Личность и характер. Психологический возраст и переодизация психологического развития индивидуальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 04:02, реферат

Описание работы

При исследовании характера в психологии индивидуальности выявляются следующие проблемы: 1) проблема выделения и описания феноменологии характера; 2) проблема типологии характера индивидуальности, обусловленности любой типологии стоящими перед исследователями задачами; 3) проблема единиц анализа характера индивидуальности; 4) проблема формирования характера; 5) проблема соотношения индивидуальности личности и ее характера.

Содержание

Личность и характер……………………………………………………………3

Психологический возраст и периодизация психологического

развития индивидуальности…………………………………………………10

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 38.30 Кб (Скачать)

    Анализ  взаимопереходов между продуктивными  и инструментальными проявлениями личности как индивидуальности представляет одну из проблем дальнейшего изучения психологии индивидуальности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО

    РАЗВИТИЯ  ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 

    Психологический возраст личности

    Несмотря  на свою кажущуюся очевидность, мысль  о необходимости изучения специфических  закономерностей созревания индивида и развития индивидуальности личности, о поиске соотношений между этими  рядами с трудом пробивает себе дорогу в сознании исследователей. В реальности же без пристального анализа соотношения  органического и культурного  рядов в развитии человека вряд ли можно адекватно отразить закономерности периодизации развития личности, а  также решить вопросы о психологическом  и физическом возрасте и о критериях  зрелости.

    Прежде  всего кратко остановимся на вопросе  о психологическом возрасте личности. Если зрелость индивида – соматическая или половая – определяется биологическими критериями, а паспортный возраст  – количеством лет, которые существует индивид, то с психологическим возрастом  и зрелостью личности дело обстоит  далеко не так просто. Нет необходимости  доказывать, что органическое созревание индивида, например половое созревание, является одной из важных предпосылок  формирования идентичности личности. Например, сорокалетний мужчина по своему психологическому складу может  быть инфантильной личностью, в то время  как шестилетний ребенок при  определенных обстоятельствах воспринимает себя как взрослого человека. В  качестве примера, иллюстрирующего  историческую обусловленность "детства" и "возраста", В.В.Давыдов приводит строчки известного некрасовского  стихотворения: ""семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я". Мальчонка в  шесть лет чувствует себя "мужиком  чинным", и не только чувствует  – реально живет как трудовой человек. А ведь это "дошкольник" по нашему календарному сроку!"5. Представления о специфике "психологического возраста", идущие от Л.С.Выготского, во многом пересекаются со взглядами Б.Г.Ананьева, который неоднократно подчеркивал, что "психологический возраст" и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летоисчисление жизненного пути личности.

    Подходы к пониманию природы психологического возраста только намечаются. В частности, в исследовании А.А.Кроника и Е.И.Головахи выделяются такие особенности психологического возраста, как его обратимость  и многомерность. Личность в ходе своего развития не только стареет, но некоторые жизненные события  могут вернуть ей молодость, и  не в образном, а в подлинном  психологическом смысле этого слова.. Многомерность же психологического возраста проявляется в том, что  в разных сферах деятельности личность взрослеет неравномерно. В одной  сфере деятельности она воспринимает себя как зрелого мужа, а в другой страдает от сознания собственного инфантилизма.

    Следует подчеркнуть, что природу психологического возраста нельзя раскрыть, минуя представление  о "временной перспективе" (К.Левин) и ее значении в жизни личности. Б.В.Зейгарник и Б.Н.Ничипоров  на жизненном и клиническом материале  показали, что психологический возраст  личности зависит от направленности мотивации на прошлое ("ретроспективная  направленность мотивации") или на будующее ("проспективная направленность мотивации"). Так, ребенок в двенадцать лет может быть маленьким стариком. Именно к таким детям относится  грустное высказывание Л.С.Выготского о том, что будущее вундеркинда  в его прошлом. И в то же время  человек семидесяти или восьмидесяти лет овладевает своим возрастом, если он полон помыслов о завтрашнем дне, если его мотивация устремлена в будущее... К таким людям по праву может быть причислена классик мировой психологии Б.В.Зейгарник.

    Признаки  двух стадий морального развития

    Признаки  морального реализма: 

    1. Абсолютность моральной перспективы;

    2. Понимание правил как неизменных;

    3. Убеждение в неминуемости наказания,  в "имманентной справедливости";

    4. "Объективная ответственность"  при оценке вины;

    5. Определение морального поступка, исходя из того, что является  запрещенным или наказуемым;

    6. Убеждение в произвольности или  искупительности наказания;

    7. Одобрение наказания, нало женного  авторитетом;

    8. Одобрение произвольного, неравного  распределения благ или вознаграждений, произведенного авторитетом;

    9. Определение долга как послушание  авторитету.

    Признаки  автономной морали:

    1. Осознание других точек зрения;

    2. Понимание правил как изменяемых;

    3. Естественное восприятие наказания  и справедливость;

    4. Субъективная ответственность, учет  намерений;

    5. Определение морального поступка  как нарушение духа кооперации;

    6. Взгляд на наказание как на  возмещение или реципрокность;

    7. Одобрение возмездия по принципу "око за око";

    8. Требование равного распределения  благ;

    9. Верность принципу равенства  или интересам других людей.

    Что же касается вопроса о психологической  зрелости личности, то он не может решаться в отрыве от изучения конкретно-исторической фазы развития общества и той культуры, в которых происходит становление  человека. Это та область исследований, где исторической психологии и этнопсихологии еще предстоит сказать свое слово. Наряду с поиском конкретно-исторических характеристик зрелости появляются исследования, в которых ставится вопрос о собственно психологических  критериях зрелости личности. П.Я.Гальперин  отмечает, что личностью может  считаться лишь общественно ответственный  субъект, то есть в качестве критерия зрелости выделяется ответственность  личности за свои поступки. В связи  с этим особенно важно, что в процессе жизненного пути развитие ответственности формируется в направлении от "объективной ответственности" к "субъективной ответственности". Подобное развитие ответственности индивидуальности личности описано в цикле исследований Ж.Пиаже, посвященных изучению морального развития личности ребенка.

    Б.С.Братусь  пытается подойти к критерию вычленения зрелости через изучение тактики  целеполагания и видит критерий зрелости личности в искусстве разводить  идеальные и реальные цели, к которым  стремится человек. Еще одним  возможным критерием зрелости является осуществление личностью свободного личностного выбора. Какие бы критерии зрелости личности ни брались, во всех проступает мысль о действующей  личности, ставящей новые задачи, о  личности, стремящейся к различным  целям и мотивам личности –  словом, о личности как субъекте противоречивого процесса ее жизненного пути.  

    Периодизация  психического развития

    Любые представления о движущих силах  развития личности должны быть проверены  на оселке проблемы периодизаций психического развития. В настоящее время одна из самых разработанных периодизаций психического развития в детском  возрасте принадлежит Д.Б.Эльконину. Опираясь на идеи Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева  о зависимости развития психики  от ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности, Д.Б.Эльконин предлагает схему периодизации, отличную от индивидных периодизаций А.Гезелла, эпигенетической концепции  периодизации Э.Эриксона, периодизации духовного развития личности Э.Шпрангера  и периодизации интеллектуального  развития ребенка Ж.Пиаже.

    Двигателем  развития личности в контексте этой концепции периодизации является возникновение  несоответствия, противоречия между  операционально-техническими возможностями  ребенка и развитием его мотивационно-потребностной  сферы. Эти несоответствия лежат  в основе переходов от деятельности непосредственно эмоционального общения  к предметно-манипулятивной деятельности, от ролевой игры к учебной деятельности, от интимно-личностного общения к учебно-профессиональной деятельности. Предложенная схема, как и любое другое схематическое изображение процесса психического развития, нуждается в дальнейшей конкретизации, в частности в уточнении специфики новообразований личности и условий их порождения на разных фазах развития. Схема периодизации Д.Б.Эльконина в отличие от схемы периодизации развития личности в социальных группах А.В.Петровского описывает психическое развитие, а не развитие личности.

    Среди направлений разработки этой схемы  в первую очередь хочется указать  исследования, направленные на изучение особой роли общения в развитии и  формировании личности человека (Л.И.Божович, А. В. Запорожец, М.И.Лисина). Так, М.И.Лисина, подчеркивая необходимость изучения форм общения, специфичных для ведущей  деятельности в каждом возрастном периоде, развивает мысль об общении как  своего рода "сквозном" механизме  смены ведущей деятельности у  детей. Она пишет: "Анализ общения  ребенка с окружающими людьми не только обогащает психологическую  характеристику каждого возрастного  периода. Принимая во внимание общение, можно также приблизиться к пониманию  механизмов смены ведущих деятельностей. Дело в том, что, общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно со взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем  его обычную норму. Точнее говоря, он оказывается в пределах "зоны ближайшего развития", где сотрудничество с превосходящими его по опыту  и знаниям партнерами помогает ему  реализовать свои потенциальные  возможности. Следовательно, именно в  ходе общения ребенок совершает  первые вылазки в новые области, благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию"6.

    Изучение  роли общения в онтогенезе является важной, но не единственной линией разработки представлений о периодизации развития личности ребенка.

    Еще одно направление исследований личности в онтогенезе можно было бы условно  обозначить как анализ изменений  тех или иных новообразований  личности "по вертикали", к которому относятся, например, исследования развития формирования у ребенка независимости, морального поведения, механизмов этической  регуляции поведения, самосознания и т.п. (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, С.Н.Карпова, Е.В.Субботский, С.Г.Якобсон  и др.). Так, для того чтобы проследить развитие самосознания личности, недостаточно ограничиться указанием, что оно  наиболее интенсивно порождается в  интимно-личностном общении как  ведущем типе деятельности юношеского возраста, а необходимо выявить общие "сквозные" закономерности его  генезиса.

    Логика  исследования тех или иных новообразований  личности "по вертикали" требует  изучения динамики развития личности в течение всего ее жизненного пути. Однако в большинстве случаев  изучение развития личности ограничивается анализом онтогенеза личности ребенка. В связи с этим периодизация развития личности в зрелом возрасте остается "белым пятном" в отечественной  психологии (Б.Г.Ананьев). Лишь в последнее  время в отечественной психологии начали появляться попытки создания периодизации зрелой личности. В частности, Б.С.Братусем высказывается предположение, что описанный Д.Б.Элькониным механизм расхождения между операционально-технической  и мотивационной сторонами деятельности не является прерогативой детского развития, а приложим и к процессу развития взрослой личности. Гипотеза о кризисах зрелой личности носит пока предварительный  характер, и ее значение прежде всего состоит в том, что она направляет внимание психологов на выявление механизмов развития личности в зрелом возрасте.

    И наконец, еще одно до сих пор остающееся в тени направление разработки представлений  о периодизации развития личности связано  с изучением зависимости выбора той или иной деятельности от социальной позиции личности, ее места в системе  общественных отношений. Только заняв  социальную позицию, человек становится членом общества. Поэтому без преувеличения  можно сказать, что социальная позиция, представляющая собой зону перекреста между нормосообразной деятельностью личности как члена данной группы, и есть та дверь, через которую человек входит в систему общественных отношений и начинает свое движение в социальной конкретно-исторической действительности. Первоначально в деятельностном подходе к изучению психики ребенка отмечалось, что начало начал в развитии личности ребенка – его место в системе общественных отношений, которое и детерминирует ту или иную ведущую деятельность, а тем самым и порождаемые в процессе этой деятельности новообразования личности.

Информация о работе Личность и характер. Психологический возраст и переодизация психологического развития индивидуальности