Леворукость

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Левшам всегда доставалось от праворуких за "ненормальность". Во многих верованиях и религиях левши были признаны неуклюжими и неумелыми, а также подлыми, зловредными и лицемерными. В латинском языке dexter означает правый, он же целебный, а sinister - левый и пагубный. В языках других народов левую руку называют нечестной, лживой и подлой, в противовес правой - непогрешимой, чистой и целебной.
Проблемы левшества и леворукости интересуют науку (психологию, нейропсихологию, физиологию) в течение уже почти ста лет. И непонятного здесь гораздо больше, чем понятного.

Содержание

Введение……………………………………………………………..........……….2
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЗИЗ ПОНЯТИЯ И ПРИРОДЫ ЛЕВОРУКОСТИ ...................................................................................................5
1.1 Понятие леворукости и причины ее возникновения …………...................5
1.2 Леворукость как особенность на уровне физиологии……………..............8
1.3 Речь леворукого ребенка...............…………………………………………..15
1.4. Левшество и гениальность………………………………………………….
ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ЛЕВОРУКОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ……………………………………………………………………
2.1 Леворукость как психолого-педагогическая проблема……………………
2.2. Леворукость как возрастная проблема……………………………………..
2.3. Особенности обучения ребенка-левши и связанные с ними рекомендации по научению.………….........................................................................................31
Заключение……………………………………………………………….............39
Список литературы………………………………………………………............42

Работа содержит 1 файл

курсовая леворукость.docx

— 48.91 Кб (Скачать)

Есть особенности функционального  развития леворуких детей, отмечаемые почти всеми исследователями. Они  должны учитываться в процессе обучения. Это, прежде всего лучшее опознание  вербальных (словесных) стимулов, чем  невербальных (схем, модулей). Леворукие  дети хуже справляются со зрительно-пространственными  заданиями, чем со словесными. При  обучении мы часто используем модели, схемы, а именно они могут быть трудны для этих детей, т. к. левши  путают правую и левую стороны, иногда верх и низ.

Однако следует оговориться: лучшее понимание словесных инструкций свойственно, по-видимому, не всем левшам. Во всяком случае, те леворукие, у которых  мы отмечаем задержку речевых функций (из-за тех или иных нарушений  в развитии левой зоны коры головного  мозга), будут испытывать трудности  формирования навыков письменной и  устной речи, чтения, у них также  будут неизбежны трудности восприятия (понимания) речи.

В последние годы школа  отказалась от практики переучивания леворуких детей, и они пишут  удобной для них рукой. Очень  важно определить направление "рукости" ребенка до начала обучения: в детском  саду или при приеме в школу.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации  его познавательной сферы могут  иметь следующие проявления:

1. Сниженная способность  зрительно - двигательных координаций:  дети плохо справляются с задачами  на срисовывание графических  изображений; с трудом удерживают  строчку при письме, чтении, как  правило, имеют плохой почерк.

2. Недостатки пространственного  восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и  перестановка букв, оптические ошибки.

3. Для левшей характерна  поэлементная работа с материалом, раскладывание по "полочкам".

4. Слабость внимания, трудности  переключения и концентрации.

5. Речевые нарушения: ошибки  звукобуквенного характера.

Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная  чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность  и повышенная утомляемость.

Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что  примерно у 20% леворуких детей в  анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких  является фактором, существенно осложняющим  адаптацию в школе. У левшей вхождение  в школьную жизнь происходит значительно  медленнее и более болезненно.

В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них  учебных навыков, в первую очередь - навыков письма.

Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как  правонаклонное, так и левонаклонное  письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.

При овладении письмом  леворукий ребенок должен выбрать  для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие  дети чаще выполняют овалы слева  направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими  прямыми линиями (при обучении леворуких  детей письму можно использовать специальные прописи для левшей (М.М. Безруких, 1997)). Требовать от левши  безотрывного письма противопоказано. В классе рекомендуется сажать леворуких  детей так, чтобы окно было слева. В таком положении ребенок  не мешает соседу, и его рабочее  место имеет достаточную освещенность.

Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий  учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза  при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена  таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый  глаз, то классная доска, рабочее место  учителя должны находиться в левом  зрительном поле учащегося (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994). Последнее требование может, однако, быть несовместимым с  первым, поскольку обычное для  левшей расположение рабочего места  слева в ряду у окна целесообразно  при ведущем правом глазе. Тем  не менее, учет ведущего глаза при  размещении учеников в классе имеет  значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.

Леворукие дети нуждаются  в специальных занятиях, направленных на развитие:

а) зрительно - моторной координации;

б) точности пространственного  восприятия;

в) зрительной памяти;

г) наглядно - образного мышления;

д) способности к целостной  переработке информации;

е) моторики;

ж) фонематического слуха;

з) речи.

При организации развивающей  работы может возникнуть необходимость  в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

Итак, леворукий ребенок  может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что  леворукость является фактором риска  не сама по себе, а в связи с  теми определенными нарушениями  и отклонениями в развитии, которые  могут встретиться у конкретного  ребенка. Далеко не все леворукие  дети, особенно если в дошкольном детстве  уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь  серьезные осложнения при овладении  учебной деятельностью.

Однако справедливым является замечание, что современные школьные программы, ориентированные, прежде всего  на развитие логико-знаковых, т.е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности  реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную  ориентацию. Между тем специальные  исследования свидетельствуют об относительно более высоком творческом потенциале левшей, который обнаруживается при  проблемном обучении и приобщении к  художественному творчеству.

2.2. Леворукость как  возрастная проблема

 

 Человек рождается  с двумя правыми полушариями (левшой). Дифференциация их становится отчасти  заметной к концу первого года жизни, когда ребенок произносит первые слова - одно из полушарий начинает «леветь». Но еще несколько лет  речь активно опирается на структуру правого полушария.

Следствием  активизации левого полушария является максимально выраженное упрямство 2-3 летнего ребенка. Это связано  с временным оттеснением, заторможенностью правого полушария (медлительность, копание детей, отрицательное отношение ко всему, что не совпадает с «Я»).Следовательно, возраст 2 года самый неподходящий для борьбы с упрямством детей. Во избежание конфликтов лучше - предоставить больше возможности для эмоциональной и двигательной разрядки негативных чувств в играх детей, так можно избежать искусственного торможения правого полушария.

В дальнейшие годы нарастание активности левого происходит вместе с появлением умения считать и писать. В 6 лет  левое полушарие у мальчиков  может быть активнее, чем у девочек. Девочки до 13 лет сохраняют пластичность мозга, эквивалентность его половин.

Заикание  и невроз появляется у детей:

-       чьи родители проявили чрезмерное давление при обучении дошкольника чтению и письму;

-       стремились к «мгновенным» результатам хорошего письма, правил грамматики и чтения.

В результате перегрузки левого полушария заметны утомляемость, отвлекаемость, забывчивость; правого - раздражительность, беспокойство, сниженный фон настроения.

2.3. Особенности обучения  ребенка-левши и связанные с  ними рекомендации по научению.

Само  становление многих психических  функций в онтогенезе левшей идет не непосредственно, но опосредованно, многоканально. Дети-левши в процессе своего развития привлекают максимум внешних, произвольных средств для  овладения теми операциями, которые  у правшей, как известно, формируются  естественно, независимо от их произвольного  желания, просто по определенным психологическим  законам. Левша как бы каждый раз  изобретает, а то и фантастическим образом находит свой способ построения и овладения миром правшей. Исследование взрослых леворуких подчеркивает тот  факт, что привлечение произвольных, осознанных средств в ходе протекания многих видов психической деятельности – специфическое свойство левшей как популяции и не зависит  от их возраста.

Ведь  у них в отличие от правшей  не простраивается стабильно тот  психологический пласт упроченных навыков и автоматизмов, который  позволяет функционировать во внешнем  мире, в значительной мере не задумываясь  как это сделать, не привлекая  дополнительных осознанных средств. Именно поэтому, воспитывая левшу, следует  максимально автоматизировать извне  как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни.

1. Особенностью левшей является  нарушение автоматизма, который  позволяет нам всему научиться  и переделать тысячи дел, не  задумываясь над каждым движением.  Левше приходится усваивать навыки  не автоматическим повторением,  а подбором логических связей  – то есть делать все «через  ум».

Дети-левши  обладают колоссальным произвольным контролем  над протеканием психической  деятельности. У них есть тенденция  во всем искать и устанавливать логические связи. Становление многих психических функций идет многоканально: им трудно завязывать шнурки, вырезать из бумаги, рисовать, при обучении этим действиям лучше дать поупражняться на игровых пособиях.

Если  нужно нарисовать предмет, дайте  возможность подержать этот предмет  в руках, потрогать его. Надо написать букву, или цифру - сделайте её из картона  или наждачной бумаги, пусть ребенок  проведет пальчиком по этой букве  или цифре. Следует помнить, что  им трудно даются автоматические навыки, поэтому требуется гораздо больше тренировочных упражнений для формирования техники письма.

Знакомя детей с растениями, надо дать ребенку  возможность потрогать, понюхать, попробовать  на вкус некоторые травы (если это  не опасно для жизни), листочки, кору деревьев, а уже потом объяснять  что это такое, какими свойствами обладает растение, уже опираясь на впечатления ребенка.

У детей-левшей своеобразное восприятие мира, поэтому, руководствуясь своим  видением мира, левша выстраивает  такие мыслительные конструкции, которые  поражают своей необыкновенностью  и обобщениями, далекими от общепринятых. Так, девочка 6 лет в одну группу объединила ландыш и циркуль на том основании, что они «оба шалашиком, хотя один подходит к ромашке, а другой к  линейке, но это скучно».

У левшей слабые адаптивные механизмы  и значительная истощаемость нервной  системы, все навыки они получают через эмоции, из-за этого у них  часто бывают эмоциональные срывы, склонность к неврозоподобным проявлениям. За счет поглощения большого количества энергии идет истощение основных структур головного мозга, ослабляется  иммунная система ребенка. Следует  учитывать, что левше труднее  переходить от оптимального режима на более быстрый режим работы. Этот факт надо иметь в виду при обучении детей – левшей, детей со скрытым левшеством, а также детей - амбидекстров.

У левшей нет четких представлений  о пространстве, где правая, а  где левая рука. У них изначально и пожизненно отсутствует упроченная пространственно-временная система  координат, что проявляется в  феномене «зеркальности». Наибольшие сложности у леворуких детей  возникают при овладении навыками ассиметричных видов деятельности: чтения и письма, так как письмо осуществляется только одной рукой, а читают слева направо. Кроме  того, форма большинства букв ассиметрична.

Буквы и цифры они могут писать в  любом направлении: Галя – ялаГ. Частота зеркального отражения  у леворуких детей составляет 85%. Элементы зеркальности на письме и  при чтении встречаются также  у детей с неустойчивой праворукостью. Снижение проявления зеркальности и  полное исчезновение её наблюдается  обычно после 10 лет, так как этот феномен связан, как правило, с  функциональной недостаточностью мозолистого  тела, а к этому возрасту заканчивается  его формирование. В мире левши  читать, писать, рисовать, считать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с  любой стороны. В связи с этим, учить писать буквы и цифры  левшу лучше через копирку, использовать кальку, обводя несколько раз уже  написанные буквы и цифры.

Дети-левши  часто путают действия сложения и  вычитания, например: 31-15=46, 21+5=16, поэтому  в школе кроме таблицы умножения  и деления левша должен выучить  и таблицу сложения и вычитания. Хотя есть примеры, когда ребенок  в 6 лет с легкостью овладевал  математическими приемами 2-3 класса, решая сложнейшие головоломки, потому что сочетания цифр и уравнений  казались ему необычайно красивыми. Также тяжело даются левшам сравнения  «больше-меньше», тем более, если речь идет об отвлеченных понятиях. Более  того, поскольку они имеют пространственные трудности, то могут поставить знак равенства между цифрами 13 и 31. Таким детям необходимы дополнительные занятия на освоение пространства, на умение анализировать на бытовом уровне понятия «больше-меньше» с последующим переводом на уровень абстрактный.

На  занятиях физкультурой леворуким детям  трудно даются движения, в которых  поочередно участвуют руки и ноги. Порой они не могут освоить  асинхронные движения правой и левой  половины тела. Эти дети могут лишь копировать чьи-то движения. Поэтому  на некоторых этапах обучения приходится в буквальном смысле этого слова  двигать их руками и ногами.

У левши самый высокий уровень  самоконтроля и ни у кого больше нельзя увидеть таких упорных  попыток аутокоррекции, как у  левшей.

Левши чаще совершают ошибки в стрессовых ситуациях, но и они же составляют 20% всех талантливых людей.

Информация о работе Леворукость