Кризис трех лет как этап взросления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 03:32, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – изучить психологическое содержание, основные проявления, способы профилактики негативных последствий кризиса трех лет. Поставленная цель привела нас к решению следующих задач:

Рассмотреть кризис трех лет как этап взросления
Выявить способы профилактики негативных последствий кризиса трех лет

Содержание

Введение

Глава I Кризис трех лет как этап взросления

Глава II Профилактика негативных последствий

Заключение

Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Кризис 3х лет.docx

— 28.10 Кб (Скачать)

      План 

Введение

Глава I Кризис трех лет как этап взросления

Глава II Профилактика негативных последствий

Заключение

Список  источников и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

     Кризис  трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего  ребенка»[8] . Ею были выделены такие важные симптомы данного кризиса, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.

     Западноевропейские  авторы  выделяют  в  кризисных  явлениях негативные моменты:  ребенок  уходит, отстраняется  от взрослых, рвет  социальные связи, которые  его раньше  объединяли  со взрослым. Л. С Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается  установить новые,  более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин,  кризис трех лет - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего Я.

     Цель  данной контрольной работы – изучить  психологическое содержание, основные проявления,  способы профилактики негативных последствий кризиса трех лет. Поставленная цель привела нас к решению следующих задач:

  1. Рассмотреть кризис трех лет как этап взросления
  2. Выявить способы профилактики негативных последствий кризиса трех лет
 
 
 
 
 

      Глава I Кризис трех лет как этап взросления 

     Личность  представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности определяет главный принцип в рассмотрении проблем ее становления – принцип развития.

     Развитие  трехлетнего ребенка имеет свои закономерности и особенности. Также  необходимо отметить, что этот возраст  является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному.  К трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи[1, c. 47].

     Переход детей раннего возраста на следующую  возрастную ступень не редко знаменуется  возникновением так называемого кризиса трех лет. Актуальной задачей психологов на данной стадии развития ребенка является оказание психолого-педагогической помощи родителям в преодолении кризиса развития[4, c.25].

         Общие признаки характерны абсолютно  для всех кризисов: будь то  годовалый малыш или трудный  подросток. Однако каждый кризис  служит своей цели развития  личности, а значит, имеет свои  проявления - и положительные, и  отрицательные.

         Кризис трех лет - один из  самых известных и изученных  кризисов развития маленького  человечка. И это хорошо: можно  найти много информации, узнать  разные точки зрения, тщательно  подготовиться к такому периоду  в жизни своего малыша. Но есть  и другая сторона вопроса: кризис  трех лет отличается от того, что происходило в возрасте  одного месяца (так называемый  кризис новорожденности) или годика (кризис одного года). Если предыдущие  два «переломных» момента могли  пройти относительно гладко, первые  акты протеста носили еще не  столь активный характер, а в  глаза бросались лишь новые умения и навыки, то с кризисом трех лет ситуация более сложная. Пропустить его практически невозможно. Послушный трехлетка – явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими и пр. в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще возрастом строптивости.

         Общим для всех кризисов развития  являются несколько основных  критериев:

     1. «Острый» период

     Границы, отделяющие начало и конец кризиса  от смежных с ним возрастов, в  высшей степени неотчетливы. Но хотя период кризиса возникает незаметно, и очень трудно определить момент его начала и окончания, характерным для любого такого этапа является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение.

     2. Трудновоспитуемость

     Значительная  часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка часто снижается школьная успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. Однако конкретный характер протекания критических периодов во многом определяется внешними условиями. Таким образом, гораздо больше вариаций человеческих проявлений во время кризисов, чем в стабильные периоды.

     3. Впечатление регресса

     Негативные  внешние характеристики поведения  в период кризиса создают впечатление  того, что ребенок, развиваясь, не столько  приобретает для себя, сколько  теряет из приобретенного прежде[9, c.196].

     Для кризиса трех лет характерны следующие  черты:

     • Упрямство. Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.

     Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в  магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что  сок «не тот». Он может очень  хотеть пить, но все равно, требует  именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже  все пассажиры слушают возмущенные  вопли ребенка.

     • Строптивость. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).

     • Своеволие. Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).

     • Симптом обесценивая. Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.

     • Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

     • Негативизм. В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от  предложения или просьбы взрослого ребенок, таким образом, защищает свое «Я»[2, c.278].

         За первые три года своей  жизни маленький человек осваивается  с окружающим миром, привыкает  к нему и обнаруживает себя  как самостоятельное психическое  существо. В этом возрасте наступает  момент, когда ребенок как бы  обобщает весь опыт своего  раннего детства, и на основе  его реальных достижений у  него складывается отношение  к себе, появляются новые характерные  черты личности. К этому возрасту, все чаще мы можем слышать  от ребенка местоимение «я»  вместо его собственного имени,  когда он говорит о себе. Ребенок  начинает осознавать себя как  отдельного человека, со своими  желаниями и особенностями, появляется  новая форма самосознания. Правда, осознание «Я» трехлетнего ребенка  еще отличается от взрослого.  Оно совершается пока не во  внутреннем, идеальном плане, а  имеет характер, развернутый вовне:  оценка своего достижения и  сопоставление ее с оценкой  окружающих.

        Осознавать свое «Я» малыш  начинает под влиянием возрастающей  практической самостоятельности.  Именно поэтому «Я» ребенка  так тесно связано с понятием  «Я сам». Меняется отношение ребенка  к окружающему миру: теперь малышом  движет не только желание узнавать  новое, овладевать действиями  и навыками поведения. Окружающая  действительность становится сферой  самореализации маленького исследователя.  Ребенок уже пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает  себя, и это способствует появлению  детского самолюбия - важнейшего  стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.  Это именно тот возраст, когда,  по мнению известного американского  психолога Э. Эриксона, начинает  формироваться воля, и связанные  с ней качества - независимость,  самостоятельность[10]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава II Профилактика негативных последствий 

     Для успешного преодоления трудностей, возникающих в период кризиса 3х лет родителям необходимо выработать правильную линию поведения, стать более гибкими, расширить права и обязанности ребенка. Так же необходимо позволить ребенку стать самостоятельным, по возможности не вмешиваться в дела ребенка, если он сам об этом не просит.

         Необходимо учитывать тот факт, что ребенок как бы испытывает  характер родителей, проверяет  по несколько раз в день  действительно ли нельзя то, что  было запрещено утром, в обед, вчера и т.д.. В этом случаи очень важно проявить твердость и установить четкие запреты, однако их не должно быть слишком много. Этой линии поведения необходимо придерживаться всем членам семьи [5, c. 67].

         Учитывая то, что ребенок многие  слова и поступки повторяет  за родителями, необходимо следить  за своим поведение и не  проявлять излишних эмоций при  ребенке.

         При вспышках упрямства или  гнева можно попробовать переключить  внимание ребенка на что-нибудь  нейтральное.

         Ребенку бесполезно что-то объяснять  в тот момент, когда он злится  или у него истерика, объяснения  «что так делать не хорошо»  стоит отложить до того момента,  пока ребенок не успокоиться.  Во время истерики ребенка  можно взять на руки и отнести  в безлюдное место, чтобы дать  возможность успокоиться.

         Для сглаживания кризисных вспышек  можно использовать игру. Например, если ребенок отказывается есть, то не следует настаивать, можно посадить за стол мишку и предложить ребенку его покормить, перед этим объяснив, что мишка хочет есть по-очереди: ложка ему, ложка тебе. Подобным образом можно обыгрывать и другие ситуации: поездку на машине, умывание, одевание, поход к врачу и многое другое.

         Для благополучного развития  ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не  «сюсюкаться», не стараться все  сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

         Любите ребенка и показывайте  ему, что он Вам дорог даже  заплаканный, упрямый, капризный[3, c. 86-88]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

         Кризис трех лет - один из  самых известных и изученных  кризисов развития маленького  человечка. Для кризиса 3-х лет характерны как общие признаки всех кризисов, так и частные: упрямство, строптивость, деспотизм, симптом обесценивая взрослых, своеволие, негативизм. Сущность кризиса 3х лет заключается в том, что ребенок пытается  установить новые,  более высокие формы отношения с окружающими; это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего Я.

     Для предупреждения негативных последствий  кризиса трех лет родителям необходимо:

     1. Выработать правильную линию поведения

     2. Установить твердые и четкие запреты

Информация о работе Кризис трех лет как этап взросления