Личность человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:25, реферат

Описание работы

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой .Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное — он часть социума и продукт общественного развития. Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 17.06 Кб (Скачать)

1.Соотношение понятий: индивид, человек, индивидуальность, личность

Наряду с  понятием "личность" употребляются  термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно  эти понятия переплетены между  собой .Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное — он часть социума и продукт общественного развития. Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).  Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

2.Исторические типы взаимоотношений человека и общества: личной зависимости, вещной зависимости, отношения свободной кооперации (отношения свободных индивидуальностей).

К.Маркс  выделял три основные исторические типа социальности: отношения личной зависимости (1), отношения вещной зависимости  при личной независимости (2), отношения  свободных индивидуальностей (3).

1. Отношения  личной зависимости характерны  для всех докапиталистических  обществ, как доклассовых, так  и для классово-антогонистических.  Общим для них явл. включение  индивида в жестко регламентированную  локализованную систему общественных  связей (род, община, сословие, каста,  цех и т.д.). И эта система  явл. весьма устойчивой, замкнутой  и давлеющей над человеком,  определяет существенные особенности  его поведения (дворянин защищает  не просто свою честь, а себя  как дворянина). Различие же заключается  в том, что в доклассовом  обществе отсутствует эксплуатация, и здесь личная зависимость  проявляется как непосредственная  зависимость человека от первобытного  коллектива. Индивид и реально,  и в своем сознании не выделяется  из коллектива и осознает себя  принадлежащим роду.

2. С развитием  капиталистического товарного производства  ломаются костные социальные  структуры; сословные и прочие  перегородки рушатся. Произошло  разделение общества на множество  индивидов - частных лиц, уже  не связанных отношениями личной  зависимости. Это обусловленно  осуществляющимися при переходе  к капитализму глубокими изменениями  в характере труда. Ликвидируется  система внешнеэкономического принуждения  к труду, что и означает освобождение  трудящегося от личной зависимости.  С развитием капитализма перед  индивидом открывается возможность  присвоения накопленных человечеством  богатств материальной и духовной  культуры. Если в условиях натурального  хоз-ва человек производил продукт,  нужный для потребления ему,  его семье или его господину,  то в условиях товарного производства  вещь эта производится для  продажи. Таким образом, становление  личности в рамках вещных отношений  представляет собой протеворечивый  процесс: наряду с освобождением  человека отсословных и прочих  уз, формированием предприимчивости, самостоятельности индивидов, развитием  форм и ростом маштабов общения  нарастают многообразные формы  отчуждения личностей от общества  и друг от друга

. 3. На основе  общественной собственности складывается  новый, коллективный тип личности. Этот тип взаимоотношений отличается  как от примитивных форм первобытной  коллективности, где человек был  слит с коллективом, так и  от тех обществ, в которых  преобладают антогонизм личных  и общественных интересов, различные  формы отчуждения, иллюзорные формы  коллективности. Социалистический  тип коллективности призван не  подавлять личность, а быть основой  ее свободного и всестороннего  развития, не нивелировать людей,  а способствовать проявлению  богатства индивидуальностей, не  ставить личность в зависимое  положение от коллектива, а сочетать  интересы личности и коллектива. При таком гармоническом сочетании  личность становится столь же  заинтересованной в развитии  коллектива, как и коллектив в  развитии личности.

3. Историческая необходимость и свобода личности.

Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические).  В общественной  жизни объективное и субъективное,практическое и духовное неразделимы.

      Свободно-волевая деятельность и закономерности в обществе :

1)М.Вебер   (субъективный   идеализм)   :    абсолютизировал    неповторимость исторических событий и на этой основе отверг наличие какой-либо закономерности в обществе. Но если в обществе нет объективной тенденции,  то невозможно  прогнозирование  событий, а  стало  быть  теряет  смысл и цели социальное бытие.

2)Марксизм : в  обществе  имеют  место   объективная  необходимость,  причинная обусловленность и повторяемость (т.е. общественная жизнь детедменирована). но существуют особенности общественных законов (см. ВОПРОС N 48). Человечество  всегда  должно  будет  корректировать  линию  своего  поведения, считаясь с законами живой и неживой природы. Маркс : "люди  не  свободны  в выборе  своих производительных  сил,  которые образуют основу всей их истории, потому что всякая производительная сила есть приобретенная  сила,  продукт  предшествующей  деятельности".   Свобода   есть деятельность на основе познанной необходимости. Необходимость  отражает  нечто устойчивое, упорядоченное, что и отражается в законах сохранения.  Свобода  же отражает  развитие,  появление  нового,  разнообразного,  новых  возможностей. Необходимость  выражает  наличное,  показывает,  каков  мир  есть,  а  свобода отражает будущее - каким мир должен быть. Развитие общества и есть  постоянный процесс перехода необходимости в свобеду.

Гегель : мировая история - процесс возрастания свободы. Свобода многолика, но сущность ее одна - наличие  разнообразных  возможностей, следовательно она - наибольшая ценность.

Маркс : лишь при условии обретении социальной  свободы начинается  развитие человеческих сил, которое является самоцелью.

Информация о работе Личность человека