Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 04:02, реферат
При исследовании характера в психологии индивидуальности выявляются следующие проблемы: 1) проблема выделения и описания феноменологии характера; 2) проблема типологии характера индивидуальности, обусловленности любой типологии стоящими перед исследователями задачами; 3) проблема единиц анализа характера индивидуальности; 4) проблема формирования характера; 5) проблема соотношения индивидуальности личности и ее характера.
Личность и характер……………………………………………………………3
Психологический возраст и периодизация психологического
развития индивидуальности…………………………………………………10
Анализ
взаимопереходов между
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Психологический возраст личности
Несмотря на свою кажущуюся очевидность, мысль о необходимости изучения специфических закономерностей созревания индивида и развития индивидуальности личности, о поиске соотношений между этими рядами с трудом пробивает себе дорогу в сознании исследователей. В реальности же без пристального анализа соотношения органического и культурного рядов в развитии человека вряд ли можно адекватно отразить закономерности периодизации развития личности, а также решить вопросы о психологическом и физическом возрасте и о критериях зрелости.
Прежде всего кратко остановимся на вопросе о психологическом возрасте личности. Если зрелость индивида – соматическая или половая – определяется биологическими критериями, а паспортный возраст – количеством лет, которые существует индивид, то с психологическим возрастом и зрелостью личности дело обстоит далеко не так просто. Нет необходимости доказывать, что органическое созревание индивида, например половое созревание, является одной из важных предпосылок формирования идентичности личности. Например, сорокалетний мужчина по своему психологическому складу может быть инфантильной личностью, в то время как шестилетний ребенок при определенных обстоятельствах воспринимает себя как взрослого человека. В качестве примера, иллюстрирующего историческую обусловленность "детства" и "возраста", В.В.Давыдов приводит строчки известного некрасовского стихотворения: ""семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я". Мальчонка в шесть лет чувствует себя "мужиком чинным", и не только чувствует – реально живет как трудовой человек. А ведь это "дошкольник" по нашему календарному сроку!"5. Представления о специфике "психологического возраста", идущие от Л.С.Выготского, во многом пересекаются со взглядами Б.Г.Ананьева, который неоднократно подчеркивал, что "психологический возраст" и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летоисчисление жизненного пути личности.
Подходы
к пониманию природы
Следует
подчеркнуть, что природу психологического
возраста нельзя раскрыть, минуя представление
о "временной перспективе" (К.Левин)
и ее значении в жизни личности.
Б.В.Зейгарник и Б.Н.Ничипоров
на жизненном и клиническом
Признаки двух стадий морального развития
Признаки морального реализма:
1.
Абсолютность моральной
2.
Понимание правил как
3.
Убеждение в неминуемости
4. "Объективная ответственность" при оценке вины;
5.
Определение морального
6.
Убеждение в произвольности
7.
Одобрение наказания, нало
8.
Одобрение произвольного,
9.
Определение долга как
Признаки автономной морали:
1. Осознание других точек зрения;
2.
Понимание правил как
3.
Естественное восприятие
4.
Субъективная ответственность,
5.
Определение морального
6. Взгляд на наказание как на возмещение или реципрокность;
7.
Одобрение возмездия по
8.
Требование равного
9. Верность принципу равенства или интересам других людей.
Что
же касается вопроса о психологической
зрелости личности, то он не может решаться
в отрыве от изучения конкретно-исторической
фазы развития общества и той культуры,
в которых происходит становление
человека. Это та область исследований,
где исторической психологии и этнопсихологии
еще предстоит сказать свое слово.
Наряду с поиском конкретно-
Б.С.Братусь
пытается подойти к критерию вычленения
зрелости через изучение тактики
целеполагания и видит критерий
зрелости личности в искусстве разводить
идеальные и реальные цели, к которым
стремится человек. Еще одним
возможным критерием зрелости является
осуществление личностью
Периодизация психического развития
Любые
представления о движущих силах
развития личности должны быть проверены
на оселке проблемы периодизаций психического
развития. В настоящее время одна
из самых разработанных
Двигателем
развития личности в контексте этой
концепции периодизации является возникновение
несоответствия, противоречия между
операционально-техническими возможностями
ребенка и развитием его
Среди
направлений разработки этой схемы
в первую очередь хочется указать
исследования, направленные на изучение
особой роли общения в развитии и
формировании личности человека (Л.И.Божович,
А. В. Запорожец, М.И.Лисина). Так, М.И.Лисина,
подчеркивая необходимость
Изучение роли общения в онтогенезе является важной, но не единственной линией разработки представлений о периодизации развития личности ребенка.
Еще одно направление исследований личности в онтогенезе можно было бы условно обозначить как анализ изменений тех или иных новообразований личности "по вертикали", к которому относятся, например, исследования развития формирования у ребенка независимости, морального поведения, механизмов этической регуляции поведения, самосознания и т.п. (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, С.Н.Карпова, Е.В.Субботский, С.Г.Якобсон и др.). Так, для того чтобы проследить развитие самосознания личности, недостаточно ограничиться указанием, что оно наиболее интенсивно порождается в интимно-личностном общении как ведущем типе деятельности юношеского возраста, а необходимо выявить общие "сквозные" закономерности его генезиса.
Логика
исследования тех или иных новообразований
личности "по вертикали" требует
изучения динамики развития личности
в течение всего ее жизненного
пути. Однако в большинстве случаев
изучение развития личности ограничивается
анализом онтогенеза личности ребенка.
В связи с этим периодизация развития
личности в зрелом возрасте остается
"белым пятном" в отечественной
психологии (Б.Г.Ананьев). Лишь в последнее
время в отечественной
И наконец, еще одно до сих пор остающееся в тени направление разработки представлений о периодизации развития личности связано с изучением зависимости выбора той или иной деятельности от социальной позиции личности, ее места в системе общественных отношений. Только заняв социальную позицию, человек становится членом общества. Поэтому без преувеличения можно сказать, что социальная позиция, представляющая собой зону перекреста между нормосообразной деятельностью личности как члена данной группы, и есть та дверь, через которую человек входит в систему общественных отношений и начинает свое движение в социальной конкретно-исторической действительности. Первоначально в деятельностном подходе к изучению психики ребенка отмечалось, что начало начал в развитии личности ребенка – его место в системе общественных отношений, которое и детерминирует ту или иную ведущую деятельность, а тем самым и порождаемые в процессе этой деятельности новообразования личности.