Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:41, курс лекций
Определение общественного мнения.
Субъект общественного мнения.
Доступно ли общественное мнение восприятию на уровне индивидуального сознания?
Функции общественного мнения.
Формы проявления общественного мнения.
Специфика оценки событий общественным мнением.
7.Распространение общественного мнения.
8. Эмоциональная окраска общественного мнения.
9.Структура общественного мнения.
10. Этапы формирования общественного мнения.
11. Что такое массовое настроение?
12. Как оно связано с общественным мнением?
13. Особенности общественных настроений.
14. Определение слухов.
15. Виды слухов.
16. Модель психологического воздействия слухов.
17.Основные характеристики слухов.
18. Причина возникновения слухов.
19. Источники слухов.
20. Динамические характеристики слухов.
СЕМИНАР 4.
Коллоквиум.
7.Распространение
8. Эмоциональная окраска общественного мнения.
9.Структура общественного мнения.
10. Этапы формирования общественного мнения.
11. Что такое массовое настроение?
12. Как оно связано с общественным мнением?
13. Особенности общественных настроений.
14. Определение слухов.
15. Виды слухов.
16. Модель психологического воздействия слухов.
17.Основные характеристики слухов.
18. Причина возникновения слухов.
19. Источники слухов.
20. Динамические характеристики слухов.
Общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.
В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной.
Общественное мнение существовало во все исторические эпохи, еще в период Древности, однако, сам термин, обозначающий этот уникальный феномен общественной жизни Человечества, появился в Англии в XII в. По некоторым данным, возникновение термина «общественное мнение» связано с именем английского государственного и общественного деятеля, писателя Дж. Солсбери, который использовал его для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Тогда термин «общественное мнение» представлял буквальный перевод сочетания двух слов «Public Opinion». Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца XVIII в. стало общепринятым.
Такой уникальный феномен, как "общественное мнение" принадлежит к числу социальных явлений, которые привлекают внимание мыслителей с давних времен.
В
последние годы, постоянно растущий
уровень участия представителей
мировой общественности в политической
сфере очевиден. Во многом именно этим
обстоятельством объясняется
Общественное
мнение принадлежит к числу явлений,
которые с большим трудом поддаются
всестороннему анализу и
Субъект общественного мнения - народное большинство - обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение.
В зависимости от видов (политические, экономические, культуры и т.д.) институтов определяются и их функции. Функция (в переводе с латинского - исполнение, совершение) в рамках социологии понимается как:
Можно
выделить следующие функции
- адаптирующая (включая функции социализации и воспитательную). Возможность прививать индивидам нормы, ценности, правила поведения в изменяющихся условиях;
-
регулятивная. Обеспечивает реализацию
определенных норм
-
консультативная. Общественное
-
контрольная. Контролирует
-
защитная. Общественное мнение «берет
под опеку» либо отдельных
лиц, либо официальные
- директивная. Через референдум или путем прямого давления, предписывает способы проведения политики в интересующих общественное мнение вопросах;
- номенклатурная. Возможность общественного мнения участвовать в формировании политической и управленческой номенклатуры.
Формы ОМ существует в различных формах.
Известные специалисты Роберт М. Энтман и Съюзен Хербст выделяют разновидности ОМ:
- массовое мнение;
- активизированное общественное мнение;
-
латентное общественное мнение;
- воспринимаемое большинство.
1. Массовое мнение, представляет собой совокупность мнений. Оно может быть простым результативным набором мнений. В такую совокупность мнений могут быть включены не только социальные, но также, например, профессиональные, религиозные группы и другие группы, реально функционирующие в обществе. Такое мнение в обществе присутствует, и его называют «результативным мнением». Оно, как правило, ситуативно, потому что все члены социальных групп быстро реагируют на различную — реальную или нереальную — информацию. Массовое мнение быстро возникает и является ситуативным. Кроме того, очень часто оно некорректно, потому что при своей сиюминутной реакции многие группы, не отличающиеся профессионализмом или информированностью о том или ином процессе, просто не могут сформировать верные убеждения и общественное мнение часто является неверным.
При принятии некоторых важных решений, как, например, решения об отмене смертной казни, вполне можно апеллировать к общественному мнению. Однако апелляция к общественному мнению совершенно необоснованна в случае изучения арабо-израильского конфликта или модели социального обеспечения. Причина в том, что рядовые члены общества просто не обладают информацией, на основании которой они могли бы принимать решения. Зачастую мнение большой общественной группы по такому поводу является ложным. Таким мнением очень просто манипулировать. При этом оно имеет некоторые положительные стороны. Например, когда вы представляете обществу всю совокупность мнений, общество может принять на основе полученной информации обоснованное решение, занять корректную позицию. Тем самым многие члены общества могут уточнить свои взгляды. После получения информации об общественном мнении у власть имущих формируется более или менее продуктивный подход при принятии того или иного общественно важного решения.
2. Активизированное общественное мнение. Это мнение заинтересованных граждан, которые в периоды избирательных кампаний активно участвуют в выборах: представителей партий, заинтересованных лиц. Это мнение профессионалов, или, скорее, просто заинтересованных людей. Например, у каждой партии есть цели и программа, а также группа, которая имеет выраженный интерес к этой партии.
Эта форма общественного мнения также чрезвычайно важна. Активизированное общественное мнение непросто изменить простым воздействием через СМИ или другие каналы коммуникаций.
Это элитная форма общественного мнения. Ее носители фактически являются трансляторами интересов. Люди, которые принимают политические решения, учитывают и то, и другое мнение. При принятии решения они обращаются к массовому общественному мнению, но учитывают и активизированное мнение. Как и Тэтчер, сегодняшние СМИ и политики стараются в своей деятельности учитывать мнение этой группы, которое можно расценивать как мнение экспертов. Даже журналисты в своих репортажах очень часто высказывают свое мнение после того, как приводят мнение экспертов. К этой форме общественного мнения в данном исследовании мы не обращались.
3. Латентное общественное мнение. Латентная форма общественного мнения представляется нам особенно интересной. Латентное мнение, если говорить коротко, — это то, на чем общественное мнение «остановится» по мере развития политических дебатов, или то во что люди действительно поверят. Наиболее успешные лидеры — это те, которые могут распознать латентное мнение и которые понимают динамику развития общественного мнения. Для диагностики такого общественного мнения используют различные источники, главными из которых являются социологические исследования. Но проведение их требует высокого профессионализма и научного подхода.
4. Воспринимаемое большинство — это ещё одна разновидность ОМ. Ее также можно назвать овеществленным, описанным, манипулятивным общественным мнением. Проще говоря, это общественное мнение, которое «осталось в головах» нормальных членов общества после прохождения всех вышеописанных процессов и осознания своих интересов. Это некое результирующее состояние, которое возникает на основе всех предыдущих трех форм общественного мнения.
6. Специфика оценки событий общественным мнением.
В ходе становления общественного мнения возникают определенные границы его распространения, и немалая роль в расширении этих границ отводится средствам массовой информации. Очень важно, чтобы при информировании населения о том или ином событии средства массовой информации способствовали повышению уровня компетентности населения по предмету обсуждения. Именно деятельность массово-информационных и пропагандистских источников влияет на выработку у людей определенных социальных установок, от которых зависит эффективность формирования общественного мнения.
Через средства массовой информации
общественное мнение расширяет свои
границы, тиражируется и транслируется,
решая последовательно задачи по
активизации общественного
Информированность населения существенным образом зависит от объективности содержания информации, распространяемой прессой, радио, телевидением и массовой устной пропагандой. Различные этапы формирования общественного мнения характеризуются как спецификой элементов содержания распространяемой информации, так и формами, способами подачи ее на газетной полосе, в радио- и телепередаче.
Важным условием формирования общественного
мнения является спорность и дискуссионность
информации, которой располагает
население. При решении задач, связанных
с формированием или
Становление и активизация общественного мнения также невозможно без личной заинтересованности человека в решении поднимаемой проблемы. Ставя перед собой цель привлечения внимания общественности к тому или иному вопросу, средства массовой информации и пропаганды, как правило, стремятся отразить в своих материалах значимость решения поставленной проблемы непосредственно для индивида, его семьи, детей, коллег по работе и т.п. Именно такая информационная направленность выступает как важный катализатор самого процесса формирования общественного мнения.
Если рассматривать
8 вопрос Эмоциональная окраска общественного мнения.
9 вопрос Структура общественного мнения.
Структуру общественного мнения принято описывать с помощью пяти элементов этого мнения: