Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 19:19, реферат
Кризис в профессиональном самоопределении и становлении самосознания профессионала может рассматриваться как своеобразный «шанс» для человека стать лучше, а для профессионала — перейти на следующий этап своего развития, ведь недаром говорится, что каждый последующий этап развития должен быть еще «выстрадан» (или еще «заслужен») человеком. И наоборот, если человек каким-то образом (незаслуженно) оказывается на последующем этапе своего развития, то за это обычно приходится расплачиваться и ему самому, и окружающим его людям (родственникам, коллегам или клиентам).
Введение
1. Кризис как шанс для личностного и профессионального развития
2. Виды кризисов профессионального становления и способы их преодоления
3. Профессиональные деструкции
Заключение
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
кафедра психологии
Реферат по дисциплине: «Психология труда».
Кризисы профессионального становления.
Челябинск 2013
Введение
1. Кризис как
шанс для личностного и
2. Виды кризисов профессионального становления и способы их преодоления
3. Профессиональные деструкции
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Вопреки обыденным представлениям, психологи относятся к кризисам не просто с «пониманием», но и с «уважением». Известное высказывание Л.С. Выготского о том, что «если бы кризисов не было, их следовало бы выдумать теоретически», иначе никак нельзя объяснить развитие личности ребенка, относится, на наш взгляд, не только к возрастной психологии, но и к психологи становления профессионала. При этом Л.С. Выготский связывал кризисы с неизбежными переживаниями, которые и являются основой формирования сознания. В частности, он писал: «Переживание вводится как единица сознания, где все основные свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания... Действительной динамической единицей сознания, то есть полной единицей, из которой складывается сознание, будет переживание». В.В. Столин, анализируя уже проблему становления самосознания, также считает, что именно «конфликтный личностный смысл» является «единицей самосознания». В частности, он пишет: «...смысл «Я» порождается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект). Смысл «Я», таким образом, и является единицей самосознания... Расширяются связи человека с миром, расширяется его мотивационная сфера — возникает множественность смыслов «Я». Если представить себе эту совокупность смыслов «Я» вне факта реального пересечения деятельностей субъекта, то будет ли в сознании «наведен порядок», т.е. будут ли собственные свойства и их смыслы объединены в целостную и непротиворечивую картину («Я-образ»)... Но деятельности пересекаются в «жизненном пространстве» индивида. Поступок — это и есть перекресток, пересечение двух деятельностей. Конфликтный смысл поступка переживается уже до его совершения либо как сознательная дилемма, либо и чаще — как субъективная трудность, нежелание, то есть в форме эмоциональной сигнализации об этой конфликтности». При этом сами кризисы и связанные с ними переживания имеют два основных возможных «исхода»:
1) кризис может
способствовать личностному
2) кризис может
привести к личностной
Таким образом, главное — научиться вовремя выявлять кризисы и управлять ими.
1. Кризис как
шанс для личностного и
Кризис в
профессиональном самоопределении
и становлении самосознания профессионала
может рассматриваться как
Еще более интересным вариантом рассмотрения кризиса профессионального развития является не просто «использование» энергии кризиса, но и постоянный поиск для себя сложных проблем, которые надо как-то решать, то есть своеобразное построение, проектирование, планирование кризисов или, иначе говоря, «построение» для себя «шансов» профессионального развития, а не просто их «ожидание». Как известно, творческого человека как раз и характеризует постоянная неуспокоенность, он все время ищет все новые и новые (все более и более интересные) проблемы и, именно решая их, по-настоящему реализует и развивает свой творческий потенциал.
Сами кризисы
профессионального становления
2. Виды
кризисов профессионального
Психологические особенности кризисов профессионального становления и способы их преодоления представлены в таблице Э.Ф.Зеера, (табл. 1).
1. Кризисы профессионального становления личности
Кризис |
Факторы, детерминирующие кризис |
Способы преодоления |
Кризис учебно-профессональной ориентации (14-15 или 16-17 лет) на стадии оптации. |
Невозможность
реализовать свои профессиональные
намерения. Выбор профессии без
учета своих индивидуально- |
Психологически компетентное профессиональное консультирование. Коррекция профессиональных намерений. |
Кризис профессионального выбора (16-18 лет или 19-21 год) на стадии профессионального образования. |
Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизни. Перестройка ведущей деятельности. |
Активизация учебно-позновательной
деятельности. Смена мотивов учебно- |
Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет или 21-23 года) на стадии оптации |
Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности. |
Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и концепции. Смена специальности и профессии. |
Кризис профессионального роста (30-33 года) на стадии первичной профессионализации. |
Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и своим профессиональным ростом. Потребность в профессиональном самоутверждении и трудности ее удовлетворения. |
Повышение социально- профессиональной активности и квалификации. Смена места работы и вида деятельности. |
Кризис профессиональной карьеры (38-40 лет) на стадии вторичной профессионализации. |
Неудовлетворенность своим социально- профессиональным статусом, должностью. Новая доминанта профессиональных ценностей. Кризис возрастного развития. |
Повышение социально- профессиональной активности. Выработка индивидуального способа деятельности, качественное улучшение способов выполняемой деятельности. Освоение новой специальности, повышение квалификации. Переход на новую работу.
|
Кризис социально- профессиональной самоактуализации (48-50 лет) на стадии мастерства. |
Неудовлетворенность
возможностями реализовать себя
в сложившейся профессиональной
ситуации. Недовольство своим социально- |
Переход на инновационный уровень выполнения деятельности. Сверхнормативная социально-профессиональная активность. Смена профессиональной позиции. |
Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет) на стадии утраты профессии. |
Уход на пенсию и новая социальная роль. Сужение социально- профессионального поля. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. |
Социально-психологическая
подготовка к новому виду жизнедеятельности.
Организация социально- |
Как видно из таблицы 1, преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем:
Таким образом, можно выделить ряд типичных психологических проблем, порождающих внутриличностные конфликты профессионального самоопределения:
Любая деятельность,
в том числе и
А.К. Маркова выделила следующие тенденции развития профессиональных деструкции:
1. Отставание, замедление профессионального развития.
2. Несформированность профессиональной деятельности.
3. Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и, как следствие, — нереалистические цели, ложные смыслы труда и возникающие на этой основе профессиональные конфликты.
4. Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда, результатом чего является полная или частичная дезадаптация.
5. Рассогласованность отдельных звеньев профессионального труда, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает.
6. Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, снижение профессионального мышления. Известно, что чрезмерная эксплуатация какого-то качества ведет не только к его тренировке и развитию, но с какого-то момента — и к угасанию. Во-первых, это качество или умение постепенно переходит на стадию автоматизма, т.е. перестает осознаваться, выполняется как бы само собой и начинает развиваться по своим законам, что не требует от специалиста- дополнительного напряжения. В результате такое качество может просто остановиться в своем развитии. Во-вторых, выполнение одной и той же работы при эксплуатации одних и тех же качеств может привести к тому, что специалист становится «противен сам себе». В результате чего может даже сформироваться на бессознательном уровне некоторая «ненависть» к отдельным видам повторяющейся изо дня в день работы, а заодно и «ненависть» к отдельным своим качествам, используемым в этой работе.
7. Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств. Например, специалисты обычно выделяют и анализируют негативные качества, формирующиеся в работе школьных учителей:
- авторитарность;
- дидактичность;
- доминантность;
- педагогическая индифферентность;
- педагогический консерватизм;
- педагогическая агрессия;
- педагогическая экспансия;
- педагогическое социальное лицемерие;
- педагогический трансфер.
8. Появление
деформаций личности (эмоционального
истощения и «сгорания», а также
ущербной профессиональной