Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:41, курс лекций

Описание работы

Определение общественного мнения.
Субъект общественного мнения.
Доступно ли общественное мнение восприятию на уровне индивидуального сознания?
Функции общественного мнения.
Формы проявления общественного мнения.
Специфика оценки событий общественным мнением.
7.Распространение общественного мнения.
8. Эмоциональная окраска общественного мнения.
9.Структура общественного мнения.
10. Этапы формирования общественного мнения.
11. Что такое массовое настроение?
12. Как оно связано с общественным мнением?
13. Особенности общественных настроений.
14. Определение слухов.
15. Виды слухов.
16. Модель психологического воздействия слухов.
17.Основные характеристики слухов.
18. Причина возникновения слухов.
19. Источники слухов.
20. Динамические характеристики слухов.

Работа содержит 1 файл

коллоквиум.docx

— 30.60 Кб (Скачать)

СЕМИНАР 4.

Коллоквиум.

  1. Определение общественного мнения.
  2. Субъект общественного мнения.
  3. Доступно ли общественное мнение восприятию на уровне индивидуального сознания?
  4. Функции общественного мнения.
  5. Формы проявления общественного мнения.
  6. Специфика оценки событий общественным мнением.

7.Распространение общественного  мнения.

8. Эмоциональная окраска  общественного мнения.

9.Структура общественного  мнения.

10. Этапы формирования  общественного мнения.

11.  Что такое массовое  настроение?

12. Как оно связано с  общественным мнением?

13. Особенности общественных  настроений.

14. Определение слухов.

15. Виды слухов.

16. Модель психологического  воздействия слухов.

17.Основные характеристики  слухов.

18. Причина возникновения  слухов.

19. Источники слухов.

20. Динамические характеристики  слухов.

 

  1. Вопрос Определение общественного мнения.

Общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.

В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных  трудов и считается общепризнанной.

Общественное  мнение существовало во все исторические эпохи, еще в период Древности, однако, сам термин, обозначающий этот уникальный феномен общественной жизни Человечества, появился в Англии в XII в. По некоторым данным, возникновение термина «общественное мнение» связано с именем английского государственного и общественного деятеля, писателя Дж. Солсбери, который использовал его для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Тогда термин «общественное мнение» представлял буквальный перевод сочетания двух слов «Public Opinion». Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца XVIII в. стало общепринятым.

Такой уникальный феномен, как "общественное мнение" принадлежит к числу  социальных явлений, которые привлекают внимание мыслителей с давних времен.

В последние годы, постоянно растущий уровень участия представителей мировой общественности в политической сфере очевиден. Во многом именно этим обстоятельством объясняется также  неизменно возрастающее внимание исследователей из различных стран мира к проблемам  в контексте их рассмотрения сквозь призму такого феномена как "общественное мнение".

Общественное  мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются  всестороннему анализу и строгому определению. В настоящее время  можно встретить сотни определений  общественного мнения.

  1. вопрос Субъект общественного мнения

Субъект общественного мнения - народное большинство - обладает внутренней структурой, учет которой важен для  социологических исследований. Это  классы, отдельные слои, группы и  другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется  общественное мнение.

  1. Вопрос Доступно ли общественное мнение восприятию на уровне индивидуального сознания?

 

  1. вопрос Функции общественного мнения

В зависимости от видов (политические, экономические, культуры и т.д.) институтов определяются и их функции. Функция (в переводе с латинского - исполнение, совершение) в рамках социологии понимается как:

  • роль, которую выполняет тот или  иной элемент социальной системы  в ее организации как целого;
  • зависимость между различными  социальными процессами, выражаемая  в функциональных взаимосвязях  переменных;
  • социальное действие, ставшее стандартизированным, регулируемое определенными нормами и социальными институтами.

Можно выделить следующие функции общественного  мнения как социального института:

- адаптирующая (включая функции социализации и воспитательную). Возможность прививать индивидам нормы, ценности, правила поведения в изменяющихся условиях;  

- регулятивная. Обеспечивает реализацию  определенных норм общественных  отношении; 

- консультативная. Общественное мнение  может давать советы, рекомендации  другим социальным институтам  по выбору способов разрешения  тех или иных проблем;  

- контрольная. Контролирует деятельность  органов власти и управления  по вопросам, затрагивающим интересы  субъектов общественного мнения;

- защитная. Общественное мнение «берет  под опеку» либо отдельных  лиц, либо официальные институты;  

- директивная. Через референдум  или путем прямого давления, предписывает  способы проведения политики  в интересующих общественное  мнение вопросах; 

- номенклатурная.   Возможность общественного мнения участвовать в формировании политической и управленческой номенклатуры.

  1. Вопрос Формы проявления общественного мнения.

Формы ОМ существует в различных формах.

Известные специалисты Роберт М. Энтман и Съюзен Хербст выделяют разновидности ОМ:    

- массовое мнение;    

- активизированное общественное  мнение;     

- латентное общественное мнение;    

- воспринимаемое большинство.  

1. Массовое мнение, представляет собой совокупность мнений. Оно может быть простым результативным набором мнений. В такую совокупность мнений могут быть включены не только социальные, но также, например, профессиональные, религиозные группы и другие группы, реально функционирующие в обществе. Такое мнение в обществе присутствует, и его называют «результативным мнением». Оно, как правило, ситуативно, потому что все члены социальных групп быстро реагируют на различную — реальную или нереальную — информацию. Массовое мнение быстро возникает и является ситуативным. Кроме того, очень часто оно некорректно, потому что при своей сиюминутной реакции многие группы, не отличающиеся профессионализмом или информированностью о том или ином процессе, просто не могут сформировать верные убеждения и общественное мнение часто является неверным.    

При принятии некоторых важных решений, как, например, решения об отмене смертной казни, вполне можно апеллировать к общественному мнению. Однако апелляция к общественному мнению совершенно необоснованна в случае изучения арабо-израильского конфликта или модели социального обеспечения. Причина в том, что рядовые члены общества просто не обладают информацией, на основании которой они могли бы принимать решения. Зачастую мнение большой общественной группы по такому поводу является ложным. Таким мнением очень просто манипулировать.     При этом оно имеет некоторые положительные стороны. Например, когда вы представляете обществу всю совокупность мнений, общество может принять на основе полученной информации обоснованное решение, занять корректную позицию. Тем самым многие члены общества могут уточнить свои взгляды. После получения информации об общественном мнении у власть имущих формируется более или менее продуктивный подход при принятии того или иного общественно важного решения.

2. Активизированное  общественное мнение. Это мнение заинтересованных граждан, которые в периоды избирательных кампаний активно участвуют в выборах: представителей партий, заинтересованных лиц. Это мнение профессионалов, или, скорее, просто заинтересованных людей. Например, у каждой партии есть цели и программа, а также группа, которая имеет выраженный интерес к этой партии.  

Эта форма общественного мнения также  чрезвычайно важна. Активизированное общественное мнение непросто изменить простым воздействием через СМИ  или другие каналы коммуникаций.   

Это элитная форма общественного мнения. Ее носители фактически являются трансляторами интересов. Люди, которые принимают политические решения, учитывают и то, и другое мнение. При принятии решения они обращаются к массовому общественному мнению, но учитывают и активизированное мнение. Как и Тэтчер, сегодняшние СМИ и политики стараются в своей деятельности учитывать мнение этой группы, которое можно расценивать как мнение экспертов. Даже журналисты в своих репортажах очень часто высказывают свое мнение после того, как приводят мнение экспертов. К этой форме общественного мнения в данном исследовании мы не обращались.

3. Латентное общественное  мнение. Латентная форма общественного мнения представляется нам особенно интересной. Латентное мнение, если говорить коротко, — это то, на чем общественное мнение «остановится» по мере развития политических дебатов, или то во что люди действительно поверят. Наиболее успешные лидеры — это те, которые могут распознать латентное мнение и которые понимают динамику развития общественного мнения. Для диагностики такого общественного мнения используют различные источники, главными из которых являются социологические исследования. Но проведение их требует высокого профессионализма и научного подхода. 

4. Воспринимаемое большинство — это ещё одна разновидность ОМ. Ее также можно назвать овеществленным, описанным, манипулятивным общественным мнением. Проще говоря, это общественное мнение, которое «осталось в головах» нормальных членов общества после прохождения всех вышеописанных процессов и осознания своих интересов. Это некое результирующее состояние, которое возникает на основе всех предыдущих трех форм общественного мнения.

6. Специфика оценки событий общественным мнением.

 

    1. Вопрос Распространение общественного мнения.

В ходе становления общественного  мнения возникают определенные границы  его распространения, и немалая  роль в расширении этих границ отводится  средствам массовой информации. Очень  важно, чтобы при информировании населения о том или ином событии  средства массовой информации способствовали повышению уровня компетентности населения  по предмету обсуждения. Именно деятельность массово-информационных и пропагандистских источников влияет на выработку у  людей определенных социальных установок, от которых зависит эффективность  формирования общественного мнения.

Через средства массовой информации общественное мнение расширяет свои границы, тиражируется и транслируется, решая последовательно задачи по активизации общественного интереса к поставленной проблеме, дальнейшему  становлению и достижению определенного  уровня информированности населения. Именно в этот момент происходит более  интенсивная трансформация суждений и мнений, чему способствует межличностное общение.

Информированность населения существенным образом зависит от объективности  содержания информации, распространяемой прессой, радио, телевидением и массовой устной пропагандой. Различные этапы  формирования общественного мнения характеризуются как спецификой элементов содержания распространяемой информации, так и формами, способами  подачи ее на газетной полосе, в радио- и телепередаче.

Важным условием формирования общественного  мнения является спорность и дискуссионность  информации, которой располагает  население. При решении задач, связанных  с формированием или активизацией общественного интереса, первоочередное внимание должно уделяться публикации и передаче в эфир материалов, носящих  дискуссионный характер. Это необходимо потому, что в поле внимания общественного  мнения могут находиться только те вопросы и проблемы, по поводу решения  которых еще существуют различия в оценках, мнениях и суждениях  людей.

Становление и активизация общественного  мнения также невозможно без личной заинтересованности человека в решении  поднимаемой проблемы. Ставя перед  собой цель привлечения внимания общественности к тому или иному  вопросу, средства массовой информации и пропаганды, как правило, стремятся  отразить в своих материалах значимость решения поставленной проблемы непосредственно  для индивида, его семьи, детей, коллег по работе и т.п. Именно такая информационная направленность выступает как важный катализатор самого процесса формирования общественного мнения.

Если рассматривать особенности  формирования общественного мнения через средства массовой информации, то необходимо отметить, что у каждого  массово-информационного источника  существует своя непосредственная аудитория, через которую он может воздействовать на общественность.Абсолютное большинство этих аудиторий входят одновременно в состав аудитории нескольких средств или источников массовой информации. Какой-либо изолированной аудитории, причастной только к одному средству, просто не существует. Границы этих аудиторий достаточно подвижны и тесно связаны с источниками информации. Их взаимоотношения находятся в постоянной динамике и не только развиваются, но могут прерываться и вновь возобновляться, поэтому можно сказать, что сохранение стабильности аудитории, расширение ее состава является необходимым условием успешной реализации процесса формирования общественного мнения.

8 вопрос Эмоциональная окраска общественного мнения.

9 вопрос Структура общественного мнения.

Структуру общественного  мнения принято описывать с помощью пяти элементов этого мнения:

  • Направленность общественного мнения на определенный предмет, его интенциональность. В фокусе общественного мнения всегда находится какой-то предмет, персона или событие, по отношению к которым и формируется это самое мнение.
  • Интенсивность общественного мнения, степень интереса, который проявляет социальная группа или общество в целом к предмету интереса. Другой стороной интенсивности выступает интенсивность информационного давления на группу или общество с целью формирования или изменения общественного мнения. Интенсивность определяется важностью события, привязанностью его к системе ценностей, а также его динамичностью — чем больше происходит изменений и событий, тем больше информационных поводов, тем сильнее к нему «привязано» общественное внимание.
  • Окрашенность общественного мнения отражает содержание отношения к предмету, формируемому общественным мнением. Оно может быть позитивным или негативным, выражать поддержку или социальное одобрение. Может выражаться определенными содержательными формулировками, тем, что О. Матвейчев называет «логики». К примеру, мнение о Жириновском формулируется как: «на то и щука, чтоб карась не дремал». Окрашенность того или иного отношения взаимосвязано с социальными установками.
  • Стабильностьобщественного мнения показывает насколько постоянно общественное мнение в своих оценках того или иного события, насколько устойчив интерес группы или общества к конкретному вопросу и т. п. Стабильность интереса определяется тем, насколько сильно событие затрагивает центральные (базовые, задающие систему жизненных ценностей) представления. Центральные представления наиболее стабильная и неизменная часть представлений. Можно даже сказать, что не их интерпретируют, а они интерпретируют все остальные представления. Именно они являются основой картины мира.
  • Информационная поддержка суждений общественного мнения, отражающая как внутренний багаж знаний по тому или иному предмету, так и информационные потоки в средствах массовой коммуникации, поддерживающие ту или иную тему (в данном аспекте нас интересует не информационное давление, а содержание знаний по предмету в информации).

Информация о работе Лекции по "Психологии"