Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:26, курс лекций
7 тем.
ТЕМА
7. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ
КАК ОДНА ИЗ БАЗОВЫХ
СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОГО
ОБЩЕНИЯ
1. ПЕРЕГОВОРЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ, ФУНКЦИИ.
Переговоры — древнее и универсальное средство человеческого общения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения или взгляды расходятся. В историческом плане развитие переговоров шло по трем направлениям: дипломатическому, торговому и разрешению спорных проблем. Ниже переговоры рассматриваются как средство завершения конфликта, когда оппоненты исчерпали возможности силового разрешения противоречия.
В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:
Выделяют два подхода к переговорам: конфронтационный и партнерский.
В основе конфронтационного подхода лежит уверенность, что целью переговоров является победа, а отказ от полной победы означает поражение.
Конфронтационный подход к переговорам - это противостояние сторон, а стол, за которыми они ведутся, - своеобразное поле битвы, где участники переговоров - "солдаты", их главная задача состоит в "перетягивании каната" по типу "кто-кого". Степень такой конфронтации различна: от стремления "выторговать" как можно больше до попыток не только получить максимально возможное, но и не дать партнерам реализовать свои интересы.
Партнерский подход реализуется путем совместного с партнером анализа проблем и поиска взаимоприемлемого решения, при котором в выигрыше оказываются оба участника.
Классификация переговоров, основанная на выделении различных целей их участников:
1. Переговоры о продлении действующих соглашений. Например, временного соглашения о прекращении военных действий.
2. Переговоры о нормализации. Проводятся с целью перевода конфликтных отношений к более конструктивному общению оппонентов. Часто проводятся с участием третьей стороны.
3. Переговоры о перераспределении. Одна из сторон требует изменений в свою пользу за счет другой. Эти требования, как правило, сопровождаются угрозами наступающей стороны.
4. Переговоры о создании новых условий. Их целью является формирование новых отношений, заключение новых соглашений.
5. Переговоры по достижению побочных эффектов. Решаются второстепенные вопросы (демонстрация миролюбия, уяснение позиций, отвлечение внимания и т.д.).
В зависимости от того, какие цели преследуют участники переговоров, выделяются различные функции переговоров .
Существует три типа совместных решений участников переговоров:
2. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ
Переговорный процесс является одной из основных и эффективных форм участия третьего лица (посредника) в разрешении конфликтов. Этот процесс в конфликтологии называют медиацией, а профессионального посредника — медиатором. Знание психологических основ поведения в переговорном процессе конфликтующих сторон, психологических механизмов их взаимодействия является одним из условий успешного управления этим процессом. Настоящая тема имеет целью уяснение психологических аспектов сложного взаимодействия конфликтантов в процессе медиации.
Существенным моментом в технологиях переговорного процесса является оценка форм и способов участия в конфликте посредника (медиатора). В литературе выделяют три варианта посредничества (см.: Линчевский, 2000, с. 155):
1.
Дизъюнктивный (
2.
Конъюнктивный (
3. Смешанный
Схематично эти варианты можно представить следующим образом:
где
S1 и S2— субъекты конфликта, П — посредник
Содержание переговорного процесса может быть представлено 4 этапами.
1. Подготовительный этап: осуществляется сбор информации о содержании конфликта, об участниках конфликтного взаимодействия, анализируются причины, последствия, варианты решения и т. п.
2. Начало переговоров: осуществляется взаимный обмен информацией. Участники конфликта высказывают свои позиции, оценивают ситуацию, предлагают варианты решения проблемы и т. п.
3. Поиск приемлемого решения: обсуждаются варианты решения проблемы, уточняются позиции и мотивы субъектов конфликта, прорабатываются компромиссные варианты, пути движения к консенсусу и др.
4.
Завершение переговоров: уточняются детали
договора, определяются сроки выполнения
обязательств, распределяются обязанности,
устанавливаются формы контроля и т. п.,
что находит свое отражение в принятом
в качестве документа соглашении. Если
участники переговоров не пришли к договору
по разрешению конфликта, может быть принято
соглашение в устной или письменной форме
о переносе обсуждения проблемы на другой
срок.
3. МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРОВ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ
Успех переговорного процесса по разрешению конфликтов во многом определяется умением понять своего партнера, правильно оценить его модель поведения и выбрать адекватный стиль общения. В литературе выделяют четыре основные модели (типа) поведения партнеров в переговорном процессе
Модели поведения в переговорах
Тип поведения | Характеристика поведения (мотивы) | Адекватный стиль общения |
Избегающий | Отказывается приступать к обсуждению конфликтной проблемы. Стремится уйти от обсуждаемой проблемы, изменить предмет обсуждения. (Мотивами такого поведения могут быть: чувство вины, отсутствие понимания сути проблемы и др.) | Проявлять настойчивость, добиваться продолжения обсуждения проблемы. Быть активным, овладеть инициативой. Заинтересовать партнера показом вариантов решения проблемы и возможных положительных результатов |
Уступающий | Соглашается на любое предложение, в том числе и невыгодное для себя. (Мотивом такого поведения могут быть: стремление избавиться от дискомфорта, вызванного конфликтной ситуацией, заниженная оценка предмета конфликта) | Важно всесторонне обсудить принимаемое соглашение. Выяснить степень заинтересованности партнера в соглашении и показать его выгоду. Четко оговорить сроки выполнения и формы контроля за реализацией соглашения |
Отрицающий | Утверждает, что проблема неактуальна, конфликтная ситуация разрешится сама собой. Не проявляет усилий для достижения соглашения. (Мотивами такого поведения могут быть отсутствие понимания сути проблемы, уход от дискомфорта, связанного с конфликтами и т. п.) | Необходимо всячески показывать наличие проблемы, ее сложность и опасность. Проявлять инициативу в обсуждении спорной проблемы. Создавать благоприятную атмосферу для обсуждения проблемы. Показывать пути и возможности разрешения проблемы |
Наступающий | Стремится к успеху, принятию решения в свою пользу. Отвергает аргументы и доводы оппонента. Проявляет напор, агрессию. (Мотивами такого поведения могут быть: неосознанное стремление к победе, завышенная оценка предмета конфликта, амбиции.) | Необходимо проявлять спокойствие, осмотрительность. Показывать свою позицию достаточно твердой и убедительной. Давать понять, что односторонних уступок не может быть. Предлагать свои варианты компромисса, разрешения проблемы |
4. БАРЬЕРЫ И МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИМ
Любой конфликт, как и все в этом мире, уникален, но есть этические принципы, следование которым определяет степень гуманности, эффективности и безболезненности процесса разрешения конфликтов любого типа.
Среди
моральных критериев
1) разрешение конфликта должно быть направлено на определение и справедливое наказание виновного,
2)
разрешение конфликта не
3) разрешение конфликта не должно приносить какой-либо ущерб окружающим, а должно представлять собой торжество гуманистических ценностей.
Попытки насильственного и стихийного реагирования на конфликт, стремление решить его угрозами и даже силой не отвечает ни одному из отмеченных этических принципов
Основным общепризнанным, наименее насильственным, притом достаточно эффективным средством разрешения конфликтов является переговорный процесс (возможный и желательный при участии «третьего лица» - посредника).
Для вступления в беседу необходимо создать соответствующую нравственно-психологическую атмосферу, основа которой заключается в том, чтобы не допустить между участниками конфликта эскалации оскорблений личного достоинства. Переговоры возможны и тогда, когда эмоциональное напряжение еще не снято, когда другие методы и средства оказались неэффективны. Согласие на переговоры - это уже важный шаг на пути осознания и решения конфликта.
Однако необходимо учитывать, что переговоры могут не только не решить конфликта, но и, при неграмотном их проведении, еще и обострить его.
Любая методика разрешения конфликтов строится на определенном этико-психологическом фундаменте; разделить в ней этические и психологические моменты не всегда представляется возможным (поэтому рафинированную этическую методику реально создать невозможно).
Барьерами в разрешении конфликтов в ходе переговоров могут быть: недоверие, закрытость информации (отсутствие гласности), необоснованная агрессивность, высокомерие, «разыгрывание победителя», неправильная установка приоритетов, перенос отрицательных оценок с конфликта на личности его участников. В ходе ведения переговоров актуализируются ценности, потребности, качества, способности участников: от них также зависит успех переговоров.
Отрицательная нравственная оценка дается, обычно, эгоизму, высокомерию, недоверию, закрытости, радости по поводу неудачи партнера и т.д.
Часто
конструктивное разрешение конфликта
зависит не только от навыков эффективного
общения или способности
Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями (Доценко, 1997, с. 59).
Манипулятивное воздействие на оппонента в общении есть не что иное, как давление. Но в отличие от прямого, открытого давления оно выступает в скрытой форме. Манипулятор действует по принципу: «мягко стелет, да жестко спать».
Приведем
наиболее часто встречающиеся
• ссылка на авторитет;
• выдергивание отдельных фраз из контекста, искажающее смысл;
• уход от темы разговора, острых проблем;
• намеки;
• лесть;
• шутки-высмеивания;
•
предсказание ужасных последствий;
Виды психологического противостояния влиянию
Примерные тактики реагирования по Г. Бройнигу
Тактика переговоров | Так вы можете реагировать |
Партнер
занял полностью |
Ожидайте до тех пор, пока партнер что-либо скажет. |
|
Дайте понять, что такие условия для вас не подлежат обсуждению. |
|
Скажите четко, что вы можете воспользоваться другими предложениями. |
|
Попросите вежливо, но твердо дать договорить вам до конца. Повторите предложение. |
|
Часто бывает достаточно промежутка времени между фразами, для того чтобы вновь сосредоточиться на обсуждаемом вопросе. |
|
Объясните, что
вы должны обсудить вопрос с другим партнером.
Тем самым вы выдвигаете уважительную
причину для назначения нового срока переговоров.
Аргументируйте гипотетически:
-Приняв, я бы... - Если бы мы пришли к результату тогда, когда... |
|
Оценивайте лишь то, что партнер хочет сказать по существу |
|
Требуйте точного указания источника; попросите, чтобы вам дали в руки оригинал. |
|
Попросите поточнее раскрыть существо предложений. |
|
Покажите, что вы не обращаете внимания на то, как себя ведет партнер. |
|
Настоятельно
попросите партнера четко и доступно
объяснить применяемые термины.
Охарактеризуйте проблему и при этом в центр внимания поставьте интересы партнера. |
|
Не торопитесь
начинать переговоры; используйте время
на разговоры личного характера.
Сформулируйте свое предложение о принятии решения в форме вопроса: какого вы мнения о...? как вы расцениваете...? |