Личность менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:05, реферат

Описание работы

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

          Общим для всех существующих подходов к определению нормативной модели эффективного руководителя является стремление обнаружить закономерные отличия эффективного менеджера от неэффективного. Таким образом, целью большинства исследований, посвященных изучению управленческой деятельности (Вудкок М., Фрэнсис Д., Стогдилл Р., Никифоров Г.С., Уманский Л.И.) является выделение ключевых, базовых характеристик, наличие которых отличает эффективного менеджера. Логическим следствием данных исследований является необходимость построения модели эффективного менеджера.

     Построение  модели эффективного менеджера существует в рамках нескольких групп существующих подходов: функциональный, личностный и ситуационный. Наиболее интересным в рамках создания психологической модели эффективного менеджера представляется личностный подход (Эванс Р., Рассел П., Стогдилл Р., Кричевский Р.Л., Уманский Л.И., Емельянов Ю.Н., Кудряшова Л.Д.). Личностный подход основывается на допущении, что эффективная управленческая деятельность связана с обладанием менеджером некоторым конечным множеством личностных черт, которые, например, с точки зрения сторонников биологизаторских концепций, могут быть заданы генетически. Личностный подход является наиболее разработанным и располагает значительным количеством эмпирических данных о связи между теми или иными личностными особенностями и эффективностью управления, руководства и лидерства.        

     Таким образом, в рамках данного подхода  осуществляется попытка установить зависимость эффективности управления от выраженности отдельных личностных особенностей или их ансамбля, стиля  управленческой деятельности и стандартов поведения.

     В зарубежной и отечественной литературе в рамках личностного подхода  многократно предпринимались попытки  описать структуру личности преуспевающего менеджера. В течение долгого  времени в качестве основных выделялись интеллектуальные и аналитические способности, но по мере расширения исследований этот список претерпевал изменения. Управленческая деятельность характеризуется высокой ценой ошибок, большим грузом ответственности и необходимостью человекознания.

     Согласно  традиционным зарубежным подходам, базовыми характеристиками личности менеджера являются компетентность, коммуникабельность, способность устанавливать контакты, внимательность по отношению к подчиненным, смелость в принятии решений, способность творчески решать проблемы. Каждое из этих качеств, по сути, объединяет некоторые другие черты личности, представляя собой интегральные особенности личности, однако выделения целостной структуры взаимосвязанных психологических качеств личности не происходит. Однако, очевидно, что представляется довольно трудным говорить подробно о качествах личности руководителя вообще - в отрыве от конкретного содержания его деятельности и ряда сопутствующих ей факторов.

     Как отмечается в работах последних  лет, взаимное соответствие деятельности и личности руководителя характеризуется определенной динамикой. Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя в его деятельности, должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих. Сказанное не исключает возможности и необходимости определения в самом общем виде тех требований, которым должен соответствовать руководитель современного коллектива любого управленческого ранга. Обшей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца являются интеллектуальные качества. Это следует из анализа большинства работ авторов, которые рассматривают менеджера с точки зрения личностного подхода.

     Включение менеджера в организацию как социальный институт означает, что ему делегируется право направлять действия других людей за счет своего рода «отчуждения» этого нрава у подчиненных. Чтобы направлять действия других людей, нужно в качестве исходного момента иметь четкую собственную направленность, «вектор» деятельности и волю эту направленность реализовать, невзирая на помехи и противодействия. Поэтому основой включения менеджера в организацию как социальные институт являются мотивационно-волевые качества. Наконец, включение менеджера в организацию как систему интерперсональных отношений предполагает эффективное руководство людьми, умение общаться и эффективно строить отношения, т.е. коммуникативные качества.

     Менеджеру необходимо обладать следующими личностными  качествами: коммуникабельность и чувство успеха; эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость; открытость, гибкость, приспособляемость к происходящим изменениям; ситуационное лидерство в корпорационных структурах; внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации; энергичность и жизнестойкость; склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению; ответственность за работу и принятые решения; тягу к знаниям, профессионализм и творческий подход к работе упорство, уверенность в себе и преданность делу; нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи; способность влиять на людей; потребность работать в коллективе и с коллективом; наряду с этим менеджеры должны обладать такими специфическими качествами, как; способность эффективно управлять собой и своим временем; способность устанавливать свои личные ценности; способность четко определять цели выполняемой работы, и собственные цели; способность к саморазвитию; способность решать проблемы быстро и эффективно; изобретательность и гибкое реагирование на изменение ситуации; влияние без прямого давления на окружающих; умелое использование людских ресурсов; способность освоения новых подходов в отношении своих подчиненных; умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков; умение создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

     Отчасти немногочисленность высококлассных менеджеров объясняется тем, что в обучении и подготовке таких специалистов делается излишний упор на техническое мастерство, а формированию характера уделяется мало внимания. Управленческие науки-статистика, анализ данных, эффективность, финансовый контроль – считаются сегодня неотъемлемыми элементами образования менеджеров.

 

Заключение 

     Таким образом, профессионально-психологический отбор и оценка личности менеджера - многофункциональная задача. Отбор только по уровню знаний явно недостаточен, если только на выходе планируется иметь не научного работника, а личность, способную работать с людьми, обладающую необходимыми организаторскими качествами и другими личностными особенностями. Ведь именно в личностных качествах кроятся основные причины профессиональной деформации.

     В рамках построения психологической модели эффективного менеджера можно выделить три основных группы профессионально важных качеств: мотивационно-волевые, интеллектуальные, коммуникативные.

     Наиболее  важной группой качеств и черт, выделяемых в рамках гипотетической модели эффективного менеджера, является группа мотивационно-целевых качеств. Наиболее значимые характеристики для успешности профессиональной деятельности успешного менеджера эмоционально-волевые и мотивационно-целевые качества, обеспечивающие способность к саморегуляции менеджера и управлению им другими людьми.

Информация о работе Личность менеджера