Лекции по "Педагогике и психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:15, лекция

Описание работы

Работа содержит лекционный материал по дисциплине "Педагогика и психология".

Работа содержит 1 файл

Лекции ПиП для з-о.doc

— 708.00 Кб (Скачать)


Лекции по дисциплине «Педагогика и психология»

 

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей.

Что же представляет собой психология как наука? Само название в переводе с древнегреческого означает, что психология - наука о душе (психе - “душа”, логос - “наука”). Изучение, объяснение души является первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определялась как наука душе. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось непросто. В разные исторические эпохи ученые вкладывали различное содержание в это слово. Становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда было связано с решением основного вопроса философии - соотношения материи и сознания, материальной и духовной субстанции. Именно вокруг решения этого вопроса и возникли два диаметрально противоположных направления: идеалистическое и материалистическое. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи, как проявление материальной, бесплотной и бессмертной души. Материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи.

Материалистический подход к пониманию психики был оттеснен идеалистической философией, которая рассматривала психику человека как проявление его духовной жизни, считая, что она не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа.

Но невозможно изучать поведение, не изучая мысли, чувства, побуждения. Поэтому в психологии произошел кризис. Выход из этого тупика открыла философия диалектического материализма. Диалектический материализм признает лишь одно начало всего существующего - материю, а психику, мышление, сознание рассматривает как вторичное, производное от материи. Диалектический материализм основывается на данных науки и практики и по мере их развития уточняет и углубляет свои выводы.

Что же составляет предмет научного знания в психологии с позиций диалектического материализма? Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности, - от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. Исследование практически всей системы психических явлений - от элементарных ощущений до психических свойств личности, направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.

 

2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Наука - прежде всего исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определение ее метода. Методы - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов или методик.

В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции.

Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: поперечных срезов и продольных (лонгитюдных).

Лонгитюдный метод - это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

Лонгитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ:

- лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам;

- лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека;

- только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.

Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

Суть поперечных или срезовых исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности. Основным преимуществом этого метода является быстрота исследования - возможность получения в течение короткого времени результатов. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый “сравнительно-генетический”, получил в зоопсихологии и в детской психологии.

Эмпирические методы - наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод.

Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.

Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах - как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной степени опосредованно через наблюдение внешней деятельности.

Объективное наблюдение должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные условия, которым вообще может удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основное требование - наличие четкой целевой установки.

В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. И если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, частичный характер.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:

а) определение задачи и цели;

б) выбор объекта, предмета и ситуации;

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации;

г) выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи);

д) обработка и интерпретация полученной информации.

Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.

Наблюдение используется, в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Экспериментальный метод - это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

- исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

- экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;

- в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов;

- в результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психологического процесса.

Эксперимент как метод возник в области психофизики и психофизиологии и получил широкое распространение в психологии. Но изменился сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных условиях. Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность.

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента. Его основная тенденция - сочетать экспериментальность исследований с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того, чтобы проводить изучение явлений в лабораторных условиях, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Роль естественного эксперимента велика при изучении познавательных возможностей человека на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности.

И наконец, экспериментальный метод включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая разновидность экспериментального метода называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы.

Психодиагностические методы. Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.

В число диагностируемых признаков в зависимости от задач исследования могут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям, психофизическим особенностям и т.п.

Одним из видов психодиагностического метода являются психологические тесты. Английское слово “тест” означает “проба” или “испытание”. Тест - это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.

К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.

Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам:  1) опрос “лицом к лицу” - интервью, проводимое исследователем по определенному плану; 2) заочный опрос - анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

Анкетирование (заочный опрос) имеет также свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок.

Обычно рекомендуется сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет получить материал для глубокого анализа.

Информация о работе Лекции по "Педагогике и психологии"