Кризис раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы — формирование представлений о кризисе раннего возраста как предмете психологического исследования.
Задачи курсовой работы:
* изучить сущность возрастного кризиса;
* раскрыть исследования кризиса раннего возраста;
* проанализировать содержание и структуру кризиса раннего возраста;
* изучить основные особенности кризиса раннего возраста.

Работа содержит 1 файл

Содержание Курсовой .doc

— 139.50 Кб (Скачать)

      Система Я, возникающая на рубеже раннего  и дошкольного возраста, может  быть понята как важнейшая ступень  в развитии самосознания. До ее возникновения, в период младенчества Я ребенка существует непосредственно, в потоке бытия и осознается малышом в форме переживания своего существования. В раннем детстве эпизодически возникают ситуации выхода из непосредственной поглощенности бытием. Наиболее известным примером таких ситуаций является восприятие ребенком себя в зеркале и на фотографиях. Главная подготовка к новой форме осознания себя происходит не в сфере непосредственного самовосприятия и самопознания, а в ходе развития предметной практики ребенка и делового общения с взрослыми, содержанием которых является овладение культурным опытом. В критический период складывается система, обобщающая весь опыт раннего детства и позволяющая Я ребенка выйти из состояния непосредственной поглощенности бытием, предстать как объект, осуществить рефлексию. Своеобразие этой возрастной формы самоосознания состоит в том, что она носит опосредствованный - достижением в деятельности - характер и совершается не во внутреннем, идеальном плане как акт самоанализа, а имеет развернутый вовне характер процесса оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми.

      Становление такой системы Я, где точкой отсчета  является достижение, полученное во взаимодействии с окружающим миром, знаменует собой переход к дошкольному детству, который А.Н. Леонтьев назвал «периодом фактического складывания личности».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      В результате проведенного теоретического анализа специальной литературы по теме исследования можно сделать следующие выводы: особенности кризиса трех лет в развитии ребенка широко представлены симптомами данного периода: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание ребенком личностей близких, деспотизм или ревность.

      Период  кризиса возникает незаметно, и  очень трудно определить момент его  начала и окончания, характерным  для любого такого этапа является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение.

      Значительная  часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка часто снижается успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. Однако конкретный характер протекания критических периодов во многом определяется внешними условиями. Таким образом, человеческих проявлений гораздо больше вариаций во время кризисов, чем в стабильные периоды. Негативные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде.

      3-4 года - очень важный период в  жизни ребенка. Именно в этом  возрасте закладываются основы  будущей личности, формируются предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша. В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе с взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность – предметно - манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.

      Новообразование кризиса трех лет создает основу для психического и личностного  развития только в том случае, если оно включено в новообразование  стабильного дошкольного периода  развития. В противном случае данное новообразование, будучи самодовлеющим само по себе, может привести к искажению психического развития и потребует целенаправленной коррекционной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

  1. Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л.С Выготский //Вопросы психологии, 1976, № 6.- С.12-19.
  2. Выготский, Л.С. Проблема возраста // Л.С. Выготский Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268.
  3. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галигузова.- М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.
  4. Галигузова, Л.Н. Мещерякова С.Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.- М.: 2008.-242с.
  5. Гуськова, Т.В. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет / Т.В. Гуськова//Вопросы психологии, 1997, № 5.- С.18-23.
  6. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский.- М., 1991. - 94 с.
  7. Ефимкина, Р.П. Детская психология: методические указания / Р.П. Ефимкина. - М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. - 167с.
  8. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захаров.- М.: Педагогика, 1997. -224с.
  9. Зинченко, В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии/ В.П. Зинченко. - М.: Тривола, 2005 - 64с.
  10. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон - М.: Наука, 1988.- 174с.
  11. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику/ А.В. Мудрик. - М., Институт практической психологии, 2007. - 365 с.
  12. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
  13. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980, С.56-60.
  14. Хилько, М. Е. Возрастная психология: конспект лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2010. – 194с.
  15. Хрестоматия по психологии / под ред. A.В. Петровского. - М., 1987.- 416с.
  16. Хрестоматия по детской и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова, B.Я. Ляудис — М., 1991, С. 26—31.
  17. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии, 1971, № 4, С. 6-20.
  18. Эльконин, Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте / Д.Б. Эльконин.-М., 1998.- 34с.

Информация о работе Кризис раннего возраста