Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа
Цель курсовой работы — формирование представлений о кризисе раннего возраста как предмете психологического исследования.
Задачи курсовой работы:
* изучить сущность возрастного кризиса;
* раскрыть исследования кризиса раннего возраста;
* проанализировать содержание и структуру кризиса раннего возраста;
* изучить основные особенности кризиса раннего возраста.
Система Я, возникающая на рубеже раннего и дошкольного возраста, может быть понята как важнейшая ступень в развитии самосознания. До ее возникновения, в период младенчества Я ребенка существует непосредственно, в потоке бытия и осознается малышом в форме переживания своего существования. В раннем детстве эпизодически возникают ситуации выхода из непосредственной поглощенности бытием. Наиболее известным примером таких ситуаций является восприятие ребенком себя в зеркале и на фотографиях. Главная подготовка к новой форме осознания себя происходит не в сфере непосредственного самовосприятия и самопознания, а в ходе развития предметной практики ребенка и делового общения с взрослыми, содержанием которых является овладение культурным опытом. В критический период складывается система, обобщающая весь опыт раннего детства и позволяющая Я ребенка выйти из состояния непосредственной поглощенности бытием, предстать как объект, осуществить рефлексию. Своеобразие этой возрастной формы самоосознания состоит в том, что она носит опосредствованный - достижением в деятельности - характер и совершается не во внутреннем, идеальном плане как акт самоанализа, а имеет развернутый вовне характер процесса оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми.
Становление
такой системы Я, где точкой отсчета
является достижение, полученное во взаимодействии
с окружающим миром, знаменует собой переход
к дошкольному детству, который А.Н. Леонтьев
назвал «периодом фактического складывания
личности».
Заключение
В результате проведенного теоретического анализа специальной литературы по теме исследования можно сделать следующие выводы: особенности кризиса трех лет в развитии ребенка широко представлены симптомами данного периода: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание ребенком личностей близких, деспотизм или ревность.
Период кризиса возникает незаметно, и очень трудно определить момент его начала и окончания, характерным для любого такого этапа является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение.
Значительная часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка часто снижается успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. Однако конкретный характер протекания критических периодов во многом определяется внешними условиями. Таким образом, человеческих проявлений гораздо больше вариаций во время кризисов, чем в стабильные периоды. Негативные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде.
3-4 года - очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша. В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе с взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность – предметно - манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.
Новообразование
кризиса трех лет создает основу
для психического и личностного
развития только в том случае, если
оно включено в новообразование
стабильного дошкольного
Список
использованных источников