Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:04, курсовая работа
Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение является неотъемлемой частью существования таких областей жизнедеятельности че-ловека как образование, наука и искусство, в свою очередь, тесно взаимосвя-занных между собой в силу диалогичности своей сущности. Ярким доказа-тельством этому служит глубокая связь культуры и образования.
Введение 3
Глава 1. Личность и общение: теоретические аспекты 6
1.1. Понятие личности, ее структура и факторы формирования 6
1.2. Становление и формирование личности 10
1.3. Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека 12
Глава 2. Развития общения и отношения к сверстнику в раннем и дошкольном возрасте 16
2.1. Младенчество: истоки личностного отношения к себе и к другому 16
2.2. Особенности общения и межличностных отношений у детей раннего возраста (от 1 до 3-х лет) 19
2.3. Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте 23
Заключение 29
Список литературы 31
Содержание. |
Введение
3 Глава 1. Личность и общение: теоретические аспекты 6 1.1. Понятие личности, ее структура и факторы формирования 6 1.2. Становление и формирование личности 10 1.3. Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека 12 Глава 2. Развития общения и отношения к сверстнику в раннем и дошкольном возрасте 16 2.1. Младенчество: истоки личностного отношения к себе и к другому 16 2.2. Особенности общения и межличностных отношений у детей раннего возраста (от 1 до 3-х лет) 19 2.3. Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте 23 Заключение 29 Список литературы 31 |
Введение
Потребности современного общества, его
духовных и материальных сфер делают проблему
общения чрезвычайно актуальной. Общение
является неотъемлемой частью существования
таких областей жизнедеятельности че-ловека
как образование, наука и искусство, в
свою очередь, тесно взаимосвя-занных
между собой в силу диалогичности своей
сущности. Ярким доказа-тельством этому
служит глубокая связь культуры и образования.
С изменением социальной ситуации, наметились
коренные перемены во взглядах на сущность
и содержание образования. В современных
условиях оно рассматривается как компонент
культуры, являющийся «основным сред-ством
развития гуманистической сущности человека».
Говоря о том, что об-разование обладает
культурно-гуманистическими функциями,
мы имеем в виду то, что оно функционирует
в контексте культуры, являясь неотъемле-мой
ее частью, выступая при этом средством
созидания и трансляции куль-турных ценностей,
что позволяет человеку приобщиться к
ним, а также рас-крыть и реализовать собственный
творческий потенциал.
Общение включает в себя все разнообразие
духовных и материальных форм бытия человека
и является при этом его насущной потребностью.
Вполне обоснован тот факт, что изучению
проблем общения уделяется зна-чительное
внимание в исследовании отечественных
и зарубежных ученых, представляющих различные
направления человекознания. (Б.Г.Ананьев,
Г.М.Андреева, Г.С.Батищев, А.А.Бодалев,
М.Бубер, Л.П.Буева, Л.С.Выготский, А.Б.Добрович,
М.С.Каган, В.А.Калиненко, Я.Л.Коломенский,
И.Б.Котова, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев,
М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов, К.Лоренц, А.А.Мелик-Пашаев,
Дж.Мид, В.И.Мяснищев, Т.Парсонс, А.В.Петровский,
В.А.Петровский, Ж.П.Сартр, Р.К.Терещук,
Э.Уилсон, М.Хайдеггер, К.Чери, Т.Шебутани,
Е.Н.Шиянов, А.Эспинас, К. Ясперс и др.). И
как закономерный результат – отсутствие
единства в толко-вании природы происхождения,
сущности и структуры процесса общения.
Так, можно проследить принципиальные
расхождения в вопросе о про-исхождении
общения. Философы С.М.Каган, Дж.Мид, Т.Парсонс,
К.Чери, К.Ясперс и психологи Б.Г.Ананьев,
Я.Л.Коломинский, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев,
М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов, Е.Мелибруда, А.В.Петровский,
В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др. стоят
на позиции социокультурного общения.
С точки зрения данных авторов, общение
выступает непременным условием существования
любых форм социальной и индивидуальной
жизни человека.
Потребность в общении является первичной
социальной потребностью человека в онтогенезе.
В процессе разнопланового общения индивид
разви-вается как личность, приобщаясь
к культурным нормам и нравственным за-конам
своего общества. В общении же он реализуется
как активный, само-бытный и творческий
субъект. Отдельный человек как нечто
обособленное, не заключает в себе человеческой
сущности. Она проявляется только в обще-нии,
единстве человека с человеком.
Отношения с другими людьми зарождаются
и наиболее интенсивно развиваются в раннем
и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений
с другими людьми является фундаментом
для дальнейшего развития личности ребенка
и прежде всего его этического развития.
Этот первый опыт во мно-гом определяет
особенности самосознания человека, его
отношение к миру, его поведение и самочувствие
среди людей. Множество негативных и дест-руктивных
явлений среди молодежи, наблюдаемых в
последнее время (жес-токость, повышенная
агрессивность, отчужденность и пр.), имеют
свои исто-ки в раннем и дошкольном детстве.
Это побуждает обратиться к рассмотре-нию
развития отношений детей друг с другом
на самых ранних этапах онто-генеза с тем,
чтобы понять их возрастные закономерности
и психологиче-скую природу возникающих
на этом пути деформаций.
Поскольку ребенок вступает в отношения
с другими людьми с первых дней жизни,
можно полагать, что онтогенетические
истоки нравственности следует искать
в самом начале развития человека. В предыдущих
лекциях было показано, что межличностные
отношения основаны на двух противоре-чивых
началах – предметном и личностном, причем
в основе нравственности лежит личностное
отношение к другому.
Целью данной работы является проведение
анализа теоретического и практического
материала, посвященного становлению
личности в процессе общения.
Согласно данной цели, сформированы следующие
задачи:
• Дать определение понятия «личность»
• Рассмотреть стадии развития личности
• Проанализировать теоретическую базу
научных взглядов на про-цесс общения
как культурного феномена жизнедеятельности
че-ловека
• Попытка проследить зарождение и развитие
личностного и пред-метного начала в отношениях
ребенка с другими людьми, начи-ная с момента
его рождения, на протяжении первых лет
жизни.
Данный курсовой проект сформирован в
виде введения, двух глав, за-ключения
и списка используемой литературы.
Глава 1. Личность и общение: теоретические
аспекты
1.1. Понятие личности, ее структура и факторы
формирования
Наверное, ни одно из понятий общественных
наук не является столь многозначным,
неопределенным и дискуссионным, как понятия
«человек» и «личность». В обыденном сознании
они часто отождествляются. Однако в научных
целях желательно различать такие понятия,
как «человек», «инди-вид», «личность»,
«индивидуальность».
Понятие «человек» целесообразно использовать
как родовую характе-ристику, т. е. как
принадлежность к человеческому роду,
как биосоциокуль-турную категорию.
Когда речь идет об одном, конкретном человеке
используют понятие «индивид». Понятие
«индивидуальность» применяется для выражения
непо-вторимости, уникальности конкретной
личности.
Понятие «личность» раскрывает социальную
характеристику человека, т. е. те его стороны
деятельности и поведения, которые связаны
с его участи-ем в жизни общества, социальных
групп. Личность – это целостность соци-альных
свойств человека, продукт общественного
развития и включения ин-дивида в систему
социальных отношений посредством активной
деятельно-сти и общения .
Становление понятия «личность» связано
с возникновением в Древней Греции определенного
слоя людей (ремесленников, купцов, мастеров
ис-кусств и др.), которые в результате
использования своих особых способно-стей
смогли выделиться из античного общества
. Их отличие от окружающих людей стало
их отличительной, хоть и нелестной, личной
характеристикой. Само же название понятие
«личность» имеет латинское происхождение
и оз-начает маску, маскирующую человеческое
«Я», роль, данную индивиду об-ществом.
В современной социологии существуют
два подхода к рассмотрению понятия «личность».
Первый – когда под личностями подразумеваются
лишь те люди, которые обладают определенными
(как правило, положительными) качествами,
отличающими их от других индивидов. В
соответствии с другим подходом – каждый
человек является личностью и отличается
от других своими неповторимыми особенностями,
как биосоциокультурное существо. Попросту
говоря, тем, кто он есть.
Учитывая конкретно-научные данные о человеке,
которыми распола-гают современные науки,
можно выделить три неразрывно взаимосвязанных
и взаимообусловленных уровня личности:
– биологический, представленный определенными
генетически детер-минированными, психофизиологическими
задатками: естественными по-требностями,
предрасположенностью к определенным
видам деятельности и поведения, к развитию
интеллекта, мышления, речи и т.д.
– духовный, выступающий как внутренняя
субъективная реальность, идеальный мир
человека, его «Я». Чаще этот уровень определяют
как психо-логический. Однако человеческая
психика и духовность – это разнопорядко-вые
понятия. Духовность, на наш взгляд, формируется
как результат взаимо-действия психофизиологических
и социокультурных компонентов;
– социальный, собственно личностный,
включает те свойства личности, которые
вырабатываются в процессе ее участия
в жизни общества, социаль-ных групп; ценностные
ориентации, совокупность социальных
знаний, уме-ний, навыков, привычек и т.д.,
необходимых для выполнения многочислен-ных
социальных ролей.
Любое умаление роли одного из личностных
уровней может привести к серьезному искажению,
ущербности, неполноте анализа личности
.
Однако ядром личности, по нашему мнению,
все же является духовный уровень, т.к.
духовность наиболее полно выражает человеческую
сущность.