Кризис и периоды зрелости

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:15, реферат

Описание работы

В науке существуют разногласия по поводу начала периода взрослости и его окончания. Большая часть исследователей относит начало его к моменту окончания юности – к 18 – 19 годам, а конец к возрасту 55 – 60 лет. В дополнение к этому, выделяются стадии:
1. Ранняя взрослость (20-23 – 30 лет).
2. Средняя взрослость (30 – 45 лет).
3. Поздняя взрослость (45 – 55 лет).
4. Предпенсионный возраст (50 – 55 лет для женщин, 55 – 60 лет для мужчин).
При этом для каждой из стадий отмечаются особенности.

Содержание

Стадии возраста
Особенности психологии среднего возраста
Критерии достижения взрослости
Социальная ситуация развития
Ведущая деятельность в период зрелости
Кризис 30 лет
Кризис 40 лет.
Пенсионный кризис
Список литературы

Работа содержит 1 файл

рефератище по психологии!.docx

— 21.13 Кб (Скачать)

 Вместе с тем,  для представителей очень многих  профессий, пик продуктивности, после  которого наступает ее спад, нехарактерен. Вряд ли можно говорить об  обязательном «акмэ» в профессиональной  деятельности актера или преподавателя,  врачей-специалистов в целом ряде  областей медицины и вообще  представителей тех профессий  (в том числе рабочих), в которых  профессиональное мастерство не  имеет жесткой зависимости от  уровня физической и функциональной  готовности.

 Решающая роль  в наличии, либо отсутствии  в профессиональной продуктивности  периода «акмэ», после которого  следует спад, обычно принадлежит  направленности личности, доминирующему  мотиву. Влияние направленности  личности будет рассмотрено ниже.

В период взрослости человек переживает 3 кризиса:

- кризис 30 лет; 

- кризис 40 лет; 

- пенсионный кризис.

Кризис 30 лет 

 Приблизительно  в возрасте тридцати лет, иногда  несколько позже, большинство  людей переживают кризисное состояние.  Оно выражается в изменении  представлений о своей жизни,  иногда в полной утрате интереса  к тому, что раньше было в  ней главным, в некоторых случаях  даже в разрушении прежнего  образа жизни. 

 Кризис тридцати  лет нередко называют кризисом  смысла жизни. Действительно,  именно с периодом кризиса  тридцати лет (границы которого  иногда могут сдвигаться в  ту или другую сторону) обычно  связаны поиски смысла существования.  Эти поиски, как и весь кризис  в целом, знаменуют переход  от молодости к зрелости. В  то же время проблема смысла  жизни возникает не только  в рассматриваемом кризисном  периоде. Зачастую она появляется  уже в начале молодости, а  иногда, при личностной развитости, даже в подростковом возрасте. Довольно часто стоит эта проблема  и в период зрелости.

Кризис 40 лет 

 У некоторых  людей в зрелом возрасте бывает  еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе  двух стабильных периодов жизни,  а возникающий внутри данного  периода. Это так называемый  кризис сорока лет. Это как  бы повторение кризиса тридцати  лет. Оно происходит тогда,  когда кризис тридцати лет  не привел к должному решению  экзистенциальных проблем. 

 Кризис сорока  лет – это период критической  самооценки: анализируется аутентичность  образа жизни; решаются проблемы  морали; человек испытывает неудовлетворенность  брачными отношениями, беспокойство  о покидающих дом детях и  недовольство уровнем служебного  роста. Человек остро переживает  неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными  планами и их реализацией. 

 Кризис среднего  возраста также связан со страхом  старения и осознания того, что  достигнуто иногда значительно  меньше, чем предполагалось, и является  недолгим пиковым периодом, за  которым следует постепенное  уменьшение физической силы и  остроты ума. Человеку присуща  преувеличенная озабоченность собственным  существованием и отношениями  с окружающими. Физические признаки  старения становятся все очевиднее  и переживаются индивидом как  утрата красоты, привлекательности,  физических сил и сексуальной  энергии. Все данные проявления  и на личностном и на социальном  уровне оценивается негативно. 

Пенсионный кризис

 Для большинства  людей уход на пенсию – это  одно из самых значительных  изменений статуса, происходящих  в поздней взрослости.

 Работа обеспечивает  человека структурой для планирования  своих повседневных дел. Ею  определяется круг регулярно  встречаемых людей, роли и функции  человека. Она вносит вклад в  формирование его идентичности. Поэтому уход на пенсию может  быть связан с необходимостью  значительной перестройки личности  и всего образа жизни. Время  окончания профессиональной деятельности  связано не только с появлением  большого количества свободного  времени. Людям необходимо вырабатывать  способы совладания с трудностями,  соответствующие их личной системе  ценностей, решения проблемы создания  собственной социальной реальности. Легкость, с которой человек принимает  новую роль, зависит от ряда  факторов: физического здоровья. экономического  положения, отношения окружающих, потребности в удовлетворении, даваемом  работой, и др. Обычно, если уход  на пенсию связан с резкими  изменениями в жизни человека  или если его идентичность  тесно связана с профессиональной  ролью, перемены переносятся тяжело.

 Одним из важных  факторов, определяющих отношение  человека к выходу на пенсию, является здоровье. Огромное количество  пожилых людей, независимо от  собственного желания, оставляют  работу из-за проблем со здоровьем. 

 В наилучшем  положении находятся здоровые  люди, желавшие выйти на пенсию. Положение людей с плохим здоровьем  — наихудшее, независимо от  их желания или нежелания выходить  на пенсию.

 Наиболее активно  изучением проблем психического  развития на данном возрастном  этапе, занимались: Э. Эриксон,  В.И. Слоботчиков, Г.А. Цукерман, Шарлота Бюллер, А.В. Толстых, В.  Франкл и др.  

Список литературы

1.       Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная  психология. Полный жизненный цикл  развития человека». Уч. пособие.  Изд. «Творческий центр «Сфера».  Москва. 2006г. 

2.       Косякова О.О. «Возрастные кризисы». Уч. пособие. Изд. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2007г. 

3.       Казанская К.О. «Возрастная психология».  Конспект лекций. Изд. «А-Приор». Москва. 2007г. 

4.       Рыбалко Е.Ф., Головей Л.А. «Практикум  по возрастной психологии». Уч. пособие. Изд. «Речь». С.-Пб. 2005г. 

1

Информация о работе Кризис и периоды зрелости