Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 03:32, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – изучить психологическое содержание, основные проявления, способы профилактики негативных последствий кризиса трех лет. Поставленная цель привела нас к решению следующих задач:
Рассмотреть кризис трех лет как этап взросления
Выявить способы профилактики негативных последствий кризиса трех лет
Введение
Глава I Кризис трех лет как этап взросления
Глава II Профилактика негативных последствий
Заключение
Список источников и литературы
План
Введение
Глава I Кризис трех лет как этап взросления
Глава II Профилактика негативных последствий
Заключение
Список
источников и литературы
Введение
Кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка»[8] . Ею были выделены такие важные симптомы данного кризиса, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.
Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты: ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли со взрослым. Л. С Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего Я.
Цель данной контрольной работы – изучить психологическое содержание, основные проявления, способы профилактики негативных последствий кризиса трех лет. Поставленная цель привела нас к решению следующих задач:
Глава
I Кризис трех лет как этап взросления
Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности определяет главный принцип в рассмотрении проблем ее становления – принцип развития.
Развитие трехлетнего ребенка имеет свои закономерности и особенности. Также необходимо отметить, что этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному. К трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи[1, c. 47].
Переход детей раннего возраста на следующую возрастную ступень не редко знаменуется возникновением так называемого кризиса трех лет. Актуальной задачей психологов на данной стадии развития ребенка является оказание психолого-педагогической помощи родителям в преодолении кризиса развития[4, c.25].
Общие признаки характерны
Кризис трех лет - один из
самых известных и изученных
кризисов развития маленького
человечка. И это хорошо: можно
найти много информации, узнать
разные точки зрения, тщательно
подготовиться к такому
Общим для всех кризисов
1. «Острый» период
Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных с ним возрастов, в высшей степени неотчетливы. Но хотя период кризиса возникает незаметно, и очень трудно определить момент его начала и окончания, характерным для любого такого этапа является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение.
2. Трудновоспитуемость
Значительная часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка часто снижается школьная успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. Однако конкретный характер протекания критических периодов во многом определяется внешними условиями. Таким образом, гораздо больше вариаций человеческих проявлений во время кризисов, чем в стабильные периоды.
3. Впечатление регресса
Негативные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде[9, c.196].
Для кризиса трех лет характерны следующие черты:
• Упрямство. Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.
Например,
ребенок просит купить во время прогулки
апельсиновый сок. Мама заходит в
магазин, но там есть только яблочный,
малыш отказывается пить, потому что
сок «не тот». Он может очень
хотеть пить, но все равно, требует
именно апельсиновый. Ребенок устраивает
истерики (чаще в людных местах): Ваня
захотел снять шапку в
• Строптивость. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).
• Своеволие. Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).
• Симптом обесценивая. Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.
• Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
• Негативизм. В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от предложения или просьбы взрослого ребенок, таким образом, защищает свое «Я»[2, c.278].
За первые три года своей
жизни маленький человек
Осознавать свое «Я» малыш
начинает под влиянием
Глава
II Профилактика негативных последствий
Для
успешного преодоления
Необходимо учитывать тот факт, что ребенок как бы испытывает характер родителей, проверяет по несколько раз в день действительно ли нельзя то, что было запрещено утром, в обед, вчера и т.д.. В этом случаи очень важно проявить твердость и установить четкие запреты, однако их не должно быть слишком много. Этой линии поведения необходимо придерживаться всем членам семьи [5, c. 67].
Учитывая то, что ребенок многие слова и поступки повторяет за родителями, необходимо следить за своим поведение и не проявлять излишних эмоций при ребенке.
При вспышках упрямства или
гнева можно попробовать
Ребенку бесполезно что-то
Для сглаживания кризисных
Для благополучного развития
ребенка желательно
Любите ребенка и показывайте
ему, что он Вам дорог даже
заплаканный, упрямый,
Заключение
Кризис трех лет - один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. Для кризиса 3-х лет характерны как общие признаки всех кризисов, так и частные: упрямство, строптивость, деспотизм, симптом обесценивая взрослых, своеволие, негативизм. Сущность кризиса 3х лет заключается в том, что ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими; это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего Я.
Для предупреждения негативных последствий кризиса трех лет родителям необходимо:
1. Выработать правильную линию поведения
2. Установить твердые и четкие запреты