Личность
и группа как субъект
и объект управления
1.
Личность как объект управления
и самоуправления
2.
Личность и группа как субъекты
управления
3.
Организация как объект управления
4.
Управленческие коммуникации
1.Объекты
управления – отдельные люди
или группы, на которые направлены организационные,
систематические, планомерные воздействия
субъекта управления.
Человек
как объект управления:
- Собственного
управления
- Как гражданин
государства
- Как работник,
производитель, исполнитель.
- Как объект
управления со стороны социальной группы
(семья)
- Со стороны
своего непосредственного окружения,
общественного мнения, средств массовой
информации.
При
это человек как объект самоуправления
может быть представлен совокупностью
своих действий, а в широком
смысле, собственной личностью.
Психология
процессов внутреннего управления
собой выделяет три наиболее характерные
ситуации:
- Личность,
основываясь на фиксированных в памяти
программах, целевых установках, аналогиях,
результатах ситуационного анализа, поступающий
их вне информации, вырабатывает четкие
управляющие команды, поступающие в исполнительные
органы человеческого организма.
- В процессе
внутреннего анализа, предшествующего
выработки решения, личность подвергается
психологической бифуркации (раздвоение).
Бифуркация вызывает внутриличностную
борьбу между 2мя субъектами, предлагающе
альтернативные решения. В итоге победившая
сторона – субъект управления, а подчинившееся
– объект самоуправления.
- Самоуправление
будущим поведением личности опирается
на самопознание себя в прошлом и в настоящем.
Это происходит в результате рефлексии,
когда человек прибегает к самоанализу,
самоизучению собственной личности, достижений
и ошибок, взлетов и падений. К типичным
условиям, когда человеку приходится становится
объектом внешнего управления относятся
его работа, профессиональная деятельность,
исполнение служебных обязанностей. Объект
управляется по средствам приказов, распоряжений,
установленных правил поведения, инструкций,
моральных и материальных стимулов, наказаний,
повышение должности и увольнение с работы,
поощрение и порицаний. Качество выполнения
той или иной социальной роли во многом
зависит от того, на сколько он понимает
специфику и в какой степени данная роль
им принимается и усваивается. Эффективность
выполнения работников должностных обязанностей
обусловлено и особенностями и его самооценки
собственного ролевого поведения в системе
управления. При этом следует отметить
значение ответственности, как свойство
личности, определяющее его отношение
к функциональным обязанностям. А также
отмечается уровень притязаний. Обычно
уровень притязаний определяется как
степень трудности цели, к которой стремится
данная личность. Успех рождает стремление
к более трудным целям, в то время как неудача
уменьшает уровень притязаний. Уровень
притязаний зависит от образования, пола,
возраста и социального происхождения,
поэтому руководитель любого ранга
должен помнить, что изучение уровня притязаний
работников является необходимым условием
эффективного управления.
2.Субъекты
управления - отдельные люди или группы
людей наделенные управленческими полномочиями
и осуществляющие или принимающие участие
в управленческой деятельности. Это могут
быть лица, принимающие управленческие
решения, менеджеры, руководители, работники
аппаратов управления, а также члены коллегиальных
органов управления. В широком смысле
слова, к числу субъектов управления может
быть причислен любой активный член социальной
группы в той мере, в какой он влияет на
его функционирование, даже в том случае,
если он является самым низким звеном
в системе управления. Любой подчиненный
имеет личностную мотивацию, свое понимание
и оценку поставленных перед ни задач.
Формальная
структура группы: в организациях
– статусноролевой состав.
12
правил хорошего руководителя:
- Руководитель
не погонщик, а ведущий за собой.
- Руководитель
должен верить в свое дело
- Руководитель
должен знать науку об организации и управлении
- Руководитель
должен ценить свое время и подчиненных
- Руководитель
должен быть строгим и требовательным,
не доходя до придирчивости и жестокости
- Руководитель
должен уметь принимать критику
- Руководитель
должен уметь критиковать и наказывать
- Руководитель
должен быть приветливым и тактичным
- Руководитель
должен обладать чувством юмора
- Руководитель
должен уметь молчать
- Руководитель
должен знать своих подчиненных
- Руководитель
должен уметь говорить и слушать.
Факторы,
которые ограничивают потенциал:
- Неумение
управлять собой
- Размытость
личных ценностей
- Остановка
в саморазвитии
- Неразвитость
креативного подхода к решению проблемы
- Неумении
влиять на людей
- Неспособность
формировать команды и обучать людей
3.Организацию
можно рассматривать как социальную
группу, объединяющую определенное
множество людей с общими стремления
единой цели Организации, содержанием
деятельности которой является совместный
труд: цех, фабрика, банк, университет.
В больших организациях существует
горизонтальное и вертикальное
разделение труда. Горизонтальное
требует создание подразделений.
Для успешной работы подразделений,
нужен управляющий этими подразделениями.
Для этого существует вертикальное разделение
труда. В зависимости от вида подразделений
и характера связи между ними в организациях
существуют различные организационные
структуры. Организационная структура
– это совокупность органов управления
вместе с вертикальными и горизонтальными
связями между ними.
Типы
организационных структур:
- Бюрократическая
(высокий уровень специализации работы,
централизованное управление, жесткие
нормы и правила подчинения)
- Для небюрократических
структур характерно децентрализованное
управление, когда право принятия решения
частично передается вниз.
Социально
структура – составляется группами
по полу, религиозной принадлежности
и т.д.
4.Управленческое
общение – деловое общение
между субъектом и объектом управления
в социальных организациях, осуществляемое
знаковыми средствами, обусловленное
потребностями управления их деятельностью.
По средствам общения организуется
и реорганизуется. Общение позволяет согласовывать
действия его участников.
Формы:
- Сурбадинационная
(общение между руководителями и подчиненными)
- Служебно-товарищеская
(общение между коллегами)
- Дружеская
(общение между руководителями, подчиненными,
в основе которого лежат морально психологические
нормы взаимодействия)
Структура:
- Коммуникация
(обмен информации)
- Интеракция
(взаимодействие)
- Межличностная
перцепция (процесс взаимопознания объектом
и субъектом управления друг друга)