Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:05, реферат
Владимир Михайлович Бехтерев (1857— 3927) – невропатолог, психиатр, психолог. Основатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии (Казань, 1885) и ряда других научных учреждений: «Психоневрологического института» (1908, Петербург), «Экспериментально-клинического института по изучению алкоголизма» (1912, Петербург), «Института по изучению мозга и психической деятельности».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Психологического консультирования.
Специальность психология 5,5 лет обучения
По предмету История психологии
Тема: Ленинградская школа психологии (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев и др.)
Владимир Михайлович Бехтерев (1857— 3927) – невропатолог, психиатр, психолог. Основатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии (Казань, 1885) и ряда других научных учреждений: «Психоневрологического института» (1908, Петербург), «Экспериментально-клинического института по изучению алкоголизма» (1912, Петербург), «Института по изучению мозга и психической деятельности».
В направлении объективности
в психологии развивалась деятельность
В. М. Бехтерева (1857—1927), выдающегося клинициста,
психиатра, невропатолога и психолога.
Бехтерев пришел к психологии от неврологии
и психиатрии, которыми занимался (после
окончания Медико-хирургической академии
в Петербурге и заграничной командировки
в клиниках Германии,
Австрии и Франции) в Казанском
университете. Здесь в 1885 г. он устроил
первую психофизическую лабораторию для
научных изысканий в области анатомии,
физиологии и экспериментальной психологии.
После возвращения в Петербург развернул
широкую исследовательскую и организаторскую
работу по неврологии, в которую включал
учение о нервной системе, а также о нарушениях
духовной сферы в связи с нарушениями
мозга. В 90-х гг. он организовал в Петербурге
ряд лабораторий в целях исследования
нервнобольных, в том
числе экспериментально-
Центральная идея Бехтерева — объединение различных разделов неврологии: нейрохирургии, нейропатологии, физиологии и психологии. В психологии Бехтерев в первый период своей деятельности использовал объективные приемы экспериментальных исследований Вундта. Во втором периоде, в начале XX в., он создает объективную психологию, в которой на основе объективных исследований человека предлагает новую систему понятий психологии и новую терминологию. Психическую деятельность он рассматривает как рефлекторную, а различные стороны и формы этой деятельности — как различные ее виды: внимание — это рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность — символические рефлексы.
При разработке объективной психологии, как психологии поведения, основанную на экспериментальном исследовании, Бехтерев не отвергал сознание и включал его в предмет психологии, как и субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение. Он исходил из того что данные рефлексологических исследований, результаты рефлексологического эксперимента не опровергаю и не заменяют, а лишь дополняют данные полученные при психологических исследованиях, при анкетировании и самонаблюдении. Бехтерев сделал вывод, что рефлексология не может заменить психологию, хотя его последние психологические работы выходят за рамки данной концепции.
Бехтерев считал,
что научно-объясняющая
Бехтерев также отстаивал мнение о воспитуемости в противовес наследуемому характеру рефлексов. Именно социальная среда является источником развития человека, наследственность лишь задает тип реакции. Сами реакции воспитываются обществом, здесь Бехтерев ссылается на исследования генетической рефлексологии, подтвердившие приоритетность среды в развитии рефлексов у младенцев и детей раннего возраста.
Проблему личности Бехтерев считал одной из важнейших и видел личность как интегрированное целое. Он ввел понятие индивида – биологической основы, над которой надстраивается социальная сфера личности. В своих исследованиях структуры личности, Бехтерев выделил пассивную и активную, сознательную и бессознательную части. Как и Фрейд, он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и настаивал на необходимости исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение. Что касается поведения человека, Бехтерев считал, что любое подкрепление может зафиксировать реакцию, и избавиться от нежелательного поведения можно только создав более сильный мотив.
Бехтерев полагал, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не коллектив. Исследуя группы, он выделял людей склонных к коллективной и индивидуальной деятельности. В экспериментах по изучению влияния внушения на деятельность человека, одним из первых отметил, феномен группового давления. Развитие личности, по его мнению, невозможно без коллектива, однако влияние коллектива не всегда благотворно, как и обычаи и стереотипы. В сущности они ограничивают личность, лишают возможности проявлять себя свободно.
В 1907—1912 гг. выходит «Объективная психология». Она переводится на немецкий, французский, английский языки и становится важной вехой в истории психологии XX столетия, что отмечали зарубежные исследователи (Флюгель, Уотсон, Боринг и др.). В третьем советском периоде Бехтерев создает общие основы рефлексологии. На основе экспериментальных работ по изучению сочетательных, т. е. вырабатываемых у индивида прижизненно, двигательных рефлексов у животных и человека, совокупность которых назвал соотносительной деятельностью, Бехтерев сделал вывод о том, что именно эта деятельность должна стать объектом изучения как воплощение строго объективного подхода к психической деятельности. Это понятие он стремился распространить на все отрасли психологии, в том числе на детскую. В 20-х гг. его ученик Н. М. Щелованов создает специальное учреждение — Отдел развития Института по изучению мозга. Здесь воспитывались и одновременно изучались дети от рождения до 3 лет. Свой метод Щелованов назвал сравнительно-онтогенетическим: это тщательное систематическое прослеживание процесса развития с целью выявления того нового, что возникает с первых часов появления на свет. На основе этого исследования Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой были описаны этапы развития ребенка на первом году жизни (1929). Была создана и система воспитания от рождения до 3 лет. Собранные по этому методу материалы позволили осуществить ряд работ, посвященных развитию отдельных сторон поведения: сна и бодрствования (Н. Л. Фигурин), ранних форм условно-рефлекторной деятельности (Н. И. Касаткин), предметных действий' (Р. Я. Лехтман-Абрамович), речи (Г. М. Лямина), движений (М. Ю. Кистяковская) и др. Вопросы социальной обусловленности поведения и развития составили «Коллективную, рефлексологию». Ее задачей было изучение способов и проявления коллективных рефлексов, образующих в своей совокупности коллективную деятельность, в сравнении с индивидуальными рефлексами или индивидуальной деятельностью. Здесь же Бехтерев пытался установить всеобщие законы, которым подчинен мир неорганический, органический и социальный. Законы тяготения, инерции, относительности и др. он распространял на понимание психики и общественных явлений.
Бехтерев — материалист и эволюционист, но он не владел диалектическим методом и отклонился в сторону механицизма и энергетизма. Состоявшаяся в 1929 г. рефлексологическая дискуссия отметила положительную роль В. М. Бехтерева в развитии объективного подхода в психологии. Однако исключение из исследования психики и сознания привело к биологизации и крайне механистической трактовке человека и поведения, и после дискуссии рефлексология прекратила существование.
Наследницей В. М. Бехтерева явилась Ленинградская психологическая школа. В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, составившие ее ядро, были прямыми учениками Бехтерева.
В трудах учеников и сотрудников Бехтерева – В.Н. Мяснищева и Б.Г. Ананьева закладывались основы комплексного исследования человека, его психофизической природы, отношений с миром.
Руководивший в 20-е гг. лабораторией индивидуальной рефлексологии Владимир Николаевич Мяснищев (1893- 1973 гг.) открыл важные закономерности формирования индивидуального стиля деятельности и выяснил и описал несколько типов личности, доказывая, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии. Во время ВОВ он, возглавил цикл анатомо-физиологический исследований микроструктурных изменений головного мозга, изучал последствия мозговых травм и ранений их связь с нарушениями психической деятельности. Мяснищевым был положен новый подход, названный «психологией отношений». Под отношениями понимались сознательные и избирательные связи человека с окружающим миром и самим собой, влияющие на личные качества и реализующиеся в деятельности. Такой динамический подход характеризует понимание как единства субъекта и объекта. Важная его мысль, что настоящее, превращаясь постоянно в прошлое, в сохраняющийся опыт, одновременно становится потенциалом будущего поведения личности.
Борис Герасимович Ананьев (1907 – 1972), также выступал за целостный подход, прежде всего восприятия пространства и времени. Он доказывал необходимость комплексного изучения психики. В основу его программы была положена идея об индивидуальности, как системе, интегрирующей разноуровневые свойства индивиды, личности и субъекта. Он включил исследования детского развития в общую картину жизненного цикла человека. Взаимовлиянием онтогенического и биографического развития им объяснялись многие закономерности психического становления. Одним из первых он стал изучать проблему зрелости и старения. В исследованиях совместно с его коллегами, были получены данные о неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в зрелости. Ананьевым было положено начало психологической акмеологии в нашей стране.
Информация о работе Ленинградская школа психологии (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев и др.)