Кризис подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

Цель нашей курсовой работы – раскрытие сущности подросткового кризиса, специфические особенности проявления кризисных состояний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………..3
1.Кризис………………………………………………………………………………4
2. Кризис подросткового возраста.
2. 1. Характеристика кризиса подросткового возраста…………………………4
2. 2. Варианты выхода из кризисных состояний…………………………….....7
3. Помощники во время кризисных состояний.
3.1.Друзья…………………………………………………………………..…….…14
3.2.Родители………………………………………………………………………...18
Выводы…………………………………………………………………………...…21
Список литературы…………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Курсовая Киселёва 2.doc

— 484.00 Кб (Скачать)

      Психологически  важно то, что дружба дарит человеку силу для строительства собственной  целостности, которая порождает  и силу его Я, сохранять и охранять свое Я, свои права, переживать их необходимость для сохранения своего Я и Я других людей от возможного воздействия. Думаю, что именно здесь могут быть найдены психологические истоки правового сознания человека. Дружба — это процесс осуществления равенства Я, право — это процесс осуществления социального равенства [1].

3.2. Родители.

      Семейный  фактор можно по праву рассматривать  как самый мощный в плане благополучного влияния на ребенка. Родители часто  не принимают позицию ребенка  в расчет, не уделяют ему достаточно внимания, наказывают и злятся по малейшему поводу.

      Крепкая семейная дружба, теплота взаимоотношений, адекватный стиль воспитания вот  что нужно подростку в этот период. Принятие (позитивный интерес) подразумевает, безусловно, положительное отношение к ребенку. Родитель, эмоционально понимающий его, сочувствующие ему, своевременно реагирующие на потребности ребенка. Тем самым такие родители создают у подростка бессознательную уверенность в том, что он нужен и интересен другим людям, в том, что он обладает необходимыми личностными средствами для достижения своих целей [2].

      И главными помощниками в этом должны быть родители, ведь именно родители главные  люди для ребенка, они все знают, во всем помогают. Чаще всего родителям  не хочется признаваться себе в том, что их ребенок начинает взрослеть, у него появляются собственные приоритеты в жизни, свои позиции по каким-то вопросам. Поэтому родители должны иметь гибкую позицию по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности, учитывая конечно разумные грани дозволенного. Теперь время безоговорочного авторитета родителей безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться авторитет родителей, статус и конкретные действия. Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ сделать это — рисковать вместе с ребенком, но на своей территории. Именно так родители смогут говорить с подростком на его языке и дадут ему возможность удивляться своей изобретательности. Но почему-то наши родители занимают несколько другую позицию, они не понимают ребенка. Для здоровых отношений между взрослыми и подростком характерно то, что влияние родителей и сверстников носит взаимодополняющий характер. И это очень просто. Главная трудность для родителей тут лишь в том, что нужно признать в своем ребенке взрослого (пусть еще и не вполне) человека, у которого есть свои взгляды и свои права. 
В общении с подростком придется забыть о том, что родитель — это человек, чье мнение не обсуждается. Он когда-то пользовался этим статусом, но уже все безвозвратно изменилось: ребенок становится самостоятельным. Теперь самый лучший путь для обеих сторон — дружеские отношения. Опыт родителя дает ему преимущество. Но не следует им пользоваться, как оружием. Им нужно помочь преодолеть проблемы и подсказать пути выхода из сложных ситуаций, тогда это будет воспринято адекватно, с благодарностью, с уважением. Родители должны снова учить ребенка воспринимать мир, показывать это на примерах. В первую очередь нужно научить ребенка шутить. С юмором и иронией смотреть на происходящее, не бояться в чем-либо, ошибиться, уметь отличать шутку от оскорбления. Это поможет ему справиться с трудностями переходного возраста, это же станет великолепной базой мировоззрения в будущем, сформирует характер и оптимизм. Покажите, как следует обращать себе на пользу, казалось бы, отрицательные моменты в жизни и происходящем: то, что произошло — нехорошо, но в этом можно найти такие-то плюсы. Вот здесь вы будете неоценимы, так как подростку не хватает еще опыта, чтобы так отреагировать на ситуацию. Чувства подростка подвержены моментальному изменению, эмоции просто переполняют его, ему пока не хватает опыта справляться с ними и контролировать их. А человек, не проявляющий эмоций — не интересен и к нему не будут тянуться другие люди. Ведь основа общения — взаимопонимание ситуации, когда рассказ одного собеседника с вдохновением и с блеском в глазах поддерживается другим, и беседа никак не может закончиться. Поэтому важно не насильно навязывать подростку свои правила. Ведь если подросток поймет, что вы уважаете его, цените его мнение, он сможет уважать вас. Если вы будете раскрывать перед ним свой опыт в виде советов, а не навязывать насильно, он начнет его ценить. И, столкнувшись с действительно серьезной проблемой, побежит за советом и помощью не к друзьям, а к вам, как к более опытному и самому близкому человеку. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ 'Я' [6].
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы.

  1. Изучив литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что подростковый возраст является одним из самых сложных периодов человеческой жизни, интенсивный рост и изменение организма оказывает серьезное влияние на психики подростка.
  2. Рассмотрев главные особенности кризисных состояний подросткового возраста мы выявили, что изменение ценностей, ориентиров подростка, стремление к взрослости и самостоятельности, эгоцентризм юношеского мышления рождает массу внутри личностных и внешних межличностных конфликтов
  3. Описав пути выхода из кризисных состояний мы выяснили, что для того чтобы преодолеть диструктивные явления в психике подростка, близким взрослым необходимо создать условия для образования референтной группы ( знакомиться с друзьями, приглашать к себе домой, знакомиться с родителями друзей, стимулировать к занятию спортом, музыкой, поддерживать конструктивные интересы подростка) и несмотря на сложный период остаться другом для ребенка.

Таким образом, подводя итог нашей курсовой работы мы еще раз отмечаем важность подросткового возраста для всего развития личности, считаем необходимым продолжение глубокого всестороннего изучения данной проблемы, подчеркиваем важность этих знаний в реальной жизни подростков на предмет их отношения к себе и к другим людям. 
 
 
 

Список  литературы.

1. Андреева Г. М. Социальная психология – М.: Издательство Эксмо, 2000

  1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004
  2. Абрамова Г. С. Возрастная психология Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
  3. Большакова Е. А. Ваш ребенок неформал. Родителям о молодежных субкультурах – М.: Генезис, 2010
  4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка – М.: Издательство Смысл, 2006
  5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е исправленное и дополненное – М.: «ЧеРо» , 2002
  6. Головин  С. Ю. Словарь практического психолога – М.: Издательство Харвест, 2007
  7. Григорович Л. А. , Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология – М.: Гардарики, 2003
  8. Клее М. Психология подростка. Психосексуальное развитие – М.: Владос, 1991
  9. Крылова А. А. Психология.Учебник – М.: ПБЮЛ, 2000
  10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет, учебное пособие 5-е издание – М.: Издательство РАО, 1999
  11. Махов Ф. С. Подростов и свободное время, -Л.: Ленинздрат, 1982
  12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стериотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
  13. Подольский А. И. , Идобаева О. А. , Идобаев Л. А. Подросток в современном мире: Заметки психолога – СПб.: КАРО, 2007
  14. Рудик П. А. Психология. Учебник для учащихся техникумов физической культуры – М.: Физкультура и спорт, 1976
  15. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка, 1999
  16. http:// myculture.ru /

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Приложение.

      Приложение 1

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 4

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 5

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 6

Информация о работе Кризис подросткового возраста