Личность и социальная группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

От личности как общественного явления не может абстрагироваться ни одна из общественных наук. Каждая наука изучает личность со своей точки зрения. Так, исторический материализм исследует личность в составе масс, классов и общества в целом как деятеля общественного развития. Личность, выступающую в качестве производительной силы и потребителя материальных ценностей, изучает политическая экономия. Предметом педагогики являются методы, формы и средства воспитания личности. Психология сосредоточивает свое внимание на внутреннем мире личности, его структуре, закономерностях формирования и развития. Предметом социальной психологии являются общественное мнение и настроение, коллективная воля, групповое поведение и др.

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Т. Лири предлагал  использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в  оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Разные направления  диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

Методика  может быть представлена респонденту  либо списком (по алфавиту или в случайном  порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Максимальная  оценка уровня - 16 баллов, но она разделена  на четыре степени выраженности отношения:

 

0-4 балла - низкая

адаптивное поведение

 
     

5-8 баллов - умеренная

   

9-12 баллов - высокая

экстремальное

до патологии поведение

 
     

13-16 баллов - экстремальная

   
     

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте  с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся  на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - VI) Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем  сравнения дискограмм, демонстрирующих  различие между представлениями  разных людей. С.В. Максимовым приведены  индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности. Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Типы отношения  к окружающим

I. Авторитарный

13-16 - диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая  лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 - доминантный,  энергичный, компетентный, авторитетный  лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 - уверенный  в себе человек, но не обязательно  лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13-16 - стремится  быть над всеми, но одновременно  в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12 - эгоистические  черты, ориентация на себя, склонность  к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12 -требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий  и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять  окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 - упрямый,  упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 - отчужденный  по отношению к враждебному  и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению  во всем, злопамятный, постоянно  на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

9-12 - критичный,  необщительный, испытывает трудности  в интерперсональных контактах  из-за неуверенности в себе, подозрительности  и боязни плохого отношения,  замкнутый, скептичный, разочарованный  в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0-8 - критичный  по отношению ко всем социальным  явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 - покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во  всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 -застенчивый,  кроткий, легко смущается, склонен  подчиняться более сильному без  учета ситуации.

0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 - резко  неуверенный в себе, имеет навязчивые  страхи, опасения, тревожится по  любому поводу, поэтому зависим  от других, от чужого мнения.

9-12 - послушный,  боязливый, беспомощный, не умеет  проявить сопротивление, искренне  считает, что другие всегда  правы.

0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов,  доверчивый, склонный к восхищению  окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 - дружелюбный  и любезный со всеми, ориентирован  на принятие и социальное одобрение,  стремится удовлетворить требования  всех, "быть хорошим" для  всех без учета ситуации, стремится  к целям микрогрупп имеет развитые  механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 - склонный  к сотрудничеству, кооперации, гибкий  и компромиссный при решении  проблем и в конфликтных ситуациях,  стремится быть в согласии  с мнением окружающих, сознательно  конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои  интересы, стремится помочь и  сострадать всем, навязчивый в  своей помощи и слишком активный  по отношению к окружающим, принимает  на себя ответственность за  других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

0-8 - ответственный  по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение  к людям проявляет в сострадании,  симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить  и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Ключ

 

Номера тенденций

Номера перечня черт

 

I.

3, 10, 11, 19, 20, 22, 24, 30, 33, 40, 50, 64, 83, 86, 105, 113

 

II.

2, 12, 16, 28, 32, 47, 56, 69, 72, 74, 78, 79, 93, 104, 118, 123

 

III.

5, 15, 17, 37, 52, 53, 54, 63, 66, 99, 106, 108, 115, 116, 120, 128

 

IV.

4, 6, 34, 35, 38, 51, 57, 59, 60, 62, 88, 89, 90, 114, 119, 122

 

V.

18, 27, 41, 44, 45, 48, 61, 65, 77, 96 100, 101, 112, 117, 125, 127

 

VI.

9, 7, 8, 14, 25, 31, 39, 58, 75, 82, 85 87, 95, 110, 111, 121

 

VII.

1, 36, 43, 55, 68, 71, 73, 76, 81, 84, 94, 97, 102, 107, 109, 124

 

VIII.

13, 21, 23, 26, 29, 42, 46, 49, 67, 70 80, 91, 92, 98, 103, 126

 
     
     

 

Основные  понятия

Доминирование - это процесс преобладания одного или нескольких членов группы над  остальными членами группы.

Дружелюбный - это человек, испытывающий и проявляющий  доброжелательное отношение к другим людям.

Истероидный тип характера - это тип характера, главной чертой которого является беспредельный  эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия.

Конформность (от лат. conformis - подобный, сообразный) - податливость человека реальному или  воображаемому давлению группы, проявляющаяся  в изменении его поведения  и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Малая группа - немногочисленная группа, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой  объединены общей деятельностью, эмоциональным  контактом, находятся в непосредственном контакте и взаимодействуют продолжительное время.

Межличностные отношения - это субъективное переживание, взаимосвязи людей, их взаимные ориентации, которые развиваются у индивидов, находящихся в длительном контакте.

Поведение - целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.

Социальная  адаптация - процесс взаимодействия личности или социальной группы с  социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Выводы

Методика диагностики  межличностных отношений - создана  Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году. Выбор данной методики связан с тем, что используя ее в данном эксперименте можно выявить преобладающие типы отношений к людям. Эта методика получила применение в исследовании взаимоотношений в производственных коллективах.

При исследовании межличностных  отношений в коллективе, нам необходимо было выявить преобладающий тип отношений к людям. Этот результат был получен с помощью методики Т. Лири. В ходе ее проведения использовалась следующая инструкция: "Поставить знак "+" против тех определений, которые соответствуют представлению о себе. если нет полной уверенности знак "+" не ставить". Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения. Каждый испытуемый набрал разное количество баллов по определенным типам отношений. На основе этих результатов были найдены средние значения по 8 типам отношений и начерчена условная схема в виде круга, разделенного на секторы и отмечены на нем эти величины.

Проведя данное исследование в группе среди студентов 19 лет  можно сделать следующие выводы:

во-первых, гипотеза, выдвинутая вначале исследования подтвердилась, - в группе существует адаптивное поведение, т.е. члены групп учитывают мнения, возможности, желания других членов группы;

во-вторых, студенты с интересом отвечали на предоставленные вопросы и по возможности старались делать это честно;

в-третьих, результаты исследования показали, что связь дружелюбие-доминирование в группе является очень сильной;

в-четвертых, фактор доминирования в группе преобладает фактор подчинения, а факторы дружелюбие и агрессивность находятся почти на одинаковом уровне (фактор дружелюбие превосходит агрессивность на 6%).

Рекомендации

Как уже говорилось раннее исследование межличностных отношений важно в разных организациях, на разных этапах развития личности. Но особенно важна проблема построения отношений в компаниях, на предприятиях, в экономических организациях.

Нам, как будущим менеджерам, очень важно знать и уметь регулировать те отношения, которые строятся и уже существуют в коллективе. Ведь сейчас образуется множество организаций, которые преследуют только экономические цели: получить как можно больше прибыли, устоять перед конкурентами. К сожалению, не во всех организациях есть психологическая основа, которая является не менее значимой в развитии организации. Не маловажным и существенным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, менеджеры, как правило, очень мало уделяют им внимание или вообще не придают им значения. Для них главным является качество работы и экономический результат. А ведь на всё это как раз и влияют межличностные отношения. Если между членами коллектива натянутые отношения, царит не понимание, разные ценностные ориентации, система установок, ожиданий, то это сказывается и на производительности труда, а также накладывает отпечаток на социально-психологический климат, что ведёт к текучести кадров и тормозит развитие организации. Ведь чем лучше взаимоотношения в коллективе, тем лучшего качества будет работа, выпускаемая продукция, предоставляемые работы и услуги.

Проведя исследование малой  группы в виде студентов, можно провести аналогию и дать предположение как  же будут строиться взаимоотношения в рабочем коллективе, если предположить, что в таком же составе будет и рабочий коллектив.

Во-первых, для начала рассмотрим стадии развития группы (коллектива). Первая стадия - это сближение членов группы. На данной стадии члены группы мало знакомы, стремятся преподнести себя в наилучшем свете и т.д. Вторая стадия - это близость, когда формируется чувство целостности, чувство "Мы".

Информация о работе Личность и социальная группа