Культура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:51, контрольная работа

Описание работы

Психология - это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Истории исследования в области психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие личность…..………………...................................................................5-7
2. Психологическая структура личности .……………………...........................8-10
3. Статистическая и динамическая структуры личности…………….............11-12
4. Формирование и развитие личности………………………………………..13-14
Заключение…………………………………………………………………….…15
Литература……………………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

     Оглавление

  Введение  …………………………………………………………………………..3

1. Понятие личность…..………………...................................................................5-7

2. Психологическая структура личности .……………………...........................8-10

3. Статистическая и динамическая структуры личности…………….............11-12

4. Формирование и развитие личности………………………………………..13-14

  Заключение…………………………………………………………………….…15

  Литература……………………………………………………………………….16

 

      Введение

     Психология - это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

     Истории исследования в области психологии личности уже более ста лет. Более  ста лет ученые ищут ответы на вопросы  о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом.

     Этот  поиск имеет отнюдь не только теоретическую  ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения практических задач.

     Психология  без практики лишена своего главного смысла и цели – познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно.

     Так, в западной психологии именно интенсивное  развитие практики вызвало к жизни  вопросы, которые относятся к  общим проблемам психологии личности. В частности, дискуссионным остается вопрос о ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как предлагают многие представители гуманистического направления в психологии, как постепенное разворачивание заложенного в человеке потенциала, который толкает человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборов самого человека.

     Структура личности - это набор наиболее стабильных и неизменных свойств, проявляемых индивидуумами в разное время в различных ситуациях, а также иерархические отношения между свойствами. Описание структуры личности в психодиагностике зависит от принятой классификации свойств, или диагностических факторов.

     Принято различать три широких класса свойств: способности, черты характера и мотивы. В структуре сложной, неоднородной личности недостатки темперамента (слабый тип нервной системы, например) могут быть компенсированы достоинствами характера (способностью к самоконтролю - к произвольной волевой регуляции), но в драматических ситуациях (условиях опасности и дефицита времени) обычная компенсаторная иерархия свойств может «отказать» и проявится слабый, пассивно-оборонительный стиль поведения, обусловленный темпераментом.

 

      1. Понятие личность

     На  вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

     Личность  чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных  качеств. Это значит, что к числу  личностных не относятся такие особенности  человека, которые генотипически  или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе.

     В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

     Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек, как общественное существо приобретает новые 9 личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

     Поскольку личность чаще всего определяют как  человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.

     В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

     По  определению Р.С. Немова, личность –  это человек, взятый в системе  его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

     Наряду  с понятием «личность» употребляются  термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.

     Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

     Индивид – это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

     Индивидуальность  – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

     Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

     Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.

     Становление личности связано с принятием  индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

     Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

     В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других.

     Об  индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

 

      2. Психологическая структура личности

     В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

     Рассмотрим  набор таких черт, которые, по мнению Р. Мейли1, достаточно полно характеризуют личность:

  1. Уверенность в себе – неуверенность.
  2. Интеллектуальность (аналитичность) – ограниченность (отсутствие развитого воображения).
  3. Зрелость ума – непоследовательность, алогичность.
  4. Рассудительность, сдержанность, стойкость – суетность, подверженность влиянию.
  5. Спокойствие (самообладание) – невротичность (нервозность).
  6. Мягкость – черствость, цинизм.
  7. Доброта, терпимость, ненавязчивость – эгоизм, своеволие.
  8. Дружелюбие, покладистость, гибкость – ригидность, тираничность, мстительность.
  9. Добросердечие, мягкость – злобность, черствость.
  10. Реализм – аутизм.
  11. Сила воли – безволие.
  12. Добросовестность, порядочность – недобросовестность, непорядочность.
  13. Последовательность, дисциплина ума – непоследовательность, разбросанность.
  14. Уверенность – неуверенность.
  15. Взрослость – инфантилизм.
  16. Тактичность – бестактность.
  17. Открытость (контактность) – замкнутость (уединенность).
  18. Веселость – грустность.
  19. Очарованность – разочарованность.
  20. Общительность – необщительность.
  21. Активность – пассивность.
  22. Самостоятельность – конформность.
  23. Экспрессивность – сдержанность.
  24. Разнообразие интересов – узость интересов.
  25. Чувствительность – холодность.
  26. Серьезность – ветреность.
  27. Честность – лживость.
  28. Агрессивность – доброта.
  29. Бодрость – веселость.
  30. Оптимизм – пессимизм.
  31. Смелость – трусость.
  32. Щедрость – скупость.
  33. Независимость – зависимость.

     К психологическим характеристикам  самоактуализирующейся личности относятся:

     - активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

     - принятие себя и других людей такими, какие они есть;

     непосредственность  в поступках и спонтанность в  выражении своих мыслей и чувств;

     - сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

     - обладание чувством юмора;

     - развитые творческие способности;

     - неприятие условностей;

     - озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

     - способность к глубокому пониманию жизни;

     - установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

     - способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;

     - умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;

     - открытое и честное поведение во всех ситуациях;

     - способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

     - приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.

 

      3. Статистическая  и динамическая структуры личности

     Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под

статистической  структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида.

     Основанием  для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:

     - всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

Информация о работе Культура личности