Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:36, реферат
В процессе развития каждого человека, личности мы можем определить существование некоего процесса, по законам которого происходит переход от одного бытия личностного существования к инобытию, от одного знания и понимания себя к новым.
Тема: Критическая ситуация как движущая сила развития
Введение
В процессе развития каждого человека, личности мы можем определить существование некоего процесса, по законам которого происходит переход от одного бытия личностного существования к инобытию, от одного знания и понимания себя к новым.
Этот процесс мы назвали кризисом, критической ситуацией развития и предположили, что он с необходимостью существует в личностном бытии, как движущая сила развития и становления личности.
В настоящее время в мире увеличивается рост экстремальных ситуаций, в которые всё чаще попадают люди. Отмечается тенденция сознательного стремления некоторых людей пережить подобный опыт, рискуя, создавая экстремальные ситуации.
Поэтому для психологов важно понимать поведение человека в экстремальной ситуации, а также оценивать последствия такого опыта. К сожалению данный вопрос остается недостаточно изученным в современной науке, несмотря на то, что проводится много работ по исследованию мотивации человека.
Следует отметить, что результаты исследований проблематично распространить на область экстремальности.
Современный темп и ритм нашей жизни зачастую порождают у людей психическую напряженность, крайней формой проявления которой является стресс. Ситуации и факторы, приводящие к его возникновению, называют экстремальными.
Критическая ситуация и ее импульс
Для понимания сущности критической ситуации, необходимым условием является понимание: факторов, инициирующих данную ситуацию (физический фактор, источником критической ситуации здесь является неспособность человека идентифицировать себя со своим телом; эмоциональный фактор - смерть, развод или конец любовных отношений, череда крупных неудач; когнитивный фактор - трансформация восприятия, недостаток информации, умственное перенапряжение, измененные состояния сознания; личностный и межличностный фактор), противоречий, нарушивших баланс жизни человека (противоречия между жаждой жизни и ее обновлением; конфликт между старым и новым; противоречия в нравственных убеждениях одного и того же человека; неопределенность, двойственность взаимоотношений, неудовлетворенность в общении и взаимопонимании) и паттернов поведения (страх; чувство одиночества; чувство вины; скуки и тревоги).
Данный анализ позволил выделить три аспекта критической ситуации: потеря, принятие собственной данности (или используя терминологию М. Хайдеггера, принятие "вброшенности" в собственную экзистенциальную ситуацию), открытие собственной самости.
Потеря может быть определена как разрыв или слом человеческой экзистенции. О потери, как аспекте критической ситуации М. Босс говорит: "Когда что-нибудь ускользает от меня, мои отношения с этим объектом потеряны, и эти отношения с тем, что присутствует в моей экзистенциальной очевидности, являются именно тем, что составляет мое существование и делает меня тем, кем я являюсь.
В той мере, в какой присутствующее ускользает от меня, и я его забываю, я убываю как человеческое существование". К примеру, когда человек теряет другого человека или какой-либо дорогой ему объект, он теряет и отношения с этим человеком или объектом, а значит ту часть себя, которая была связана со значимым другим.
Принятие собственной данности выражается в принятии условий собственной жизни, которые не зависят от свободы выбора человека.
Открытие собственной самости как акт переживания и созерцания того, что открывается в этих переживаниях.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что критическая ситуация проявляется как столкновение и осознание трагичности собственного бытия; можно дать следующее ее определение - критическая ситуация это период разрушения рационального образа мира, образа "Я", когда привычные представления о себе приводят к неразрешимым конфликтам; это ситуация когда человек становится сам для себя проблемой, нуждающимся в осознании собственной полноты и потенциальной целостности.
Любая критическая ситуация содержит как позитивный, так и негативный компонент. Негативная составляющая заключается в том, что для личности, находящейся в критической ситуации, характерна загруженность неразрешенными проблемами, чувство безнадежности, беспомощности, переживание жизни как "тупика".
Но кризис - это не только "угроза катастрофы", но и возможность изменения, перехода на новую ступень развития личности, источник силы и в этом его позитивный аспект.
Таким образом, характер кризиса описывается как трансформирующий, так как он одновременно несет не только отказ от старых, привычных способов бытия, но также поиск и совершенствование новых.
Значимость критической ситуации для человека заключается в переосмысление содержания смысла жизни, пересмотр ответа на вопрос "зачем жить?".
Для человека кризис является психологическим механизмом выживания в экстремальной ситуации, когда базовые экзистенции приходится менять или наоборот, отстаивать вопреки давлению неблагоприятных обстоятельств, жизненных событий.
Факторы, оказывающие влияние на психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях
В последнее время в психологических исследованиях экстремальные ситуации деятельности анализируются с точки зрения трех основных аспектов:
1. Особенности самой ситуации как совокупности условий, которые характеризуют кардинальное изменение параметров жизнедеятельности группы или личности, приводят к состоянию динамического рассогласования, отличаются высокой субъективной сложностью и ответственностью, неожиданностью, неопределенностью, риском и непредсказуемостью развития ситуации, противоречивостью, дефицитом времени (Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин, П.П. Короленко, В.Д. Небылицын и др.).
2. Особенностей последствий деятельности человека в сложных условиях труда. (В.А. Бодров, А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова, Л.Г. Дикая и др.)
3. Особенностей субъекта деятельности в экстремальных ситуациях, его психологической готовности.
Понятие психологической готовности понимается как состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия.
При этом психологическими предпосылками наступления психологической готовности к выполнению конкретной деятельности является ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов выполнения деятельности.
Немало важную роль выполняют индивидуально-психологические и личностные особенности, выраженность которых позволяет определить уровень адаптации человека к экстремальным ситуациям, спрогнозировать его поведение и успешность выполнения деятельности.
В рамках спортивной психологии среди многочисленных и разнообразных свойств личности наибольшее значение имеют тревожность, эмоциональная стабильность, воля, экстра-интровертированность и др. (В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский)
Нами была совершена попытка несколько расширить понимание индивидуально-психологической природы спортсменов, подвергающихся воздействию экстремальных ситуаций и повышающих уровень своего мастерства и успеха через преодоление риска.
С целью изучения факторов, оказывающих влияние на психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях, нами было проведено исследование среди студентов Института физической культуры и спорта ТГУ им. Г.Р. Державина. Выборка мужская (№=64).
В ходе работы была использована совокупность методик: методика диагностики темперамента Я. Стреляу; СЖО Франкла; 16ЛФ Р. Кеттелла; методика диагностики личности на мотивацию к успеху и к избеганию неудач Т. Элерса; методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса; методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса-Дарки; УСК Дж. Роттера; МЛО "Адаптивность-02"; стиль саморегуляции Моросановой, методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу, в результате которого были выявлены следующие положительные связи.
Для выявления наиболее сильных корреляционных связей за минимальное значение Pearson Correlation мы взяли p=0, 708 при Sig. (2-tailed) = 0,00.
В результате наиболее высокие показатели Pearson Correlation набрали шкалы СЖО, объединившиеся в плеяду следующим образом:
1. наиболее сильная связь установлена между "целью" (СЖО) и "процессом" (СЖО) жизни (p=0,858). Как мы видим, целеустремленность и интерес к процессу жизни являются ведущими характеристиками, оказывающими влияние на психологическую готовности к деятельности в экстремальных ситуациях.
Во многом, данную направленность смысла жизни можно объяснить через понимание цели и процесса в рамках спортивной деятельности. Цель спортсмена - успех, опыт, мастерство. Достижение цели осуществляется в процессе длительных тренировок через преодоление объективных и субъективных трудностей.
2. наибольшее число связей наблюдается у шкалы "Локус Я" - "Локус жизнь" (p=0,815), "процесс" (p=0,790), "цель" (p=0,798) и "процесс" - "Локус жизнь" (p=0,786), "Локус Я" (p=0,790), "цель" (p=0,858).
Другими словами, восприятие процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного, несение ответственности за свою жизнь влияют на психологическую готовность спортсмена, находящемся в состоянии готовности к риску.
Значимые корреляции были выявлены между следующими шкалами УСК: ведущая шкала "интернальность в области здоровья и болезни" положительно оказалась связана с "интернальностью в области межличностных отношений" (p=0,709) и "интернальностью в области неудач" (p=0,764).
Получается, что, находясь в состоянии готовности к риску, уровень субъективного контроля психологического здоровья (активности, целеустремленности, инициативности, выдержки и т.д.) спортсмена зависит от действия факторов межличностного общения (например, с тренером, членами спортивной команды) и неудач (например, при выполнении упражнения на соревнованиях) в рамках рассматриваемой нами выборки.
По методике Моросановой положительная связь была выявлена между шкалами "общий уровень саморегуляции" и "гибкость" (p=0,708).
Состояние готовности к риску в спорте подразумевает возникновение непредвиденных обстоятельств, рассогласований полученных результатов в ходе соревнования с принятой целью, с которыми, как показал корреляционный анализ, испытуемые справляются посредством перестройки планов, программ исполнительских действий и поведения, способности быстро оценить изменение значимых условий, внести коррекцию в регуляцию.
Значимая корреляционная связь выявлена между шкалами Стреляу "сила нервной системы по возбуждению" и "подвижность нервных процессов" (p=0, 754).
Это говорит о высокой субъективной оценке испытуемыми силы своей нервной системы, либо о желании соответствовать ей, потому что успех, мастерство, волевые усилия в спорте требуют от спортсменов быстрой перестройки при столкновении с объективными и субъективными трудностями, энергичности действий для осуществления эффективной деятельности.
Мотивационная структура личности в экстремальной ситуации
Существуют различные подходы к рассмотрению мотивации личности как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Прежде всего укажем на теории мотивации А. Маслоу и Г. Мюррея. В них авторы классифицировали потребности и задали определенную константную иерархию, тем самым определив структуру мотивации.
Однако выделенные переменные не всегда возможно выстроить в иерархию по их значимости для личности и стремлению к удовлетворению. В зависимости от вида ситуации - повседневной или экстремальной - доминирование потребностей может меняться.
В нашей работе мы придерживаемся системно-динамической модели, в которой мотивация рассматривается как "психодинамическая система личности, организующая (побуждающая, направляющая), регулирующая деятельность на пути осуществления определенного жизненного отношения личности к окружающему миру" (Магомед-Эминов, 1998).
В связи с этим выделяют субъектные (внутренние) и объектные (внешние) составляющие мотивации. Им соответствуют две стороны мотива, которые представляют два момента работы трансформации: экстернализацию и интернализацию мотива.
В целом, структура мотивации состоит из определенных иерархий мотивов, которые связаны друг с другом. Так, в экстремальных ситуациях ведущую роль в иерархии присваивают мотивации самосохранения, в которую входят такие стремления, как сохранение самоуважения, статуса, физической целостности, самого себя, своих идеалов.
Исследование будет проводиться на спортсменах, занимающихся экстремальными видами спорта. Интерес к подобной выборке обусловлен тем, что данные испытуемые с одной стороны переживают экстремальную ситуацию, т.е. возможны измерения до, во время и после опыта; а также это те люди, которые сами стремятся пережить подобное событие (экстремальную ситуацию). В исследовании будут использоваться следующие методы: наблюдение, беседа, опросные методы, а также метод неоконченных предложений.
Предполагаем, что полученные результаты проявят специфику поведения человека в экстремальных ситуациях, а также то, что выявятся определенные мотивационные детерминанты, характерные для данной ситуации.
В итоге, понимая и оценивая специфику поведения человека в экстремальной ситуации, мы сможем применять более эффективно методы психологической помощи.
Копинговые механизмы в саморегуляции поведения
Особую актуальность проблеме совладающего поведения личности придает социальная ситуация, сложившаяся в современной России. Прежде всего, она характеризуется глобальными изменениями, усиливающими динамику формирования личности.
Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, создают для многочисленных групп населения неблагоприятную обстановку, ставят под сомнение настоящее и будущее благополучие, заставляют людей в корне менять привычный образ жизни.
Для преодоления создавшихся трудностей человеку необходимо задействовать все свои возможности, использовать те способности и умения, применение которых не требуется в обычных условиях.
Информация о работе Критическая ситуация как движущая сила развития