Личность и индивидуальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 12:26, реферат

Описание работы

Концепция системного подхода является одной из ведущих в современном научном познании. Она отражает системность мироустройства. Одна из областей человеческого знания, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается, - это область человекознания. Здесь должно быть сочетание знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих область психологического знания. В результате, компоненты психологического знания оказываются включенными в следование самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического.

Содержание

Введение 3

Общие представления и понятия личности 3-5

История изучения личности 5

Представления о психологической сущности личности6-8

Индивидуальность и ее проявления 8-14

Заключение15

Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат личность и индивидуальность.docx

— 42.66 Кб (Скачать)

  Социальная  активность личности, расширение социальных и межличностных отношений с  другими людьми означает возможность  расширения «моего» мира в социальном измерении, возможность установления с некоторыми из них глубоких интериндивидуальных  отношений. Другие люди входят в «мой»  мир не как объекты и носители социальных функций, а как другие «жизненные» миры, и отношение к ним не субъект-объектное, а субъект-субъектное, интерсубъектное. В этом новом плане существования индивидуума, в «моем» мире, чтобы стать настоящей матерью, женщине не достаточно усвоить нормы материнского поведения, обязанности матери по отношению к ребенку, как объекту ролевого поведения. Матерью можно стать, только понимая ребенка, понимая и принимая своеобразие и ценность его внутреннего мира. Социальное поведение и межличностное общение как нормативно регулируемые действия в интериндивидуальном общении как деятельности на уровне индивидуальности становятся поводом к другому, «драматургическому», действию, цель которого 
– взаимораскрытие внутренних миров, «обмен» личностным содержанием, а основной критерий регулирования и осуществимости – взаимная искренность и правдивость. Статус интересной, творческой индивидуальности является отдельный, самостоятельной ценностью: часто люди стремятся к общению с творческими людьми (художниками, писателями и т.д.), предполагая в них богатую внутренним содержанием индивидуальность и неосознанно желаю в общении с ними обрести что-то новое, неизвестное, загадочное, то чего в собственной индивидуальности нет или недостает.

  В пространственном измерении профессиональная предметная деятельность и формированный интеллект  становятся поводом и возможностью творчества. Для индивидуальности обязательные, предписанные и контролируемые требуемым  результатом или кем-то способы  действий подобны стенам тюрьмы, ограничивающим пространство его существования.

  Если деятельность и интеллект позволяют, предметная деятельность как творчество становится увлекательной и свободной игрой  с природой, которой можно задавать вопросы, экспериментировать, изменять способ действий и ждать ответных реакций. Учитывая, что природа не злонамеренна, это игра с партнером, а не покорение. Природа как предмет  деятельности персонифицируется и  приобретает статус равноправного  субъекта, который должен быть постигнут  самостоятельной логике его существования. Без вопроса нет мысли, а отвечая  на вопрос, вынуждены «играть за природу», пытаясь ее понять, то есть возникают субъект-субъектные отношения.

  Природа творческой активности человека иллюстрируется известными феноменами эффекта неразрешимой задачи, когда люди упорно возвращаются к ней в мыслях, даже если в  этом нет полезной необходимости, феноменом  сдвига мотива на цель, когда цель деятельности становится его мотивом.

  Таким образом, основой творческой предметной деятельности становится не решение задач установленными способами, а решение проблем  или поиск поставленных задач, а  основным отношением – субъект-субъектное.

  В том  случае, если личность не реализовалось  в социальном поведении и профессиональной деятельности как форме предметной деятельности, она может реализоваться  в других, исторически выработанных видах деятельности.

  Способом  проникновения «моего» мира во внешний  мир, пространственного расширения может быть игра, хобби, «общение с  природой», путешествие как способ познавать природу и экспериментировать с ней, видеть ее за счет простого перемещения  в пространстве.

  Если в  социальном поведении нет поводов  и возможностей для полноценного интериндивидуального общения, расширение «моего» мира в его социальном измерении, человек может дополнить  его религиозными и философскими исканиями, увлечением искусством, создать  в своей фантазии тот мир, в  котором его индивидуальность обретет  свое бытие, вступит в общение  с другими индивидуальностями, благодаря  тому, что существует философия, религия  и искусство как деятельность и технология открытия своего внутреннего  мира и понимание мира внешнего и  социального другим людям. 
Таким образом, индивидуальность как сфера духовной деятельности человека происходит в диалоге по своей сущности.

  Основной  функцией индивидуальности как единого  целого (целостности, интеграла) является сохранение и изменение своей  сверхсоциальной родовой сущности, неограниченной только рамками существующего  социального порядка: осознание  несовершенства существующего социального  порядка и ограниченные возможности  его актуального изменения конечности своего существования приводит человека к кризису и преодоление этого  кризиса за счет развития внутреннего  мира, восполняющая личностные дефициты и компенсирующую несовершенство мира внешнему.

  Основное  содержание индивидуальности – внутренний мир личности, основная форма деятельности – интеграция этого мира и как  следствие – личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Родившийся  попадает в определенную человеческую среду со своей сформировавшейся культурой. Ему предстоит еще  стать человеком в полном смысле слова: развиться не только физически, но и усвоить все то, что известно и принято в его окружение, - родную культуру.

  Принципы  работы разума одинаковы во всех культурах  и во всей исторические эпохи. Первобытная  и современная научная система  мышления являются просто различными стратегиями, при помощи которых  человек рационально постигает  природу. Обе стратегии направлены на получение объективного знания о  мире, обе упорядочивают, классифицируют и систематизируют информацию, обе  создают логически последовательные системы.

  Таким образом, интерпретация поведения человека связана прежде всего с той  культурной средой, представителем которой  он является. Поведение всегда имеет  контекст, ясный для ближайшего окружения  и часто недоступным для понимания  посторонними. Одни и те же понятия, жесты, мимика в разных культурах  могут иметь разные, а иногда и  противоположное значения.

  Таким образом, при общении представителей разных культур могут иметь место  неправильная интерпретация их поведения  и трудности взаимопонимания. 
Особенно часто иллюзия ясности распространяется на те явления, на которые невозможно взглянуть со стороны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Литература

  1. Ананьев  Б.Г. «Проблемы психологии личности»  Москва, 1977.

  2. Ананьев  Б.Г. «О проблемах современного  человекознания» Москва,

  1977.

  3. Бодалев  А.А. «Личность и общение» Москва, 1983.

  4. Берн  Э. «Игры, в которые играют  люди. Люди, которые играют в игры»

  Москва, 1988.

  5. Леонтьев  А.Н. «Деятельность, сознание, личность»

  Москва, 1975.

  6. Немов  Р.С. «Общие основы психологии  в 3 томах» том 1. Москва, 1995

  7. Рубинштейн  С.Л. «Теоретические вопросы психологии  и проблемы личности. Психология  личности. Тексты»

  Москва, 1982.

  8. Хрестоматия.  Психология личности в трудах  отечественных психологов.

  Санкт-Петербург, 2000.

  9. Осмолов  А.Г. «Культурно-историческая психология  и конструирование миров» Москва-Воронеж, 1996. 

Информация о работе Личность и индивидуальность