Личность сотрудника ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 01:22, контрольная работа

Описание работы

Цель работы формулируется как анализ волевой сферы личности, пути развития волевых качеств у сотрудников правоохранительных органов.

- раскрыть волевые сферы личности;

- охарактеризовать волю и эмоционально-волевую устойчивость;

- исследовать развитие волевых качеств у сотрудников правоохранительных органов.

Содержание

Введение…………………………………………………………...………………3

1.Волевая сфера личности …………………………………………..………4
2.Воля и эмоционально-волевая устойчивость ……………………………9
3.Развитие волевых качеств у сотрудников правоохранительных органов…………………………………………………….………………12
Заключение…………………………………………………………….…………19

Библиографический список……………………………………..………………

Работа содержит 1 файл

Волевая сфера личности Пути развития волевых качеств у сотрудников правоохранит.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

    В практической деятельности сотрудник  ОВД имеют место случаи, когда  внутреннее состояние их не отвечает требуемой внешней активности (поведение  в условиях кризисной ситуации). Например, практическая деятельность требует решительных действий, а внутреннее состояние этого юриста, подчиняясь воздействию отрицательных эмоций, тормозит требуемую от него активность. И здесь ему приходится усилием воли заставить себя подавить тормозящие эмоции и начать соответствующую практической цели активную деятельность.

    В произвольных действиях человек  преследует определенную цель, преодолевает препятствия различной степени  трудности. Волевые действия характеризуются физическими и психическими условиями, вызванными преодолением значительных трудностей и препятствий. Волей, таким образом, называется способность человека сознательно управлять собой в деятельности с труднодостижимыми целями.1

    Из  сказанного выше следует, что поведение  сотрудника правоохранительных органов является сознательным и целенаправленным, а не стихийным и неорганизованным. Как уже было отмечено, такое поведение называется волевым поведением и предполагает наличие у работника юридического труда определенных волевых качеств.

    Волевые качества сотрудника ОВД в своей основе аккумулируют в себе структурные компоненты его эмоционально-волевой устойчивости, связывают интеллект и моральные структуры личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Развитие волевых  качеств у сотрудников  правоохранительных  органов 

    Одним из ведущих направлений совершенствования  деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников.

    Целью психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование у них готовности действовать профессионально грамотно, четко, с высокой работоспособностью в любых сложных условиях служебной деятельности.

    Особенности этой деятельности требуют развития волевой устойчивости у сотрудников  правоохранительных органов.

    Основные  задачи психологической подготовки заключаются в том, чтобы: повысить психологическую устойчивость сотрудников органов внутренних дел к действию стресс-факторов и их сочетаний, типичных для органов внутренних дел; развить у сотрудников психологические качества, сформировать особые характеристики навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных и опасных условиях оперативно-служебной деятельности.

    Психологическая подготовленность является комплексным  слагаемым профессионального мастерства сотрудников. Это совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным психологическим особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления. Она складывается из четырех групп компонентов: профессионально-психологической ориентированности и чувствительности сотрудника (стремление, интерес и умение понимать психологические аспекты ситуаций и людей, с которыми он имеет дело, умение разобраться в них); подготовленности сотрудника по психологическим аспектам эффективности профессиональных действий и тактики, проявляющейся в понимании психологических условий эффективности профессиональных действий и умении обеспечивать их создание; умелом использовании психологических средств реализации профессиональных действий речевых и неречевых, в умелом применении всего комплекса психологических приемов, обеспечивающих более высокую эффективность решения оперативно-служебных задач; развитой профессиональной наблюдательности и памяти сотрудника (включает умение применять психологически обоснованные приемы и правила для повышения эффективности профессионального наблюдения, развитой профессиональной внимательности, натренированности органов чувств и восприятий, натренированности в быстром, полном и точном запоминании, хорошем сохранении в памяти и правильном воспроизведении значимой для решаемых задач информации); психологической устойчивости (выражается в способности сотрудника действовать спокойно и уверенно в психологически сложных, эмоционально напряженных, опасных и ответственных ситуациях оперативно-служебной деятельности). 1

    Психологическая подготовленность существенно повышает профессиональное мастерство сотрудника. Научные данные и имеющийся положительный опыт указывают на необходимость введения специальных задач, форм и методов целенаправленного повышения психологической подготовленности в системе профессионального обучения. Психологическая подготовка ныне - важный вид профессиональной подготовки в органах внутренних дел.

    Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов - это специально организованный, целенаправленный процесс воздействия на сотрудников по формированию, развитию и активизации необходимых качеств, обусловливающих успешное, эффективное выполнение оперативно-служебных задач.

    Сама  психологическая подготовка обусловлена  особенностями служебной деятельности сотрудников. В соответствии с этим содержание психологической подготовки должно характеризоваться четко  выраженной профессиональной направленностью.1

    К содержанию психологической подготовки сотрудников можно отнести следующее: формирование психологической готовности к борьбе с преступностью; развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности; формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств; совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан; формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности; совершенствование умений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами; формирование психологической устойчивости умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности; развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления; формирование волевой активности и навыков волевых действий; подготовка к психическим перегрузкам в работе.

    Формирование  психологической готовности к борьбе с преступностью. По всей видимости, это является самым важным в психологической подготовке. Главное здесь - формирование профессиональной направленности сотрудников, развитие у них стойких профессиональных интересов к профессиональной деятельности.

    Это также предполагает формирование у  сотрудников нетерпимости к всякого  рода правонарушениям, стойкой привычки безоговорочного исполнения правовых норм, обостренного чувства правды, справедливости и законности.

    Развитие  психологической ориентированности  в различных аспектах специфической  оперативно-служебной деятельности. Это предполагает ознакомление сотрудников с основами психологии, формирование у них навыков и привычек учитывать психологию людей, групп в своей работе. Ориентированность в психологических аспектах оперативно-служебной деятельности предполагает знание и учет сотрудниками психологических особенностей проводимых следственных, оперативно-розыскных и иных действий.

    Формирование  и развитие профессионально значимых познавательных качеств. Эти качества обеспечивают эффективность познавательной деятельности сотрудников. К ним относят профессиональную чувствительность, восприятие, наблюдательность, память, мышление, воображение. Специальные упражнения и тренировки по развитию этих качеств предполагают овладение сотрудниками основными приемами и знаниями определенных правил повышения эффективности запоминания, сохранения и воспроизведения профессионально значимой информации, развития логического мышления и творческого воображения. Проведенные исследования показывают, что целеустремленное развитие перечисленных качеств с помощью практических занятий и специальных тренировок позволяет улучшить показатели их развития в 2-3 раза.

    Совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан. Деятельность сотрудника органов внутренних дел немыслима без постоянного общения с различными категориями граждан (потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, подучетными и т.д.). От умения сотрудников общаться с ними, устанавливать психологический контакт, доверительные отношения, зависит качество получаемой оперативно значимой информации, что в свою очередь влияет на успешность деятельности в целом. В ходе психологической подготовки сотрудники должны овладеть системой методов и приемов установления психологического контакта. У них должны быть сформированы умения быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе, умение выслушивать людей, умение преодолевать психологические барьеры в процессе общения. Психологическая подготовка предполагает усвоение сотрудниками определенных правил, которые позволяют облегчить процесс установления психологического контакта.

    Формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности. Важным компонентом профессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел являются навыки ролевого поведения, которые используются с целью добывания необходимой для раскрытия или предупреждения преступлений информации. В этой связи, в ходе психологической подготовки сотрудники должны вырабатывать умения маскировать свою принадлежность к органам внутренних дел, свои действительные качества и состояния, цели общения.

    Совершенствование умений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных  ситуациях общения с гражданами. Конфликтные ситуации в процессе общения с гражданами являются наиболее типичными для деятельности сотрудников органов внутренних дел. Поэтому весьма важным является формирование у сотрудников умения нейтрализовать конфликтную ситуацию, обучение их способам разрешения конфликтов. Эффективность деятельности сотрудников во многом зависит и от умелого использования определенных методов психолого-педагогического воздействия на людей, таких как убеждение, внушение, принуждение, стимулирование. У сотрудников должны вырабатываться и навыки использования различных тактических приемов поведения в ситуации конфликтного поведения, в частности и использования конфликтной ситуации в оперативных целях.

    Формирование  психологической устойчивости умения владеть собой в напряженных  ситуациях оперативно-служебной  деятельности. В повседневной практической работе сотрудники подвергаются воздействию многих неблагоприятных психологических обстоятельств, которые могут влиять на качество выполнения профессиональных действий. И психологическая устойчивость рассматривается как один из важнейших показателей психологической подготовленности, которая проявляется в способности сотрудников не поддаваться воздействию негативных обстоятельств. Здесь важно формирование знаний и умений предвидеть эти трудности при решении оперативно-служебных задач. Формирование психологической устойчивости способствует натренированности сотрудников в безукоризненном выполнении профессиональных действий в условиях максимальных психологических трудностей, что может достигаться путем моделирования напряженности в процессе тренировок и практических занятий.1

    Развитие  положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления. Формирование психологической устойчивости и умения владеть собой в напряженных ситуациях предполагает выработку у сотрудников определенных эмоционально-волевых качеств личности, таких как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка и т.д. Сотрудник должен владеть приемами самоконтроля поведения, управлять своим поведением и эмоциями. В процессе занятий и тренировок сотрудники должны овладеть приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.

    Формирование  волевой активности и навыков  волевых действий. В практической деятельности сотрудникам органов внутренних дел приходится сталкиваться с различными трудностями, препятствиями, которые затрудняют качественное выполнение работы, а порой и препятствуют достижению поставленной цели. В этих ситуациях им приходится проявлять волевую активность, побуждающую их на преодоление этих трудностей и препятствий. Развитию навыков волевых действий способствует включение в процесс занятий определенных элементов, помех, препятствующих реализации поставленной задачи. Опыт волевой активности, накопленный в процессе таких тренировок, будет влиять на развитие воли, волевых качеств личности.

    Подготовка  к психическим перегрузкам в  работе. Деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется также тем, что воздействующие на них различные факторы, зачастую носят стрессовый характер, приводят к чрезмерным нагрузкам и перегрузкам нервной системы. Это в свою очередь сказывается на эффективности осуществляемой ими деятельности. Поэтому необходимо, чтобы сотрудники были ознакомлены с основными закономерностями протекания этих процессов и приемами (в частности, приемами психорегулирующей тренировки), которые позволяют в короткое время восстановить работоспособность и снять излишнее психическое напряжение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Проанализировав в данной работе волевую сферу личности, пути развития волевых качеств у сотрудников правоохранительных органов, необходимо отметить, что воля является действенной стороной сознания человека, то есть таким его качеством, благодаря которому психическая деятельность влияет на деятельность практическую. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей.

Информация о работе Личность сотрудника ОВД