Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:49, реферат

Описание работы

Лев Семенович Выготский – выдающийся отечественный психолог, создатель концепции развития высших психических функций. Родился 17 ноября 1896 года в г.Орша. Его отец, Семен Львович Выгодский закончил Коммерческий институт в Харькове и был банковских служащим и страховым агентом. Мать, Цецилия Моисеевна, почти всю жизнь посвятила воспитанию своих восьми детей (Лев был торым ребенком). Семья считалась своеобразным культурным центром города. В доме любили и знали литературу, совсем не случайно из семьи

Содержание

Глава 1. Жизненный путь Л.С.Выготского……………………………...………3
Глава 2. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского………………..5
Заключение………………………………………………………………………...9
Литература…………………………………………………………………….….10
Глава 1. Жизненный путь Л.С.Выготского

Работа содержит 1 файл

Реферат Выготский Л.С..doc

— 54.50 Кб (Скачать)


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

Факультет Культуры

Кафедра социальной психологии

 

 

 

 

 

Реферат

Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского

 

 

 

Выполнила студентка

I курса факультета Культуры

(специальность «Психология»)

Присмотрова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.


Содержание

 

Глава 1. Жизненный путь Л.С.Выготского……………………………...………3

Глава 2. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского………………..5

Заключение………………………………………………………………………...9

Литература…………………………………………………………………….….10
Глава 1. Жизненный путь Л.С.Выготского

 

Лев Семенович Выготский – выдающийся отечественный психолог, создатель концепции развития высших психических функций. Родился 17 ноября 1896 года в г.Орша. Его отец, Семен Львович Выгодский закончил Коммерческий институт в Харькове и был банковских служащим и страховым агентом. Мать, Цецилия Моисеевна, почти всю жизнь посвятила воспитанию своих восьми детей (Лев был торым ребенком). Семья считалась своеобразным культурным центром города. В доме любили и знали литературу, совсем не случайно из семьи Выгодских вышло так много известных филологов. Юный Лев Семенович увлекался литературой и философией. Его любимым философом стал и оставался до конца жизни Бенедикт Спиноза.

Л.С.Выготский учился в основном дома. Лишь два последних класса он проучился в частной гимназии. По всем предметам он проявлял незаурядные способности. В гимназии он изучал немецкий, французский, латинский языки, а дома, кроме того, английский, древнегреческий и древнееврейский.

Окончив гимназию, Л.С.Выготский поступил в Московский университет, где обучался на юридическом факультете. Тогда же он увлекся литературной критикой, и в нескольких журналах появились его рецензии на книги писателей-символистов: А.Белого, В.Иванова, Д.Мережковского. В эти студенческие годы он пишет свое первое произведение – трактат «Трагедия о Гамлете Датском У.Шекспира».

Потом Выготский возвращается в Гомель и принимает активное участие в строительстве новой школы. На этот период падает начало его научной карьеры в качестве психолога, так как в 1917г. он начал заниматься исследовательской работой и организовал психологический кабинет при педтехникуме, где и вел свои исследования.

В 1922-1923 он провел пять исследований, три из которых он потом доложил на II Всероссийском съезде по психоневрологии. Содержание и стиль выступлений Выготского, а также его личность буквально потрясли одного из участников съезда – А.Р.Лурия. Новый директор Московского института психологии Н.К.юКорнилов принял предложение Лурия о приглашении Выготского в Москву.

С переездом в Москву его привлекает особая форма практики – работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами. Он заложил основы дефектологической службы, и в дальнейшем стал научным руководителем поныне существующего специального научно-практического института.

Важнейшим направлением исследований Выготского в первые годы в Москве стал анализ ситуации в мировой психологии. Он стремился определить значимость каждого из направлений психологии для разработки новой картины психической регуляции.

Второй период творчества Выготского в Мокве - инструментальная психология. Он вводит понятие о знаке, выступающем особым психологическим инструментом, применение которого, ничего не меняя в веществе природы, служит могучим средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую). Посредником между стимулом и психической реакцией теперь выступает особый стимул – знак. Наиболее значимое из достигнутого в этот период Выготским и его группой было сведено в пространную рукопись "История развития высших психических функций". Выготский стремился воссоздать общую картину развития психического мира. Новая исследовательская программа стала главной в последнем московском периоде. Итоги ее разработки запечатлела монография "Мышление и речь". Выготский работал на пределе человеческих возможностей. С рассвета допоздна его дни были перенасыщены несчетными лекциями, клинической и лабораторной работой. Он выступал со множеством докладов на различных совещаниях и конференциях, писал тезисы, статьи, введения к материалам, собранным его сотрудниками. Когда Выготского увозили в больницу, он взял с собой любимого "Гамлета". В одной из записей о шекспировской трагедии было помечено, что главное состояние Гамлета - это готовность. "Я готов" - таковы, по свидетельству медицинской сестры, были последние слова Выготского. Хотя ранняя смерть не позволила Выготскому реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Библиография трудов Л.С. Выготского насчитывает 191 работу. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России.

 

Глава 2. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (напр., язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функциональных систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что взрослый с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.

Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Выдвижение принципа "внешнее через внутреннее" расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренней индивидуальности, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – "человек и наедине с собой сохраняет функции общения". Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. "Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания".

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность "не врожденна, но возникает в результате культурного развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо "развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им".

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения другой сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическая деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "Наряду с первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

Появление концепции Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.


Заключение

Следует отметить, что концепция Л.С.Выготского, как и любая теория, подвергалась критике, однако сыграла большую роль в становлении психологической мысли. Ее основные положения были использованы при разработке такой практической проблемы, как дефектология. Концепция Выготского также оказала влияние на формирование современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека. Концепция и дальше развивалась многими исследователями, такими как А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и другие. Понятие высших психических функций стало одним из основных в современной психологии. Теория высших психических функций разрабатывается не только в русле проблем общей психологии, но и при исследовании вопросов прикладных направлений современной психологической науки. Детская и педагогическая психология использует представление о высших психических функциях, как об одном из основных при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и формирования. Историческая психология на базе представлений о социальной обусловленности высших психических функций анализирует различия в "культурных" процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности людей. В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредствованности и системном характере строения высших психических функций. В современной нейропсихологии это понятие является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга -- при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления нарушенных функций. Таким образом, различные области практического применения теории высших психических функций подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость.

 


 


Библиография

 

1.      Журнал «Вопросы психологии» 1996, №5. 3-18с.

2.      Л.С.Выготский Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология, 1999. №4. – 5-18с.

3.      Журнал "Человек" № 3, 1999 г

 

Информация о работе Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского