может назвать своим, т.е. не только собственное тело и собственные психические силы, но и принадлежащие ему дом, жену, детей, предков, друзей, свою добрую славу и творческие произведения, поземельную собственность, лошадей, яхту и текущий счёт». Отсюда - потеря личности ведет к потере определенных составляющих личности Теории личности в американской и западноевропейской психологии. - М.: АСТ, 2006. С. 167.;

- согласно З.  Фрейду, личность есть замкнутая  в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая  его влияния, но противостоящая  ему. Оказывается, что источником  активности личности являются  подсознательные влечения: сексуальные  и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений. Общественное развитие, цивилизация с её многочисленными моральными запретами, по Фрейду, оказывается, вредят нормальному развитию человеческой личности, являются источниками её неврозов Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С. 94;

- Личность, по  Юнгу, включает три основные системы:  Эго, личное бессознательное и  коллективное бессознательное. При  этом, Эго - это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность. Личное бессознательное - это структура, включающая в себя, вытесненные воспоминания, чувства, переживания и комплексы. Коллективное бессознательное - по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент. Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсия и интроверсия. У каждого человека присутствуют обе установки, но одна из них является доминирующей. Экстраверсия - направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям. Интроверсия - направленность внутрь себя, в свой внутренний мир Там же, стр. 104. .

Таким образом, в зарубежной науке, понятие «личность» также получило широкое развитие, причем в западной школе психологии, по поводу сущности личности, было и  есть гораздо больше мнений.

В целом, и в отечественной и зарубежной науке (по крайней мере, в большей части из имеющихся мнений), понятие «личность» можно свести к одному общему знаменателю. Итак, личность в психологии - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. В ряде случаев, личность понимается следствие проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

В дальнейшем изложении, мы на основании полученных теоретических  данных, выделим особенности психологического подхода при изучении личности.

1.2 Особенности психологического подхода к изучению личности

Итак, разберем основные психологические подходы  к изучению личности. Сразу оговоримся, что как видно из предыдущего  изложения, для изучения личности в  психологии широко используются такие  понятия как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и межличностные связи. Рассмотрим сущность этих понятий подробно.

Итак, для психологической  трактовки личности, учеными используется понятие индивид. Значение этого  понятия состоит и в том, что  анализ отношения «индивид-общество», в ряде случаев, позволяет раскрыть свойства человека как личности. Исходя из этого, представляется необходимым кратко остановиться на понятии индивид. Для этого обратимся к определению уже упоминаемого А.Н. Леонтьева. Согласно его теоретическим изысканиям понятие индивид, выражает Приводится по: Котова И.Б. Указ. соч. С. 49.:

Информация о работе Личность в психологии