Кризисы профессионального определения на разных стадиях развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 13:01, реферат

Описание работы

Кризис «середины жизни» (35—37 лет) — наиболее тяжелый, рубежный кризис. Часто происходит «утрата чувства молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей, любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса». «Время начинает сокращаться». Усиливается ощущение, что «независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли, и сейчас оно рвется наружу». Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины (ощущение того, что следующий выбор — это ее «последний шанс», но позже возрастает спокойствие и уверенность, что многое еще впереди).

Работа содержит 1 файл

психология труда.docx

— 35.78 Кб (Скачать)

     Контрольная работа по дисциплине «Психология труда» студентки ІIІ курса факультет начальных классов с дополнительной специальностью педагог – психолог 
 
 
 
 
 
 
 

     КРИЗИСЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ  НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ РАЗВИТИЯ 
 
 
 
 
 
 

     Кравцовой Светланы Николаевны 
 
 
 

                                               Ачинск

     В. И. Слободчиков определяет специфику возраста как «смену режима индивидуальной жизни», как смену самости и единичности. Соответственно выделяются две группы кризисов: 1) кризисы «рождения» («так жить нельзя»); 2) кризисы развития («хочу быть, как ты»), поиск новых способов самоопределения [3 с.131]

     Известный зарубежный психолог Г. Шихи выделяет основные кризисы взрослого человека:

     Кризис  «вырывания корней»  (18—22 лет) характеризуется следующим. Позиция молодого человека часто выражается в девизе: « Я знаю, чего хочу!». Юноша нередко впадает в фантазии в процессе проверки этих убеждений. Одна часть молодого человека питается стать индивидуальностью, а другая — обеспечить свою безопасность и комфорт (на этой основе и возникает основное противоречие). «Если в этот момент кризис личности отсутствует, то он проявится позднее, на переходной ступени, и тогда ударит больнее», — пишет Г. Шихи [3 с.132].

     «Искания  в двадцать лет» (23 года). Повзрослевший молодой человек все больше стремится делать то, что «должно». Но это «должно» сильно зависит от модели семьи, влияния культуры и предрассудков общества. Типичное заблуждение двадцатилетних - убеждение в том, что выбор, который они сделали, является окончательным». Два основных импульса в период такого кризиса: 1) создать комфорт и безопасность по готовому образцу (но такие люди чувствуют себя словно «взаперти»); 2) стремление экспериментировать (но здесь можно «растратить свои двадцатые годы и затянувшемся переходном периоде»). Молодые люди по-прежнему сопротивляются влиянию родительского воспитания. Их девиз: «Это не я. Я совсем другой» .

     Попытка «осознать свои тридцать»  (30 лет). Здесь нередко происходит осознание того, что выбор (выборы) в двадцатые годы оказались неудачными, стремление обвинить в этом «всех и вся». Основная критика прежнего выбора: не было места для карьеры, слишком фантастичный выбор (типа «хочу стать президентом»). Часто возникает стремление «начать все сначала». Появляется серьезное стремление создать семью, построить дом.

     Кризис  «середины жизни» (35—37 лет) — наиболее тяжелый, рубежный кризис. Часто происходит «утрата чувства молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей, любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса». «Время начинает сокращаться». Усиливается ощущение, что «независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли, и сейчас оно рвется наружу». Женщины сталкиваются с  этими проблемами раньше, чем мужчины (ощущение того, что следующий выбор — это ее «последний шанс», но позже возрастает спокойствие и уверенность, что многое еще впереди). «В период интенсивной концентрации на внешних успехах мужчина обычно не замечает наиболее сложные внутренние изменения, которые двигают его вперед». Теперь все больше беспокоится о своем здоровье, удивляется: «И это все?». В этом возрасте мужчины все чаще стремятся начать новое дело. У кого-то все чаще проявляется «потребность в развитии этической грани личности».

  Обновление  или покорность («проблема 45 лет»). Если человек проявил активную позицию и успешно преодолел предыдущие кризисы, то к 45 годам появляется чувство стабильности и удовлетворения. Если человек смирился со своим положением, то появляется чувство покорности: человек лишается поддержки и безопасности тех, с кем он еще недавно поддерживал активные отношения; друзья вырастают и уходят; дети становятся незнакомыми людьми; карьера превращается просто в работу. Все эти события будут ощущаться как «несостоявшиеся». Новый кризис появится где-то к 50 годам. Но если человек обретет для себя новую цель (смысл), то эти годы могут стать лучшими в жизни...

  Обозначая общую логику и  основные кризисы  развития взросло  человека, Б. Ливехуд также делает акцент на изменении ценностно-смысловой сферы личности. Он выделяет следующие основные фазы жизни: 1) душевное восприятие, рост (до 20 лет); 2) экспансивная фаза: переработка опыта, характеризуется равновесием между биологической и духовной линией развития (20—40 лет) 3) социальная фаза, или фаза руководства: отдача своего опыта характеризуется опережением духовного развития и угасание биологической линии развития. «Печатью биологического развития более всего отмечен период перед наступлением взрослости, - пишет Б. Ливехуд. — Психическое (духовное) развитие отчетливее всего проявляется в своем своеобразии в средней фазе жизни. Духовное развитие является решающим для последней фазы жизни», оно как бы компенсирует угасание биологического развит [16, с. 48-49].

  Интересные  рассуждения и типологию жизненных  кризисов предлагает Э. Ф. Зеер [1 с. 129—133]. Он ставит проблему различения типов кризисов (возрастного, профессионального, жизненного, личностного, невротического). Общая схема соотношения разных типов кризисов: 1) нормативные кризисы: кризисы психического развития; кризисы профессионального становления. Это все возрастные кризисы. 2) ненормативные (необязательные) кризисы: критические (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы); невротические кризисы (перестрой сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т. е. внутренние конфликты). Это все жизненные кризисы.

Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионально становления [1,с. 133—136]:

  • сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;
  • социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);

• возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального 
сгорания»);

     • вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на  
замещение, в аттестациях);

• полная поглощенность профессиональной деятельностью. Примеры можно найти в известной книге Барбары Киллинджер «Трудоголики, респектабельные наркоманы». При этом вопреки распространенному мнению сами «трудоголики» характеризуются как специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными; специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях;

  • изменения в жизнедеятельности (смена местожительства, перерыв в работе, «служебный роман»).

  Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.

  Выделяются  также основные фазы кризисов профессионального развития [1, с. 136—138]. Еще Л. С. Выготский выделил три фазы возрастных кризисов: 1) предкритическую (обострение противоречий между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития); 2) критическую (это противоречие начинает проявляться в поведении); 3) посткритическую (противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития). Э. Ф. Зеер отмечает, что на основании идей П. С. Выготского можно выделять и анализировать собственно кризисы профессионального развития.

  1. Предкритическая фаза характеризуется тем, что проблемы не всегда четко осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, в раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем.

     Критическая фаза: осознанная неудовлетворенность работника; постепенно намечаются варианты изменения ситуации, проигрываются варианты дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность; часто противоречия еще больше усиливаются и возникает конфликт («конфликт -  ядро кризиса»). При этом выделяются типы конфликтов профессионального развития на данной фазе: 1) мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, у профессионального развития, дезинтеграцией профессиональных ориентации и установок; 2) когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способам осуществления учебно-профессиональной и профессионально деятельности; 3) поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты.

  3. Посткритическая фаза. При этом способы разрешения кризиса могут иметь разный характер: конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный.

  Ниже  в обобщенном виде предлагается несколько  модифицированная и дополненная таблица Э. Ф. Зеера [1, с. 138—146], где отражаются психологические особенности кризисов профессионального становления (табл. 1).

                                          Таблица 1

Психологические особенности кризисов профессионального  становления 
 

Факторы, обусловившие кризис Способы преодоления кризиса
Кризис  учебно-профессиональной ориентации (от 14—16 до 16—17лет)
                                  1                                                               2
-Неудачное  формирование профессиональных  намерений и их реализация.

- Несформированность «Я - концепции» и проблемы с ее коррекцией (особенно неясность со смыслом, противоречия между совестью и стремлением «красиво пожить» и т.п.)

- Случайные  судьбоносные моменты жизни (подросток очень подвержен дурным влиянием)

-  Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной

подготовки.                          

- Глубокая и  систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении

 

Кризис  профессионального  обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении) 

     
Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой Перестройка ведущей деятельности (испытание студента «свободой» по сравнению со школьными ограничениями). В современных условиях это время часто тратится на зарабатывание денег, что фактически позволяет говорить как о ведущей деятельности для многих студентов - не об учебно-профессиональной, а о собственно профессиональной (точнее о деятельности подрабатывающей»). Изменение социально-экономических условий жизни. Заметим, что у студента денег «объективно» больше, чем у старшеклассника. Но «субъективно» их постоянно не хватает, так как резко возрастают потребности и более отчетливым (менее «маскируемым» как раньше) становится социально – имущественный разрыв между сокурсниками. Это еще больше заставляет многих не столько учиться, сколько «подрабатывать»   Смена мотивов учебной деятельности. Во - первых, это большая, ориентация на предстоящую практику. Во – вторых, усвоение большого объема знаний в вузе намного легче тогда, когда у студента имеется какая – то идея. Интересная для него проблема, цель. Вокруг таких идей и целей знания как бы «кристаллизуются». Но без идеи знания быстро превращаются в «кучу»  которая вряд ли способствует развитию учебно - профессиональной мотивации.

Коррекция выбора профессии, специальности, факультета. По этой причине все – таки лучше, если у студента в течение первых 2 – 3 лет обучения имеется возможность сориентироваться и уже после этого выбрать специализацию или кафедру.

Удачный выбор научного руководителя. Темы курсовой, диплома. Нередко студент стремится быть поближе к знаменитым и модным преподавателям, забывания о том, что далеко не все из  них имеют достаточно времени  и сил, чтобы «возиться» с каждым своим дипломником. Иногда бывает лучше прикрепить к менее известному специалисту, который для самоутверждения «повозится» со своими редкими учениками.

Кризисы профессиональных  экспектаций, т.е. неудачный  опыт адаптации к  социально – профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной  работы, т.е. кризисы профессиональной  адаптации)
Трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с  разновозрастными коллегами – новыми «приятелями»).

Освоение  новой ведущей деятельности –  профессиональной.

Несовпадение  профессиональных ожиданий и реальной деятельности.

Активизация профессиональных усилий. Рекомендуется в первфе месяцы работы проверить себя и поскорее обозначить «верхний предел» (верхнюю планку) своих возможностей.

Корректировка мотивов труда и «Я - концепции». Основой такой корректировки  является поиск смысла труда и  смысла труда и смысла работы в  данной организации.

Увольнение, смена специальности и профессии  рассматривается как нежелательный  для данного этапа способов. Нередко  работники кадровых служб тех  организаций, куда потом устраивается уволившийся молодой специалист, воспринимают его как «слабака», не сумевшего справиться с первыми трудностями.

Кризис  профессионального  роста (23 – 25 лет)
Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Не- редко это усугубляется сравнением сво- их «успехов» с реальными успехами сво- их недавних сокурсников. Как известно, зависть в наибольшей степени проявляется по отношению к близким, особенно по отношению к тем, с кем совсем недавно учился, гулял и развлекался. Быть может, именно по этой причине бывшие сокурсники долгое время не встречаются, хотя где-то через 10—15 лет чувство обиды за успехи своих приятелей проходит и даже сменяется гордостью за них.

Потребность  в дальнейшем повышении квалификации.

Создание  семьи и неизбежное ухудшение  финансовых возможностей.

  Повышение квалификации, включая и самообразование образование и образование за свой счет (если организация «экономит» на дальнейшем образовании молодого специалиста). Kaк  известно, и реально, и формально успех в карьере во многом зависит от такого дополнительного образования. Ориентация на карьеру. Молодой специалист всем своим видом должен показывать, что стремиться быть лучше, чем он есть на самом деле. Поначалу это вызывает усмешки окружающих, но

потом к этому  привыкают. И когда появляется привлекательная вакансия или должность, то могут вспомнить и о молодом специалисте. Нередко для карьеры важны не столько профессионализм и протекция, сколько способность противостоять насмешкам и общественному мнению.

 Смена места  работы, вида деятельности на  данном этапе уже допустимы, так как молодой работник уже доказал себе и окружающим, что способен преодолевать первые трудности адаптации. Более того, в данном возрасте вообще лучше попробовать себя в разных местах, поскольку профессиональное самоопределение фактически продолжается, только уже в рамках выбранной сферы деятельности. 
 

        Кризис  профессиональной карьеры (3033 года)
Стабилизация  профессиональной ситуации (для молодого человека это признание того, что  развитие чуть ли не прекратилось).

Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом.

Ревизия «Я - концепции», связанная с переосмыслением  себя и своего места в мире. В  немалой степени это следствие  переориентации с ценностей, характерных  для молодежи, на новые ценности, предполагающие большую меру ответственности  за себя и своих близких.

Новая доминанта профессиональных ценностей. Когда для части работников «вдруг»  обнаруживаются новые смыслы в самом  содержании и процессе труда.

Переход на новую  должность или работу. В этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых предложений, ведь даже в случае неудач ничего еще не потеряно.

Освоение новой специальности и повышение квалификации.

Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция, которые часто также  являются своеобразной компенсацией неудач на работе.

Особым способом является ориентация на эротические преключения. В большинстве случаев и они могут рассматриваться как вариант компенсации профессиональной несостоятельности.

Кризис  социально – профессиональной самоактуализации (38 – 42 года)
Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации.

Психофизиологические  изменения и ухудшение состояния  здоровья.

Профессиональные  деформации

Переход на инновационный уровень выполнения деятельности.

Сверхнормативная  социально – профессиональная деятельности, переход на новую должность или  работу.

Смена профессиональной позиции.

Кризисы угасания профессиональной деятельности (55-60 лет)
Ожидание  ухода на пенсию и новой социальной роли.

Сужение социально – профессионального  поля

Постепенное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности.

Социально –  психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности.

Кризис  социально – психологической  адекватности (65 – 70  лет)
 Новый способ жизнедеятельности, главной особенностью которого выступает появление большого количества свободного времени.

 Сужение  финансовых возможностей.

 Социально  – психологическое старение, выражающееся  в чрезмерном морализаторстве,  брюзжании.

 Утрата  профессиональной идентификации.

 Общая  неудовлетворенность жизнью.

 Чувство  своей «ненужности».

 Резкое  ухудшение здоровья.

  Организация социально – экономической взаимопомощи пенсионеров.

   Вовлечение в общественно полезную деятельность.

  Освоение  новых социально полезных видов  деятельности. [2 с. 39-40]

 
 
 
 
 
 
 

психологические особенности кризисов профессионального становления (табл. 3).

      

 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997.

 2. Логинова И.О. Психология труда: учебно – методическое пособие/ Красноярск. гос. пед. ун-т им. Астафьева. – Красноярск, 2008. – 148с.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: 2- е изд., - М.: «Академия», 2004. – 480с.

Информация о работе Кризисы профессионального определения на разных стадиях развития