Культура делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:55, контрольная работа

Описание работы

Роль делового общения в нашей жизни чрезвычайно велика. В общении и посредством него совершается усвоение человеком структуры и организации общества, социальных норм поведения, принятых форм связи, языка, культуры. Всё это составляющие социализации человека. Средствами общения социум во всех формах воспроизводит и организует себя. Выработка норм взаимодействия, правил, регулирующих трудовую деятельность, социальные роли, реализующиеся в семейном общении, - всё это является результатом делового общения и формами социального взаимодействия.
Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов.

Содержание

Введение………………………………………………..3
Культура делового общения…………………………..4
Заключение……………………………………………..9
Список литературы……………………………………10

Работа содержит 1 файл

деловое общение.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………..3

Культура делового общения…………………………..4

Заключение……………………………………………..9

Список литературы……………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Общение - это понятие, которое описывает отношения между людьми и указывает на одну из основных потребностей людей - быть участником общественной жизни.

       Термин культура не поддается однозначному определению. Именно поэтому в философской литературе можно найти несколько различных формулировок, каждая из которых раскрывает определенные стороны этого многогранного термина. Из основных формулировок можно выделить три главных аспекта термина культура. Первый, культура - это область свободной самореализации каждой личности, сфера творчества. Второй, культура есть ценностное отношение к реалиям жизни. Третий, культура есть искусственный, воссозданный разумом человека, духом и руками мир, отличающийся от естественного мира.

      Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура делового общения

 

 

 

В Энциклопедии «Русский язык» понятие «культура речи»  определяется как владение нормами  устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях в соответствии с целями и содержанием речи.                   Таким образом, под культурой речи понимается:

    · владение нормами литературного языка в его устной и письменной   формах;

   · умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют решению поставленных коммуникативных задач;

    · соблюдение этики общения.

       Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга, мата и арго мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения.

Культура общения является неотъемлемой частью общей культуры человека. Ею можно овладеть, можно  воспитывать ее и совершенствовать. От культуры общения во многом зависит  результативность отношений между  индивидами. Знание и соблюдение ее основных положений необходимые для квалифицированного проведения любых форм общения. Культура делового общения является целостной системой элементов, которая охватывает внешнюю культуру, культуру речи, культуру чувств, культуру поведения, этикет. Тема "Культура общения современного человека" является весьма актуальной в наше время. Ведь большинство из нас даже не задумывается над тем, что для общения обязательно не только правильно подобранная фраза из вежливых слов, но и определенная одежда, правильное произношение и вообще много чего. Часто человеку хватает одного взгляда для вывода о личности партнера по общению, поскольку его манеры, осанка, походка, одежда, украшения дают много разнообразной информации о характере, отношении к себе, даже о деловых качествах. Все эти элементы свидетельствуют о внешней культуре личности. Внешняя культура - видимые, визуально воспринимаемые элементы характеризующие особенность. При первой встрече с человеком прежде всего обращают внимание на его одежду. Если у него непритязательный вкус, низкая культура, неуважение к себе и окружению, то от такого человека мало кто надеется конструктивного сотрудничества. Искусство одеваться заключается в выборе одежды, соответствующего определенной ситуации, и подборе его ансамбля. Первым требованием является релевантность. Каждый вид одежды имеет свое функциональное назначение. Так, джинсовый костюм удобен для туризма и неуместный в театре или на официальном приеме. В дорогом костюме не стоит ехать на рыбалку. Неуместное также сочетание разностилевых элементов одежды, например, к вечернему платью не подходят кроссовки, а джинсы – для классического пиджака. Ансамбль одежды – это гармоничное сочетание его элементов по назначению, цветовой гаммой, стилем, пропорциями, элегантностью и удобством, характером и возрастом человека. Цветовую гамму следует подбирать с учетом всех деталей одежды. Ее делят на основные (платье, костюм, пальто, плащ) и дополнительные (обувь, шляпу, шарф, сумочка, перчатки, украшения). В костюме можно использовать не более двух-трех цветов, а цвет основной детали должен контрастировать с дополнительными. В женской одежде контрастируют красный и белый цвета, красный, черный и белый, зеленый и желтый, зеленый с коричневым т.д. Сочетание цветов в мужских костюмах консервативны, однако и здесь возможны варианты. Менеджер хорошо смотрится в костюме нейтральной цветовой гаммы в диапазоне от черного до белого цветов. Существует несколько стилей одежды: спортивный, «милитари», деловой и т.д. Спортивный стиль присущ свободный покрой. Как правило, это пиджаки с накладными карманами, широкие штаны-бриджи, разнообразные футболки и т.д. Для стиля «милитари» характерно использование защитной цветовой гаммы, простой грубой ткани, похожей на военную, аппликации и нашивки, много накладных карманов и т.п. Покрой деловой одежды консервативный: одно - или двубортный пиджак, прямые брюки. Обязательна для такого костюма галстук, соответствующими должна быть и цветовая гамма деталей. Именно такого стиля должен придерживаться деловой человек. Одежда должна быть удобной. В процессе общения не стоит, например, постоянно поправлять его детали, следует держаться уверенно не отвлекаясь от разговора. Внешний вид делового человека зависит и от прически. Мужчинам следует заботиться о том, чтобы волосы были чисто и подстрижены. Сейчас деловые мужчины предпочитают короткие прическам. Желательно иметь выбритое лицо. Деловая женщина должна укладывать волосы в простую прическу, ведь слишком изысканная прическа потребует постоянной заботы, отвлекающей от общения. Нецелесообразно находиться на работе с длинным разрыхленным волосами, каким бы хорошим оно ни было. Мужчинам и женщинам можно пользоваться духами, которые следует подбирать индивидуально, в соответствии с собственного стиля и вкуса. Лучше если они дорогие, с приятным ароматом, чем дешевые и резкие. Важными составляющим имиджа человека является его осанка и походка. При правильной осанке шея и голова должны естественно продолжать туловище, подбородок поднят немного вверх, живот подобран, руки опущены вдоль туловища, кисти рук и пальцы расслаблены. Такая осанка символизирует отличное физическое состояние, деловитость и целеустремленность. Походка должна быть свободной, ритмичной, собранной, символизировать решимость и уверенность. На эффективность делового общения в значительной степени влияет умение его участников использовать лексическое богатство, выразительные возможности языка. Умение правильно выбрать интонацию, слово, реплику является важным аспектом культуры речи личности. Культура речи – владение участниками устной и письменной литературной речи, умение использовать изобразительные средства языкового кода в различных условиях и сферах общения в соответствии с целью и содержанием коммуникации. Оказывается культура речи в умении говорить и писать так, чтобы реципиент правильно воспринял информацию и совершил действия, которых ожидает от него автор высказывания или текста. Речь всегда соотносится с человеком, то есть является средством передачи мыслей, идей, чувств и для отправителя, и для получателя информации. Лицо, говорит или пишет, выбирает, размещает, комбинирует, и трансформирует слова и другие языковые единицы, исходя из сущности предмета общения и ситуации, в которой происходит процесс общения. Язык связан с мышлением. Для того чтобы устно или письменно высказаться, необходимо учитывать такие качества речи, как точность и логичность (связь значений, свойственных словам, словосочетанием и предложением в структуре вещания, не должно противоречить законам логики и мышления). Язык выражает и передает не только мысли, но и чувства, волю, состояние сознания, эстетические потенции личности, условия общения (место, время, круг собеседников и т.п.).

          Деловой этикет - важнейшая сторона профессионального поведения делового человека, предпринимателя, а знание этикета оказывается необходимым профессиональным качеством, требующим постоянного усвоения, повторения и совершенствования. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей, и является важнейшей стороной морального поведения делового человека.

Успех любой фирмы  во многом зависит от способности ее работников, от их умения дружно трудиться над достижением общей цели. Знание этикета, культура поведения - вот ключевые условия для успешной работы в любой организации - таково мнение специалистов.

Правила делового этикета, установленные для отдельных ситуаций и разных социальных групп, диктуют последовательность действий вплоть до ритуальных мелочей и выработаны человечеством для того, чтобы избегать лишних конфликтов и находить взаимопонимание для выживания и комфортного существования.

Практическое же знание делового этикета, как внешней формы  проявления морали в служебных отношениях состоит в том, что открывается  возможность без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях. Этикет - это всегда диалог, требующий «обратной связи» в той или иной форме. Характерно, что роль этикета увеличивается по мере повышения социального уровня общающихся сторон. Подробность этикета достигает наибольшей глубины на международном уровне. Понятно, что обиды и непонимание на таком уровне могут быть причиной серьезных, вплоть до геополитических, столкновений.

 

Известно, что только 10-15% российских предпринимателей добиваются успеха, осваивая цивилизованный рынок. На удачу могут рассчитывать лишь те, кто изучает людей, знает их нужды и интересы, стремится завоевать их доверие, умеет раскрывать их индивидуальный потенциал, кто совестлив и порядочен, и идет по пути непрерывного духовного и профессионального совершенствования.

Сегодня принято говорить о модели поведения, которая представляет собой некий комплекс знаков (поведенческих, речевых и т.п.), направленных на воспроизведение  вариантов поведения, которые помогают личности стать привлекательной  в общении с другими людьми.

Высоко ценятся повсюду в  мире позитивные свойства деловых людей, такие, как компетентность, порядочность и надежность, что является залогом  успешных деловых отношений и  взаимного доверия.

Чтобы не попасть в  нелепую ситуацию, предпринимателю  необходимо знать правила хорошего тона. Ниже представлены 3 основных правила поведения:

    · рекламируя себя, не порочь своих соперников, соблюдай корректность, доброжелательность;

    · потребитель - «король», что в нашей культуре означает - клиент всегда прав;

    · умей выбирать партнера, не жги мостов общения с ним, будь терпимым, толерантным в переговорном процессе, знание позиции партнера по бизнесу- это тоже результат, который открывает возможности к дальнейшему сотрудничеству.

        Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

 Нормативный аспект  предполагает, прежде всего, правильность  речи, то есть соблюдение норм  литературного языка, которые  воспринимаются его носителями (говорящими  и пишущими) в качестве «идеала», образца. Цицерон говорил: «Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение - уже позор».

 О коммуникативном  аспекте известный специалист  по культуре речи Г.О. Винокур писал: «Для каждой цели – свои средства».

 Этический аспект  культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими правилами общения понимается речевой этикет: речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращения на «ты» и на «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.)

 Культура речи может  быть определена по следующим  основным критериям:

1. Правильность.

2. Коммуникативная целесообразность.

3. Точность.

4. Ясность и доступность.

5. Чистота.

6. Богатство и разнообразие.

7. Выразительность.

8. Эстетичность.

9. Уместность.

        По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

       К монологическим видам относятся: приветственная речь; торговая речь (реклама); информационная речь; доклад (на заседании, собрании).

       К  диалогические видам: деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему; деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений; переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу; интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения; дискуссия; Совещание (собрание); пресс-конференция; контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог; телефонный разговор (дистанционный), исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации. Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их

отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет  без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

      Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

            Роль делового общения в нашей жизни чрезвычайно велика. В общении и посредством него совершается усвоение человеком структуры и организации общества, социальных норм поведения, принятых форм связи, языка, культуры. Всё это составляющие социализации человека. Средствами общения социум во всех формах воспроизводит и организует себя. Выработка норм взаимодействия, правил, регулирующих трудовую деятельность, социальные роли, реализующиеся в семейном общении, - всё это является результатом делового общения и формами социального взаимодействия.

Деловое общение содействует  установлению и развитию отношений  сотрудничества и партнёрства между  коллегами по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что овладение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта. Поэтому я считаю, что нам всем еще предстоит многому научиться, чтобы в будущем не теряться в нашей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/ Л.А. Введенская, Л.Г Павлова, Е.Ю. Кашаева – Ростов н/Д: «Феникс», 2001 г.

 

2.Гойхман О.Я., Надеина Т.И., Речевая коммуникация: Учебник/Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.:ИНФРА-И, 2001 г.

 

3.Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: учебное пособие для студентов вузов/ А.С. Ковальчук. - Изд. 5-е, доп. И доп. И перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

 

4.Сидорова М.Ю., Савельев В.С., Русский язык и культура речи. Курс

 лекций для студентов нефилологических вузов. М.:Проект,2002.

 

5.Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления Учебник/Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

 

6.Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. – М.: ИНФРА–М, 1995.

Информация о работе Культура делового общения