Личность и индивидуальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:52, реферат

Описание работы

Психология личности – это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личности. Причина этого кроется в сложности и разнообразии того явления, которое понятием личности. Большое число различных концепций и гипотез о природе и механизмах развития личности объединены в основные теории личности.

Содержание

Вступление……………………………………………………………………….3
Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность»……………….3
Индивидные свойства человека …………………………………………5
Психические свойства личности…………………………………………5
Индивидуальность и ее проявления……………………………………..6
Вывод…………………………………………………………………………….7
Список использованной литературы…………………………………………..8

Работа содержит 1 файл

Национальный технический университет.docx

— 31.84 Кб (Скачать)

Национальный технический  университет

 

«Харьковский политехнический  институт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему : «Личность и индивидуальность»

 

 

 

 

Выполнила: студ. гр. ЭК-39

Шульга М.

Приняла: Васильева И.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Харьков-2012

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Вступление……………………………………………………………………….3

  1. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность»……………….3
  2. Индивидные свойства человека …………………………………………5
  3. Психические свойства личности…………………………………………5
  4. Индивидуальность и ее проявления……………………………………..6

Вывод…………………………………………………………………………….7

Список использованной литературы…………………………………………..8

 

Вступление

Человек – самое непостижимое явление из всего существующего  в мире и наиболее интересный предмет  для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным  и сложно организованным. Понимание  сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного  подходов.

Психология личности –  это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может  сегодня предложить единого, общепринятого  определения личности. Причина этого  кроется в сложности и разнообразии того явления, которое понятием личности. Большое число различных концепций  и гипотез о природе и механизмах развития личности объединены в основные теории личности.

  1. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность»

 В отечественной психологии  традиционно утвердились три  основные понятийные категории,  отражающие три аспекта существования  человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое  различение проведено в работах  А.Н. Леонтьева.

1. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т. е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии.

Человек как индивид – это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности: в пище, тепле, отдыхе и т. д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А. Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек – есть принципиальная новизна в природе. Тело человека – культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека». Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей.

В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности  каждого человека, возникающих уже  на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

2. Личность – одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И. Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла. Первый, наиболее очевидный смысл – несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет. Второй – социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.

Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в  так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта  теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная  группа, рабочий коллектив, дружеская  компания и т. д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т. е. выступать в разных ролях. Однако личность – это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность – это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.

Несмотря на то что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:

1) личность – это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;

2) личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т. е. взаимосвязей с другими людьми. А.Н. Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т. к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию.

Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека – существование  его как члена общества, как  представителя определенной социальной группы;

3) сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение – это поведение по собственному свободному выбору;

4) личность – это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.

3. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое) – высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности – это жизненный путь человека.

  1. Индивидные свойства человека

Индивидные свойства человека интересует психологию в той мере, в какой они проявляются в  становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку  и условия развития его внутреннего  мира, формирования специфически человеческих способностей. Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г. Ананьевым.

Первичный уровень проявления индивидных свойств:

1. Класс возрастно-половых свойств:

– возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида,

– половой диморфизм – фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в различных сферах поведения личности представляет интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека – одно из проявлений его социализации;

2. Индивидуально-типические свойства индивида:

– конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность,

– нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

Вторичные уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических и т. д.) и структуру органических потребностей. Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки.

 

  1. Психические свойства личности

Психические свойства личности – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками, – весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства – способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но и формируются. В работе – учении и труде – складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности.

Изучение психического облика личности включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся  получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или  иной человек, гласит: чего он хочет, что  для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед  естественно встает второй: а что  он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности  – это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует  и использует их человек, нам нужно  знать, что он есть, что из его  тенденций и установок вошло  у него в плоть и кровь и  закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека.

Характер в своем содержательном аспекте теснейшим образом связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем поэтому  для него смысл жизни и деятельности. Именно то, что особенно значимо  для человека, выступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень личности.

  1. Индивидуальность и ее проявления

В индивидуальности интегрируются  три формы развития: основная форма  развития индивидных свойств – онтогенез, основная форма развития личностных свойств – жизненный путь человека в обществе и форма развития субъектных свойств – история производственной деятельности человека в обществе, в частности история формирования его профессиональной деятельности. Индивидные, личностные и субъектные свойства не совпадают в возрастном развитии. Индивидуальность генетически формируется позже, являясь результирующей противоречивой динамики развития, взаимодействия и взаимопроникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути. Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, исчисляясь в биографо-исторических датах и событиях личной жизни.

Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной  системы, развитие и формирование которой  подчиняется определенным законам. Важным индикатором человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека. Одно из возможных  проявлений активности индивидуальности – поступки человека. Это могут  быть поступки гражданского характера (отражающие отношение человека к  своему долгу гражданина), коммуникативные (отражающие отношения в сфере  общения), трудовые (в форме различного рода профессиональных действий). «Вызревание» поступков происходит в сфере  переживаний личности, в результате активной внутренней работы. Период между  вызреванием поступка и его действенным  проявлением может быть различным, а иногда и не получить внешнего проявления. Поступки человека могут  проявляться как устойчивый стиль  поведения. Такая индивидуальность выступает как организатор и  преобразователь обстоятельств  современной ему среды, способная  создавать новые обстоятельства жизни. Низкая активность тоже становится устойчивой характеристикой индивидуальности. При этом человек выступает пассивным  носителем обстоятельств. Во всех случаях  индивидуальность представляет источник саморазвития человека, делает его  относительно независимым от случайных  влияний внешней среды.

 

Вывод

В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе.

Понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека – существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы; сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение – это поведение по собственному свободному выбору.

Информация о работе Личность и индивидуальность