Ленинградская школа психологии (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев и др.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:05, реферат

Описание работы

Владимир Михайлович Бехтерев (1857— 3927) – невропатолог, психиатр, психолог. Основатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии (Казань, 1885) и ряда других научных учреждений: «Психоневрологического института» (1908, Петербург), «Экспериментально-клинического института по изучению алкоголизма» (1912, Петербург), «Института по изучению мозга и психической деятельности».

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по истории психологии.docx

— 23.30 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ 

УНИВЕРСИТЕТ

       Кафедра Психологического консультирования.

Специальность психология 5,5 лет обучения

 

 

 

 

 

 

                                Контрольная работа

            По предмету История психологии

             

   Тема: Ленинградская школа психологии (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Выполнила: студ. I курса Кащенко О.Б.

                                                                 Проверила: ст.пр. Чумичёва И.В.

 

 

                                    Москва 2011

 

Владимир Михайлович Бехтерев (1857— 3927) – невропатолог, психиатр, психолог. Основатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии (Казань, 1885) и ряда других научных учреждений: «Психоневрологического института» (1908, Петербург), «Экспериментально-клинического института по изучению алкоголизма» (1912, Петербург), «Института по изучению мозга и психической  деятельности».

 

В направлении объективности  в психологии развивалась деятельность В. М. Бехтерева (1857—1927), выдающегося клинициста, психиатра, невропатолога и психолога. Бехтерев пришел к психологии от неврологии и психиатрии, которыми занимался (после окончания Медико-хирургической академии в Петербурге и заграничной командировки  в  клиниках   Германии,   Австрии   и Франции) в Казанском университете. Здесь в 1885 г. он устроил первую психофизическую лабораторию для научных изысканий в области анатомии, физиологии и экспериментальной психологии. После возвращения в Петербург развернул широкую исследовательскую и организаторскую работу по неврологии, в которую включал учение о нервной системе, а также о нарушениях духовной сферы в связи с нарушениями мозга. В 90-х гг. он организовал в Петербурге ряд лабораторий в целях исследования нервнобольных, в   том    числе   экспериментально-психологическую.     Объективную   психологию   и психиатрию он включил в круг наук о мозге, предложил термин «психоневрология». В  1908 г. он создал Психоневрологический институт, в числе профессоров которого были П. Ф. Лесгафт, М. М. Ковалевский, Н. Я. Введенский, В. Я. Комаров, Е. В. Тарле, социолог Е. В. де Роберти. После революции он организовал ряд психоневрологических учреждений, самым крупным из них является Институт по изучению мозга и психической деятельности (1918).

Центральная идея Бехтерева  — объединение различных разделов неврологии: нейрохирургии, нейропатологии, физиологии и психологии. В психологии Бехтерев в первый период своей деятельности использовал объективные приемы экспериментальных исследований Вундта. Во втором периоде, в начале XX в., он создает объективную психологию, в которой на основе объективных исследований человека предлагает новую систему понятий психологии и новую терминологию. Психическую деятельность он рассматривает как рефлекторную, а различные стороны и формы этой деятельности — как различные ее виды: внимание — это рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность — символические рефлексы.

При разработке объективной психологии, как психологии поведения, основанную на экспериментальном исследовании, Бехтерев не отвергал сознание и включал его в предмет психологии, как и субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение. Он исходил из того что данные рефлексологических исследований, результаты рефлексологического эксперимента не опровергаю и не заменяют, а лишь дополняют данные полученные при психологических исследованиях, при анкетировании и самонаблюдении. Бехтерев сделал вывод, что рефлексология не может заменить психологию, хотя его последние психологические работы выходят за рамки данной концепции.

Бехтерев считал, что научно-объясняющая функция  понятия рефлекса основана на предпосылках механической и биологической причинности. Принцип механической причинности опирается на закон сохранения энергии. Исходя из вышесказанного, все, в том числе и самые сложные, тонкие формы поведения можно рассматривать как частные случаи действия общего закона механической причинности, так как все они представляют собой качественные трансформации единой материальной энергии. Бехтерев связывал также рефлекс с биологией, где жизнь – сумма сложных биологических процессов, обусловленных взаимодействием организма со средой и приспособлением к среде. Здесь рефлекс как способ установления некоторого относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него. Основное положение – отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды.

Бехтерев также  отстаивал мнение о воспитуемости в противовес наследуемому характеру рефлексов. Именно социальная среда является источником развития человека, наследственность лишь задает тип реакции. Сами реакции воспитываются обществом, здесь Бехтерев ссылается на исследования генетической рефлексологии, подтвердившие приоритетность среды в развитии рефлексов у младенцев и детей раннего возраста.

Проблему личности Бехтерев считал одной из важнейших и видел личность как интегрированное целое. Он ввел понятие индивида – биологической основы, над которой надстраивается социальная сфера личности. В своих исследованиях структуры личности, Бехтерев выделил пассивную и активную, сознательную и бессознательную части. Как и Фрейд, он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и настаивал на необходимости исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение. Что касается поведения человека, Бехтерев считал, что любое подкрепление может зафиксировать реакцию, и избавиться от нежелательного поведения можно только создав более сильный мотив.

Бехтерев полагал, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не коллектив. Исследуя группы, он выделял людей склонных к коллективной и индивидуальной деятельности. В экспериментах по изучению влияния внушения на деятельность человека, одним из первых отметил, феномен группового давления. Развитие личности, по его мнению, невозможно без коллектива, однако влияние коллектива не всегда благотворно, как и обычаи и стереотипы. В сущности они ограничивают личность, лишают возможности проявлять себя свободно.

В 1907—1912 гг. выходит  «Объективная психология». Она переводится на немецкий, французский, английский языки и становится важной вехой в истории психологии XX столетия, что отмечали зарубежные исследователи (Флюгель, Уотсон, Боринг и др.). В третьем советском периоде Бехтерев создает общие основы рефлексологии. На основе экспериментальных работ по изучению сочетательных, т. е. вырабатываемых у индивида прижизненно, двигательных рефлексов у животных и человека, совокупность которых назвал соотносительной деятельностью, Бехтерев сделал вывод о том, что именно эта деятельность должна стать объектом изучения как воплощение строго объективного подхода к психической деятельности. Это понятие он стремился распространить на все отрасли психологии, в том числе на детскую. В 20-х гг. его ученик Н. М. Щелованов создает специальное учреждение — Отдел развития Института по изучению мозга. Здесь воспитывались и одновременно изучались дети от рождения до 3 лет. Свой метод Щелованов назвал сравнительно-онтогенетическим: это тщательное систематическое прослеживание процесса развития с целью выявления того нового, что возникает с первых часов появления на свет. На основе этого исследования Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой были описаны этапы развития ребенка на первом году жизни (1929). Была создана и система воспитания от рождения до 3 лет. Собранные по этому методу материалы позволили осуществить ряд работ, посвященных развитию отдельных сторон поведения: сна и бодрствования (Н. Л. Фигурин), ранних форм условно-рефлекторной деятельности (Н. И. Касаткин), предметных действий' (Р. Я. Лехтман-Абрамович), речи (Г. М. Лямина), движений (М. Ю. Кистяковская) и др. Вопросы социальной обусловленности поведения и развития составили «Коллективную, рефлексологию». Ее  задачей было изучение способов и проявления коллективных рефлексов, образующих в своей совокупности коллективную деятельность, в сравнении с индивидуальными рефлексами или индивидуальной деятельностью. Здесь же Бехтерев пытался установить всеобщие законы, которым подчинен мир неорганический, органический и социальный. Законы тяготения, инерции, относительности и др. он распространял на понимание психики и общественных явлений.

 

Бехтерев — материалист  и эволюционист, но он не владел диалектическим методом и отклонился в сторону механицизма и энергетизма. Состоявшаяся в 1929 г. рефлексологическая дискуссия отметила положительную роль В. М. Бехтерева в развитии объективного подхода в психологии. Однако исключение из исследования психики и сознания привело к биологизации и крайне механистической трактовке человека и поведения, и после дискуссии рефлексология прекратила существование.

Наследницей В. М. Бехтерева  явилась Ленинградская психологическая школа. В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, составившие ее ядро, были прямыми учениками Бехтерева.

   В трудах учеников и сотрудников Бехтерева – В.Н. Мяснищева и Б.Г. Ананьева закладывались основы комплексного исследования человека, его психофизической природы, отношений с миром.

   Руководивший в  20-е гг. лабораторией индивидуальной  рефлексологии Владимир Николаевич Мяснищев (1893- 1973 гг.) открыл важные закономерности формирования индивидуального стиля деятельности и выяснил и описал несколько типов личности, доказывая, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии. Во время ВОВ он, возглавил цикл анатомо-физиологический исследований микроструктурных изменений головного мозга, изучал последствия мозговых травм и ранений их связь с нарушениями психической деятельности. Мяснищевым был положен новый подход, названный «психологией отношений». Под отношениями понимались сознательные и избирательные связи человека с окружающим миром и самим собой, влияющие на личные качества и реализующиеся в деятельности. Такой динамический подход характеризует понимание как единства субъекта и объекта. Важная его мысль, что настоящее, превращаясь постоянно в прошлое, в сохраняющийся опыт, одновременно становится потенциалом будущего поведения личности.

Борис Герасимович  Ананьев (1907 – 1972), также выступал за целостный подход, прежде всего восприятия пространства и времени. Он доказывал необходимость комплексного изучения психики. В основу его программы была положена идея об индивидуальности, как системе, интегрирующей разноуровневые свойства индивиды, личности и субъекта. Он включил исследования детского развития в общую картину жизненного цикла человека. Взаимовлиянием онтогенического и биографического развития им объяснялись многие закономерности психического становления. Одним из первых он стал изучать проблему зрелости и старения. В исследованиях совместно с его коллегами, были получены данные о неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в зрелости. Ананьевым было положено начало психологической акмеологии в нашей стране.


Информация о работе Ленинградская школа психологии (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев и др.)