Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:19, курс лекций
Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
1.1. Предмет, цели и задачи психологии труда
1.2. История и тенденции развития прикладной психологии в сфере профессионального труда
1.3. История отечественной психологии труда
1.4. Методы психологии труда
1.5. Место психологии труда в системе наук. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия
Место психологии труда в системе наук определяется положением психологии в системе наук, ее взаимосвязями с гуманитарными, техническими, общественными и естественными науками.
Психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих человека. Этим во многом обусловлено ее особое положение в системе наук. Б.М. Кедров поместил психологию почти в центр «треугольника наук», сместив ее ближе к философии и подчеркнув «родовую связь» с теорией познания. Ж. Пиаже, полемизируя с Кедровым, поставил психологию в центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин.
Б.Г. Ананьев рассмотрел связи психологии с другими науками в контексте разработанной им концепции комплексного человекознания. Вслед за Ананьевым связи психологии с другими науками проанализировал Б.Ф. Ломов. Он выделил систему связей психологии: 1) с общественными науками (через отрасль психологии – социальную психологию и связанные с ней дисциплины); 2) с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию); 3) с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию); 4) с педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию); 5) с техническими науками (через инженерную психологию). Согласно Ломову, дифференциация психологии обусловлена ее отношениями с другими науками. Особенно он выделял отношения психологии с философией и математикой.
Взаимосвязи психологии труда с другими науками имеют свою специфику, определяемую объектом и предметом ее изучения и их связью. Психология труда, социальная психология, социология труда, история и другие общественные науки имеют точки соприкосновения при решении следующих задач: установление закономерностей развития коллективного субъекта деятельности, влияние общения в трудовом коллективе и профессионального общения на процесс и результат деятельности, изучение закономерностей становления, развития и функционирования больших групп и т.д.
Связь психологии труда с естественными науками обусловлена тем, что человек, изучаемый в качестве субъекта труда, является естественным существом, подчиняющимся законам природного мира. При изучении функциональных состояний, динамики работоспособности и утомления, динамических особенностей субъекта труда, его сенсорно-перцептивных процессов в труде, психосоматики и т.п. психология труда использует знания медицины, физиологии, анатомии, физики и других естественных наук. Особая связь у психологии труда с математикой и кибернетикой: психология активно использует математический аппарат и кибернетические схемы для обработки материала, построения моделей конкретной деятельности и оптимизации трудового процесса.
С техническими науками психология труда связана через инженерную психологию. Последняя изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек – машина». В инженерной психологии главный субъект труда – это оператор, человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.
Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии: а) методологические: определение предмета и задач исследования (т.е. уточнение предмета); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще); б) психофизиологические: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора; в) системотехнические: разработка принципов построения элементов системы «человек – машина»; проектирование и оценка системы «человек – машина»; разработка принципов организации системы «человек – машина»; оценка надежности и эффективности системы «человек – машина»; г) эксплуатационные: профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.
Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.
Через проблемы профессионального
обучения психология труда связана
также с педагогическими
Таким образом, психология труда имеет тесные связи со множеством наук. Тем не менее своеобразие предмета и задач психологии труда позволяет ей сохранять статус самостоятельной науки.
Психология труда – это
1. Традиционная психология труда, в которой изучаются история развития знаний о труде, теоретико-методологические основы психологии труда, психологические характеристики трудовой и конкретной профессиональной деятельности, выделение профессионально важных качеств, развитие человека в труде, профессиональные кризисы и деструкции личности в труде, психофизиологические основания труда и т.п.
2. Инженерная психология, изучающая
информационное взаимодействие
человека со сложной техникой,
а также различные
3. Психология управления (организационная
психология), изучающая иерархические
взаимоотношения работников в
условиях организации, а также
условия оптимизации этих
4. Профориентация, которая предполагает
следующие направления:
5. Профессиональное образование:
профессиональное обучение, больше
ориентированное на
Выделяют также дополнительные разделы психологии труда, образуемые часто на стыке основных ее разделов: психофизиология труда; психогигиена труда; психологические (и психофизиологические) аспекты трудовой реабилитации; профориентация инвалидов; космическая психология; психология юридической деятельности; психология менеджмента, маркетинга и т.п. (Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова).
В каждом разделе психологии труда конкретизируется также и ее предмет. Если предметом психологии труда в широком смысле является субъект труда, то в инженерной психологии рассматривается субъект труда во взаимоотношениях со сложной техникой (системы «человек – машина»); в психологии управления рассматривается субъект труда, включенный в различные иерархические производственные структуры и взаимоотношения; в профориентации предметом выступает субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда и в «пространстве» личностных смыслов самой трудовой деятельности, и т.п.
Комплекс наук, изучающих человека
как субъекта деятельности, весьма
сложен и разнороден. Он видоизменяется
в зависимости от объективных
характеристик той
Субъект труда и сам труд как явление культуры изучаются такими науками, как индустриальная медицина, общая теория техники, история техники, техническая эстетика, физиология трудовых процессов, юридические науки, психология труда и др. Таким образом, психология труда – это лишь часть разнообразных знаний о труде. Психология самостоятельно не в состоянии полностью познать такое глобальное явление культуры, как труд. Отсюда возникает проблема интеграции знаний различных наук о труде.
Для обозначения общего направления, посвященного изучению трудовой деятельности, используется термин «эргономика» как комплексное изучение человека в труде на стыке разных наук, изучение многообразной системы «человек – коллектив – машина – среда – социум – культура – природа», которую обозначают как «эргономическая система». Более конкретные направления психологии труда изучают и более конкретные системы: инженерная психология в своем традиционном варианте рассматривает систему «человек – машина», организационная психология изучает систему «человек – коллектив (организация)» или систему «руководитель – подчиненный» и т.п.
Термин «эргономика», впервые предложенный в 1921 г. В.Н. Мясищевым и В.М. Бехтеревым, в то время не получил широкого распространения. В 1949 г. группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое общество, после чего термин получил широкое распространение. К сожалению, в полной мере идея интеграции усилий разных специалистов в области изучения труда так и не реализовалась, что свидетельствует о сложности данного вопроса и о необходимости поиска новых подходов в этом направлении.
Е.Б. Моргунов приводит определение предмета эргономики, используемое в отечественной традиции: «Предметом эргономики как науки является комплексное изучение закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, предметом деятельности и среды в процессе достижения целей деятельности и при специальной подготовке к ее выполнению. Эргономика является одновременно и научной, и проективной дисциплиной». Однако, по мнению Н.С. Пряжникова и Е.Ю. Пряжниковой, такое определение значительно сужает первоначальное понимание эргономики, где предметом был человек труда (а не только человек во взаимодействии с «техническими средствами»).
Как уже было сказано, эргономика – это наука, объединяющая знания всех других наук о труде и субъекте труда. Таким образом, предметом изучения эргономики выступает эргатическая система, под которой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, в более развернутом виде это система «человек – машина – среда – социум – культура – природа».
Е.А. Климовым выделены основные эргатические функции, которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности. Эргатическая функция определяется как «любое уменьшение неопределенности связи элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, т.е. это любая трудовая функция (функция эргатической системы)».
Различают следующие основные группы эргатических функций (по Н.С. Пряжникову, Е.Ю. Пряжниковой): а) духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука); б) производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, средства массовой информации, планирование – экономика, управление крупными социально-экономическими и политическими системами); в) производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем); г) материальное производство (оперативно-гностическое: обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое: организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда: транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда).
Для организации работы психолога труда важно выделить главный принцип его деятельности, который отражен в «золотом правиле» психологии труда. «Золотое правило» – это правило организации взаимосоответствия элементов системы «человек – предмет труда – средства труда – среда». Так, если вводятся новые требования к человеку-работнику, это обязательно необходимо компенсировать в других элементах эргатической системы, например улучшить условия труда или модернизировать средства труда.
Трудовая деятельность требует активного участия всех психических функций человека. В психической регуляции трудовой деятельности проявляются все объективные закономерности и механизмы, присущие психике человека в целом. Вместе с тем определенные стороны и механизмы доминируют в большей или меньшей степени. Их сочетание обусловливает специфику психологического обеспечения трудовой деятельности.
В современной психологии сложилось и становится все более распространенным разделение психических процессов на три основные подсистемы: когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Первая включает процессы, обеспечивающие познание внешней среды, ориентировку в ней; вторая – процессы, направленные на построение, организацию и регуляцию деятельности и поведения; третья – процессы, обеспечивающие коммуникацию, взаимодействие между людьми.