РЕФЕРАТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ
Реферат:
Критерии психики
Критерии
психики
Гипотеза
о возникновении
и развитии психики.
Какие объекты окружающего мира
обладают психикой, и на каком основании
можно судить о наличии или
отсутствии психики? Существует несколько
точек зрения:
Классические критерии
Антропопсихизм: только человек обладает
психикой (критерий - может дать отчет
о своих психических состояниях).
Панпсихизм: все объекты обладают психикой
(критерия психики нет).
Биопсихизм: психикой обладают объекты
живой природы (критерий - психики нет,
она сводится к биологии).
Современные критерии
Структурный. Нейропсихизм: психикой обладают
существа, имеющие НС (критерий - наличие
телесной специальной структуры (НС), которая
объективно связана с психическими процессами).
Проблемы: определение НС (она есть и у
амебы); невозможность различить органы
чувств от органов раздражимости.
Функциональный: идущий не от результата,
а от жизненных задач, которые приходится
решать организму. Психика необходима
для жизнедеятельности, она – функциональное
свойство организма, но ей необходим телесный
орган - появляется НС. В общем случае функциональный
критерий определяет наличие психики
по поведению. Проблема – невозможно различить
раздражимость от чувствительности по
двигательным функциям животных.
В качестве объективного критерия психики
Леонтьев предлагает рассматривать способность
живых организмов реагировать на биологически
нейтральные воздействия.
Гипотеза
о возникновении
чувствительности
Леонтьев, Запорожец. Основа теории –
биолог Северский.
Выделяем 2 типа среды:
Однородная – гомогенная – все необходимое
и опасное для жизни растворено в ней (такой
среды в реальности нет).
Разнородная – гетерогенная – предметно-оформленная.
Леонтьев: “среда вещей, предметов” (вещно-оформленная
окружающая среда).
Запускаем экспериментальное живое существо
в гомогенную среду и спрашиваем: нужна
ли в гомогенной среде психика? В этой
среде у живого существа всегда есть контакт
с тем, что важно для жизни. Какая-то концентрация
полезного и вредного всегда в контакте
с субъектом. Что нужно такому существу?
Раздражимость – способность отвечать
на внешнее раздражение. Передвигаться
к полезному и удаляться от опасного. Но
нет необходимости в отражении этой среды.
Значит, в гомогенной среде существо может
жить без психики.
В гетерогенной среде субъекту необходим
активный поиск важных для жизни веществ
- субъект должен психически отражать
актуальные потребности своего организма
- побуждение к поиску - необходимость
отражать внешнюю среду, важные для жизни
объекты. Раздражимость - это свойство
всего живого. Субъекту еще необходимо
реагировать на признаки важных для жизни
предметов, которые сами по себе диагностически
нейтральны - ощущать объект - чувствительность
- способность субъекта реагировать на
биологически нейтральные (абиотические)
свойства среды, которые объективно связаны
с биологически значимыми (биотическими)
свойствами и как бы указывают на них (частный
случай раздражимости).
Пример. У существа с раздражимостью должны
быть некоторые датчики – показатели
на наличие энергии. У нас – это уровень
глюкозы в крови. Жизненных веществ в организме
становится мало, мало энергоносителей.
С какой проблемой столкнется существо
без психики? Надо восполнять запасы энергии
– искать пищу, для этого надо двигаться,
тратить энергию, а ее мало. Противоречие:
двигаться или нет? Двигаться – искать
источник энергии, но и тратить, то что
есть. У него должно появиться психическое
отражение своих потребностей. Должен
появиться голод, голод погонит искать
пищу. Голод – отражение некоторого состояния
пищевой потребности. “Я голоден и нужно
искать пищу” - существо мы наделили потребностями,
и эти потребности должны отражаться.
Рубинштейн – в эмоциях; Анохин и др. –
психика начинается с эмоций, с такой оценки
состояния собственных потребностей.
Леонтьев: эмоции – это субъективно, нужно
объективное. Я могу сказать – мне нужна
эмоция. Проверить наличие эмоций у амебы
нет возможности, поэтому отказывается
от этого критерия. Объективный критерий
какой? Пищу надо искать, значит – отражать
среду? А какую? Среда какая? Предметная.
Значит – предметы. Паучок в паутине. Попадает
мушка, и паучок бежит за важным для жизни
пищевым объектом. Ставим камертон. Вибрирует,
но не мушка. Паучок бежит. Что нужно отражать?
Не сами предметы, а их свойства? Какие?
Вибрация – жизненно важное свойство?
Нет. Психика начинает с чувствительности
к жизненно не важным свойствам. Психика
выполняет сигнальную функцию, т.е. признак
(вибрация) выступает в виде сигнала для
действия.
Эксперимент Леонтьева по выработке нового
способа чувствительности у человека.
Шарики во всех областях с красным светофильтром
были под довольно сильным током (100 вт).
Предварительно обученные испытуемые
должны были взять шарик, и не попасть
под удар тока. Вероятность случайного
правильного выбора 25%. Но примерно через
600 опытов испытуемые научались находить
нужный шарик практически без ошибок.
Гипотеза
о развитии психики
У Леонтьева связана с эволюцией
поведения, приспособлением организмов
к окружающей среде. Развитие ведет
за собой деятельность (не будет деятельности,
не будет и развития). Качественные изменения
поведения ведут к качественным изменению
психики.
3 стадии развития поведения – 3 качественно
новые формы психики (отражения):
Инстинкт – элементарная сенсорная психика,
отражаются отдельные свойства окружающей
среды, сенсорные ощущения;
Навык – перцептивная психика, отражаются
предметы или ситуаций в целом, в виде
образов восприятия;
Интеллект – стадия интеллекта, происходит
обобщение отражений, отражение отношений
в виде предметных ситуаций в целом.
Стадии |
Особенности среды |
Содержание отражения |
Форма отражения |
Форма поведения |
1.Элементарнаясенсорная |
Предметная среда |
Свойства среды, предмета |
Ощущения. |
Инстинкт, безусл. рефлекс |
2. Перцептивная |
Среда отношений между предметами
|
Различение предметов в форме
образа |
Образы |
Навык, усл. рефлекс |
3. Интеллект |
Отношение между предметами |
Предметные ситуации, функциональные
понятия. |
Интеллект |
|
Ощущение – отражение свойств
предметов или среды, сенсорные процессы
Восприятие – отражение предметов в форме
образов, перцептивный процесс
Мышление – рациональная форма познания,
выходящая за пределы органов чувств,
отражение отношений между предметами.
Это обобщение и опосредствованное отражение
субъектом существенных свойств и отношений
в окружающей реальности.
Единство отражения и деятельности. Хотя
и существует различие между ними, они
вместе с тем неотделимы друг от друга.
Всякое отражение формируется в процессе
деятельности животного. Будет ли отражаться
(и насколько точно) в ощущениях животного
воздействующее на него свойство предмета,
определяется тем, связано ли реально
животное в своей деятельности с данным
предметом и как именно связана. С другой
стороны, всякая деятельность животного,
опосредствованная ощущаемыми им воздействиями,
совершается в соответствии с тем, как
отражается данное воздействие в ощущениях
животного. Основным в этом единстве отражения
и деятельности является деятельность
животного, практически связывающая его
с объективной действительностью; вторичным,
производным оказывается психическое
отражение воздействующих свойств этой
действительности.
Психика
как ориентировочно-исследовательская
деятельность
П.Я.Гальперин, создатель теории поэтапного
формирования умственных действий.
Ориентировка (в среде) – исполнение –
контроль - присущи любому и внешнему и
умственному действию. Ориентироваться
– предвосхитить. Животному необходимо
приспосабливаться к среде и ее изменениям
- ориентировочная деятельность. Необходима
активная психическая ориентировка, когда
нет соответствия потребностей и условий
внешней среды. В привычной среде все действия
происходят автоматически. Условия среды
изменяются - необходимо заранее примерить
параметры своего действия - необходима
психическая ориентировка, образ данных
условий и своего действия в мире. Психическая
ориентировка - фактор успешного поведения.
Объективный признак психики: она существует
там, где наличных механизмов поведения
недостаточно, где нужно наметить действие
заново и приспособить его к конкретным
условиям.
Леонтьев: Психика начинается со способности
ощущать.
Гальперин: Психика есть ориентировка,
ориентировочная деятельность.
Список
литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://flogiston.ru/
Все
рефераты по психологии
Все
рефераты по педагогике |