Личность и индивидуальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:32, реферат

Описание работы

В трудах многих ученых часто говорится о личности, но понимают они ее очень широко или под личностью имеют в виду индивидуальность человека. Из всех определений личности наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г.Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…………… 3
Понятие «личность»………………………………………………………….………….. 4
Современные теории личности…………………………………….……………. 5
Структура личности……………………………………………………………….……….. 8
Индивидуальность……………..………………………………………………………….. 10
Формирование индивидуальности…………………………………………….. 11
Отличие и взаимосвязь понятий «личность» и «индивидуальность»…………………………………………………………………………………………… 13
Заключение……………………………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы……………………………………….. 15

Работа содержит 1 файл

личность и индивидуальность.docx

— 80.16 Кб (Скачать)

План:

 

  1. Введение……………………………………………………………………………….…………… 3
  2. Понятие «личность»………………………………………………………….………….. 4
  3. Современные теории личности…………………………………….……………. 5
  4. Структура личности……………………………………………………………….……….. 8
  5. Индивидуальность……………..………………………………………………………….. 10
  6. Формирование индивидуальности…………………………………………….. 11
  7. Отличие и взаимосвязь понятий «личность» и «индивидуальность»…………………………………………………………………………………………… 13
  8. Заключение……………………………………………………………………………………… 14
  9. Список использованной литературы……………………………………….. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела обуславливает  возможность прямохождения, структура мозга - потенциальный развитый интеллект, строение рук - перспективу использования орудий труда и т.д. Всеми этими возможностями человек отличается от животного. В понятии "индивид" выражена родовая принадлежность человека. "Индивид" - человек как единичное природное существо, представитель вида, носитель индивидуальных черт. Появляясь на свет человек становится личностью. "Индивид" - гипотетическое образование - набор наследственных черт. "Личность" - понятие социальное на которую большое влияние имеет среда; тот же человек, но рассматриваемый как общественное существо.

Проблема личности – одна из центральных в психологии. Изучение личности и ее понимание тесно связано с осмыслением такой категории, как индивидуальность.  «Личность» и «индивидуальность» не являются сугубо психологическими понятиями и изучаются всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, отношений, навязывает ему определенные образцы, стандарты жизни и деятельности. В этих условиях очень важно защитить и развить дальше уникальность, самобытность человеческой личности, сохранить индивидуальность человека. Проблема изучения человека как индивидуальности и личности позволяет не только обозначить суть данных понятий, но и определить их взаимосвязь, отличия и значение этих категорий.

Необходимость изучения данной темы вызывается также и тем, что  обычно делается множество неверных заключений о людях, об их характеристиках и их индивидуальности. Связано это с тем, что люди при познании других опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, мы создаем основу для вредных конфликтов, скандалов, трудностей в общении и взаимодействии друг с другом. Таким образом, основными задачами при написании данной работы были: определить понятия «индивидуальность», «личность», их особенности, структуру, осознать, каким образом эти понятия соотносятся в человеке, какова их взаимосвязь и различия.

 

Личность 

 

В трудах многих ученых часто  говорится о личности, но понимают они ее очень широко или под  личностью имеют в виду индивидуальность человека. Если исходить из этимологии, то английское выражение "personality" отчетливо свидетельствует о латинском слове "persona", которое происходит от этрусского "phersu" – маска. В древнем античном театре актеры (актерами были только мужчины, женщины в этом не участвовали), исполняя роли женщин или богов, надевали маски, отверстие для рта которых изменяло голос или делало его более высоким в том случае, когда исполнялись женские роли.

Личность - это человек  как психическое целое. В.А. Ганзен определяет личность как общественный индивид, субъект и объект социальных отношений, проявляющий себя в деятельности, поведении, общении, облике. Однако следует сказать, что сколько людей - столько и мнений. Несколько определений личности: "Человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет отношение к окружающему" (С.Л. Рубинштейн), "Личность - это индивид, определяющий свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к борьбе масс, к задачам коллектива, к судьбе другого человека" (П.Е. Кряжев), "Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности" (А.В. Петровский). Из всех определений личности наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г.Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

 

 

 

 

 

 

Современные теории личности

 

Схема классификаций современных  теорий личности

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности.

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К не экспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных  для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода  в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней  школы. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Г.Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников этой теории, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. Набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли, достаточно полно характеризуют личность:

1.  Уверенность в себе  — неуверенность.

2. Интеллектуальность (аналитичность) — ограниченность (отсутствие развитого воображения).

3.  Зрелость ума —  непоследовательность, алогичность.

4.  Рассудительность, сдержанность, стойкость — суетность, подверженность  влиянию.

5.  Спокойствие (самообладание)  — невротичность (нервозность).

6.  Мягкость — черствость, цинизм.

7. Доброта, терпимость, ненавязчивость  — эгоизм, своеволие.

8.  Дружелюбие, покладистость,  гибкость — ригидность, ти-раничность, мстительность.

9. Добросердечие, мягкость  — злобность, черствость.

10.  Реализм — аутизм (отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний).

11.  Сила воли — безволие.

12. Добросовестность, порядочность  — недобросовестность, непорядочность.

13. Последовательность, дисциплина ума — непоследовательность, разбросанность.

14.  Уверенность — неуверенность.

15.  Взрослость — инфантилизм.

16.  Тактичность — бестактность.

17. Открытость (контактность) — замкнутость (уединенность).

18.  Веселость — грустность.

19.  Очарованность — разочарованность.

20.  Общительность —  необщительность.

21. Активность — пассивность.

22. Самостоятельность —конформность(соответствие некоему стандарту).

23.  Экспрессивность —  сдержанность.

24.  Разнообразие интересов  — узость интересов.

25.  Чувствительность —  холодность.

26.  Серьезность — ветреность.

27.  Честность — лживость.

28. Агрессивность — доброта.

29.  Бодрость — веселость.

30.  Оптимизм — пессимизм.

31.  Смелость — трусость.

32.  Щедрость — скупость.

33.  Независимость —  зависимость.

 

 

 

 

 

 

 

Структуры личности

 

 В структуру личности включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей.

Личность формируется  благодаря жизни в обществе. Поэтому  личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного  возраста. В ходе деятельности человек  вступает в отношения с другими  людьми - общественные, и эти отношения  становятся личностнообразующими. В специальных исследованиях, проведенных на одних и тех же людях в течение длительного времени с целью установить степень изменчивости или постоянства их личности, показано, что более половины личностных качеств, обладая которыми ребенок поступает в школу, сохраняются в течение всего периода обучения вплоть до окончания школы. Это свидетельствует о том, что многие личностные особенности человека, будучи сформированными в дошкольном возрасте, в дальнейшем сохраняют свое постоянство. Но есть также вопрос об устойчивости личности. Дело в том, что зачастую не меньшую ценность и жизненную значимость, чем постоянство поведения человека, имеет, напротив, его изменчивость, адаптивность. Она свидетельствует о другой ценной способности человека — его умении приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость. Такого рода качество представляется весьма ценным для личности в тех случаях, когда в обществе происходят радикальные изменения, требующие от каждого человека значительной модификации своих взглядов, установок, ценностных ориентации и т.п. Поэтому изменчивость при определенных обстоятельствах необходимо рассматривать как положительное личностное свойство человека. Если человек сегодня иной, чем вчера, значит, он развивается.

На формирование личности оказывает влияние целый ряд  факторов, к числу которых относятся прежде всего следующие:

- макросоциосреда - общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и т.д.;

- микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;

- воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы.

- деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаются разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения;

- социальное взаимодействие  во всем многообразии его разновидностей, и прежде всего общение с другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальность 

 

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность.  Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, сочетание которых, отличает его от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых, людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Психолог  Р.С.  Немов  графически  изобразил соотношение объемов  понятий  «человек»,   «индивид», «личность»,  «индивидуальность».

 

Индивидуальность человека складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то не похож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность каждого конкретного человека. При этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегда помнить, что человек всегда одновременно имеет общее с остальными и не похож на остальных. На формирование индивидуальности влияют 3 вида факторов. Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.

Информация о работе Личность и индивидуальность