Леворукость: происхождение, факторы, возрастная динамика, социальная оценка, рекомендации по обучению и воспитанию леворуких детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

В многочисленных исследованиях так или иначе вычисляется «коэффициент леворукости». Леворукость - предпочтительное использование левой руки для выполнения различных действий. В некоторых случаях обусловлена повреждением или заболеванием правой руки, повлекшим невозможность пользования ею (так называемая вынужденная леворукость). Чаще носит врожденный характер и естественным образом проявляется уже на первом году жизни ребенка.

Содержание

Происхождение
Причина леворукости.
Время появления предпочтения руки в раннем детстве
Социальная оценка
Надо ли переучивать левшу?
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

В качестве весьма поучительного и  одного из наиболее ярких разочарований при изучении проблемы леворукости являются исследования, в результате которых оказалось, что, против всяких ожиданий, моторный центр речи Брока у левшей в 70% случаев расположен так же, как и у правшей, в левом полушарии. Еще раньше выяснилось, что тотальная транспозиция внутренних органов (когда сердце располагается справа, печень слева и т.д.) и даже локальная декстрокардия (правосердие), с которыми первоначально пытались увязать проявления леворукости, являются чрезвычайно редкими явлениями, гораздо более редкими, чем самая леворукость. Более того, связь между этими состояниями не ясна. Так,

например, среди 12 обследованных людей  с тотальной транспозицией внутренних органов не было ни одного левши.

Лишь у части леворуких детей  картина оказывается перевернутой: речевые центры у них перенесены в правое полушарие (и оно, соответственно, будет доминирующим.) Согласно зеркальному принципу, доминантное правое полушарие будет стимулировать доминантное развитие левой руки. В результате левая рука оказывается ведущей. Если препятствовать ее использованию в этом качестве, это может самым неблагоприятным образом отразиться на развитии речи и на общем развитии ребенка.

Ситуация с передачей функций  доминирования правому полушарию  рождает массу вопросов. Перенос  центров речи в правое полушарие вовсе не означает, что полушария автоматически меняются своими функциями. Правое полушарие отвечает за целостное восприятие, за образное и пространственное мышление. Эти функции за ним сохраняются. Но оно еще и нагружается «ответственностью» за речь. Может, это действительно ценное сочетание, благоприятствующее развитию способностей у детей. Однако это только предположение, не имеющее под собой научного обоснования. И пока нет серьезных оснований считать, что любой леворукий ребенок — потенциальный гений.

3.Время появления предпочтения руки в раннем детстве

    Установление срока появления предпочтения одной из рук у младенцев — задача непростая, поскольку многие тесты, используемые на взрослых, на детях неприменимы. В этом отношении интересна попытка некоторых авторов определить силу хватательного тонического рефлекса на обеих руках у младенцев. По этим данным асимметрия по силе не проявилась.

В отношении спонтанных движений младенцев данные получены противоречивые. Явное различие в использовании обеих рук наблюдалось у одного 3-месячного ребенка: он немедленно вкладывал в рот леденец, если его клали в правую руку, но если леденец клали в левую руку, то попытка положить его в рот удавалась только через две минуты.

Выявлено, что предпочтение правой руки, начиная с 7,5 месяцев, во многом зависит от того, какой материал предлагается детям (предпочтение было более выраженным при выборе круга и квадрата, чем при выборе цвета) и на каком расстоянии находится предмет от ребенка. При малом расстоянии предмета от ребенка чаще использовалась левая рука, а при большом — чаще правая. И. Болдуин клал предмет от ребенка на расстоянии 12-15 дюймов. С 8 месяцев ребенок тянулся к предмету правой рукой даже в том случае, если предмет оказывался слева от ребенка. Пр:: расстоянии 10-12 дюймов обе руки использовались одинаково. Но если предмет был цветной (что усиливало его силу как раздражителя), ребенок и при этом расстоянии отдавал предпочтение правой руке.

Возможно, именно различия в условиях выявления предпочитаемой руки приводит исследователей к различным выводам. Например, Е. Н. Лунева (1976) считает что от 2 до 4 лет руки практически равноценны и лишь после 4 лет формируется более-менее устойчивая праворукость у большинства детей.

Хватание руками на 1-ом году жизни (частота в %)

На каждой возрастной ступени

(Е.Фолькель, 1913)

Хватания

Месяцы

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Правой рукой

38

42

47

52

65

77

81

83

88

Левой рукой

40

42

47

45

28

21

15

11

8

Двумя руками

22

16

6

3

7

2

4

7

4


 

Данные показывают, что предпочтение правой руки отчетливо проявляется у малышей либо при новизне предмета, либо при трудности задачи, обусловленной расстоянием до предмета.

Сроки появления леворукости по данным ряда авторов (А. П. Демичев, 1949; Р. И. Тамуриди, 1957) совпадают со сроками появления праворукости — на 5-6 месяце жизни ребенка.

Исходя из того, что право- и леворукость начинают проявляться не сразу после рождения, а лишь во второй половине первого года жизни, ряд авторов, как уже говорилось, делают вывод о том, что рукость — явление приобретаемое в течение жизни, а не врожденное. Однако не все склонны считать, что это бесспорный довод в пользу формируемости рукости. Ф. Реньо (F. Regnault, 1939) связывает появление асимметрии рук с созреванием в 6 месяцев двигательных корковых центров и миэлинизацией нервных волокон. Это имеет основание, так как показано, что развитие двигательных центров коры в морфологическом и функциональном отношении идет параллельно друг другу (М. X. Самибаев, 1957).

Отсюда тот факт, что «рукость» проявляется не сразу, а с момента появления произвольных движений (т. е. сознательных, преднамеренных) можно связать с генетически запрограммированным более поздним созреванием корковых двигательных клеток (которое приходится именно на срок 4-6 месяцев жизни ребенка — Ф. Реньо, Ф. Н. Шемякин, 1941).

   После первого года жизни происходит закрепление предпочтения одной из рук при выполнении различных действий. В результате с возрастом процент случаев предпочтения одной из рук повышается (по некоторым данным — с 58-68 % в возрасте 1,5 года до 94 % в 7 лет .

Судя по данным А. А. Саидова (1982), стабилизация предпочтения правой руки происходит практически уже в 6 лет, так как в последующие годы процент предпочтения повышается по большинству двигательных проб весьма незначительно и скорее отражает колебательный характер предпочтения. Заметное увеличение предпочтения наблюдается только по пробам «вдевание нитки в иголку», «раздача картинок» и «подметание щеткой».

    В процентном соотношении леворукие среди 18-25 -летних людей составляют примерно 5%. Получены данные, свидетельствующие о несходной частоте леворуких в зависимости от возраста, пола, рода деятельности [8, с. 124-134]. Есть данные о том, что различаются соотношения леворуких среди родившихся в разных регионах Земли и в разные времена года.

    В  различных возрастных группах  исследователи отмечают снижение  количества леворуких с увеличением  возраста испытуемых.

 

 

4. Социальная  оценка

Нельзя отрицать и своеобразного «эгоизма» праворуких — ведь мир более благосклонен к ним. Большинство бытовых предметов, заводских станков рассчитано на правшей. Справа находится ручной тормоз и переключатель скоростей в автомашинах, входные двери удобнее открывать правой рукой. Правши так привыкли к этому, что считают само собой разумеющимся. Интересы левшей игнорируются, а ведь их в нашей стране насчитывается около тридцати миллионов. Исходя из этого, некоторые родители и учителя проявляют настойчивость в переучивании левши. Они хотели бы уберечь ребенка, от дополнительных трудностей в жизни. Но, как известно, «благими намерениями вымощена дорога в ад». Можно встретить мнение, что левши уступают правшам в умственном развитии, склонны к заиканию и другим неврастеническим реакциям. Да, если мы будем неоправданно усердны в переучивании левши, то рискуем вызвать болезненные реакции. Оправданы лишь некоторые уступки так называемому «декстрастрессу» (от лат. «декстра» — правый). Разумно приучать левшу здороваться правой рукой, держать в ней ложку и нож при еде, чтобы не встречать недоуменных взглядов окружающих.

   Праворукому большинству человечества трудно представить себе, с какими проблемами сталкиваются левши в повседневной жизни. Практически все бытовые предметы, профессиональные инструменты, приборы приспособлены к оперированию ими правой рукой. Каждому левше приходится приспосабливаться к этому "правому" миру, переживая при этом дискомфорт. 

   Отношение праворукой части людей к левшам далеко не однозначное. Оно варьируется от положительного, даже восторженного до крайне негативного. Само слово "левый" употребляется как некая отрицательная характеристика чего бы то ни было. А как насчет "левого товара", или "пойти на лево"?!

   Объективные психологические исследования показывают, что левши имеют более высокие, чем правши, показатели целостной нервно- психической деятельности и адаптационные возможности. У левшей отмечены лучшие по сравнению с правшами показатели адаптации к трудным климатическим условиям. Наряду с этим, исследователями отмечено, что левши более тревожные. Некоторые ученые отмечают, что характерным для леворукого ребенка можно считать асинхронное развитие некоторых психических функций: опережение эмоционально-волевых и отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия.

   "Самые способные" среди леворуких детей, если не вынуждать их переучиваться, могут обнаруживать высокие показатели психического развития, математические способности, особые достижения в архитектурной деятельности. Преимущества левшей особо ярко выступают в некоторых видах спорта (бокс). В игровых видах спорта левши усиливают эффективность командной игры.

 

5. Надо  ли переучивать левшу?

    Проблема леворукости остается одной из серьезных проблем в педагогике. Долгое время считалось, что детей, которые пользуются левой рукой активнее, чем правой и в том числе пишут ею, необходимо систематически переучивать, подгоняя под общий стандарт. Но ничего хорошего из такого переучивания не получалось: у детей часто развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это можно понять: ведь леворукость — это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно отличное от нормы распределение функций между полушариями мозга, и заставлять левшу писать правой рукой — это значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок. Если письменная речь осуществляется левой рукой и, следовательно, по крайней мере частично, регулируется правым полушарием, то заставлять ребенка писать правой рукой означает создавать дополнительную нагрузку для систем левого полушария, которые в процессе развития мозга оказались вовлеченными в другие функции. Это не следует понимать таким образом, что у левшей полушария как бы просто поменялись местами: левое делает то, что должно делать правое, и наоборот. Такое понимание было бы грубым упрощением.

    Многочисленными исследованиями показано, что центры, ответственные за устную речь, у подавляющего числа леворуких находятся в левом полушарии, как и у всего остального праворукого человечества. Просто дифференциация функций по полушариям у левшей не так выражена, как у правшей, способности к организации одно- и многозначного контекста не так жестко латерализованы.Это приводит к целому ряду важных и интересных последствий.

Латерализация функций головного мозга — «процесс выделения ведущего (доминантного) полушария (у правшей — левого), играющего основную роль в выполнении внешних психических функций связанных с речью» (Психологический словарь. — М., 1983. — С   1751).

С одной стороны, справедливо считается, что чем выше уровень функциональной организации системы, тем выраженней должна быть специализация ее отдельных составляющих, т. е. четкое распределение функций по полушариям способствует более высокому развитию каждой из них. Это теоретическое положение подтверждается результатами конкретных исследований. Так, показано, что правополушарные функции, способность к организации образного контекста ослаблены у тех людей, у которых нет полной латерализации речевой функции, т. е. она представлена в обоих полушариях. Частичная представленность этой функции в правом полушарии как бы затрудняет полную реализацию его собственных потенций. Но, с другой стороны, имеются наблюдения, свидетельствующие об особых способностях левшей к целостному восприятию и к предвидению, которое выходит за рамки простого вероятностного прогноза. В исследовании Ю. А. Грибова установлено, что именно дети-левши в максимальной степени способны к творческому самовыражению при благоприятных условиях— при проблемном обучении и приобщении к художественному творчеству.

Как можно понять и разрешить это противоречие? Нам представляется, что относительно более высокий творческий потенциал у левшей и их большая готовность включиться в разнообразное коллективное художественное творчество обусловлено не меньшей латерализацией функций как таковой, а соотношением этих особенностей мозга левшей с особенностями культурной среды и воспитания. Наша культура, тем паче в век научно-технической революции, ориентирована прежде всего на развитие логико-знаковых, левополушарных компонентов мышления, и в результате они очень быстро становятся доминирующими. Такая направленность воспитания и обучения характерна не только для школы—она проявляется и на более ранних этапах, в семье и в детском саду. Педагоги художественных школ отмечают, что уже одного года пребывания в детском саду оказывается достаточно для стандартизации  мышления детей.

Информация о работе Леворукость: происхождение, факторы, возрастная динамика, социальная оценка, рекомендации по обучению и воспитанию леворуких детей