Креативность, как свойство личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:10, контрольная работа

Описание работы

Почему я выбрала эту тему? На мой взгляд, она достаточно специфична и интересна людям разных возрастов. Интерес к проблеме креативности личности является одной из последних тенденций в современной психологической науке. Интерес к данной проблеме продиктован временем. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для сегодняшней действительности, обществу требуются активные, творчески мыслящие личности.

Содержание

Введение..............................................................................................................31. Креативность.......................................................................................................4
2. Развитие креативности в дошкольном возраст...............................................6
3. Развитие креативности в старшем школьном возрасте .................................8
4. Условия развития креативности.......................................................................9
5.Заключение........................................................................................................10
6. Список используемой литературы..................................................................11

Работа содержит 1 файл

по психологии 1.docx

— 22.87 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по курсу «Психология»

 

 

 

 

 

тема:

 

«Креативность, как  свойство личности» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы:

Введение..................................................................................................................31. Креативность.......................................................................................................4

2. Развитие креативности  в дошкольном возраст...............................................6

3. Развитие креативности  в старшем школьном возрасте .................................8

4. Условия развития креативности.......................................................................9

5.Заключение........................................................................................................10

6. Список используемой  литературы..................................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Почему  я выбрала эту  тему? На мой взгляд, она достаточно специфична и интересна людям  разных возрастов. Интерес к  проблеме креативности личности является одной  из последних тенденций в современной  психологической науке. Интерес  к данной проблеме продиктован временем. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для сегодняшней  действительности, обществу требуются  активные, творчески мыслящие личности. Государство, не способное выявить  и воспитать творческих людей, не способно модифицировать свою социально-экономическую  систему. В настоящее время эта  проблема стоит особенно остро из-за возрастания степени социальной неопределенности.

В связи с этим современным  обществом предъявляются повышенные требования к поколению, вступающему  в жизнь. Способность молодых  к неожиданному взгляду на сложившуюся  природу вещей, их раскованность  и восприимчивость к нестандартным  подходам в решении проблем - это  огромный капитал общества. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни.

В своей работе я сделаю акцент и рассмотрю процессы развития креативности у детей дошкольного  возраста и у старшеклассников.

 

 

 

 

 

1. Креативность.

Креативность - это некоторое глубинное свойство (устойчивая особенность) личности, обусловливающее способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, интенцию на открытие нового и активное преодоление сложившихся стереотипов и проявляющееся в различных формах независимо от внешней установки.

Понятие креативности (от лат. creatio — создание, сотворение), являясь  аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей  нечто качественно новое (либо для  творца, либо для группы или общества в целом). Несмотря на значимость и  большую историю, проблемы творчества и творческих способностей до сих  пор недостаточно разработаны. Как  отмечает известный исследователь  этой проблематики Д. Б. Богоявленская, принципиальная спонтанность творческого  процесса делает его практически  неуловимым для естественно-научных  методов. Эта спонтанность проявляется  как в невозможности прогнозировать момент озарения и творческого решения, так и в неопределенности (неожиданности) самого предмета творчества, творческой идеи, которые могут возникать  вне связи с целью данной познавательной деятельности («чтобы изобретать, надо думать около»). Довольно долго творческие достижения человека объясняли высоким  уровнем общих и специальных  способностей, фактически не выделяли творческие способности как особый вид, отождествляли их с интеллектом.

Изучение креативности за рубежом ведется в основном в  двух направлениях. Одно связано с  вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта, и ориентируется на измерение познавательных процессов  в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется  вниманием к личностным и мотивационным  чертам.

Нет единой точки зрения и в отношении мотивационных  характеристик креативности. Согласно одной точке зрения, креативный индивид  пытается наилучшим образом реализовать  себя, максимально соответствовать  своим возможностям, выполнить новые, непривычные для него виды деятельности, применить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения, мотивация  креативных способностей основана на стремлении к риску, к проверке предела  своих возможностей.

Особый тип интеллектуальных способностей, называемый креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими психологами. Полученные в их исследованиях данные позволяют констатировать следующее:

- существует связь креативности  с творческими достижениями личности, однако сущность этого свойства  пока до конца не выяснена;

- нельзя пока с полной  уверенностью отделить креативность  от интеллекта в традиционном  понимании;

- пока не найдены надежные  способы измерения креативности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие креативности  в дошкольном возрасте.

Начальный период формирования личности относится к дошкольному  возрасту. По мнению Ж. Годфруа, процесс  социализации личности начинается с  первых часов жизни человека (Бабаева  Ю.Д., 2000). Однако, как замечает Е. Ф. Рыбалко, «первые три года жизни являются ее предысторией, периодом создания необходимых  условий ее развития» (Рыбалко Е. А., 1974). По классификации Д. Б. Эльконина, этот период называется младенчеством (Годфруа Ж., 1992). В онтогенезе креативность развивается от самых элементарных до относительно сложных форм качественного  преобразования личности. В дошкольном возрасте активное развитие познавательных процессов и эмоций соотносится  с не менее активным личностным развитием  ребенка. Начальным этапом онтогенеза креативности в этот период является становление самосознания личности путем познания самого себя и окружающего  мира. (Л. И. Божович, Н. Ф. Вишнякова, Е. В. Субботский и др.).

 Социально-экономическая,  культурно-нравственная нестабильность  общества, неустойчивость его интересов,  а также научно- технический прогресс  ставят современного человека  с ранних лет в ситуацию  не только социальной адаптации  к быстро меняющимся условиям  жизни, но и необходимости эффективного  преобразования индивидуального  видения мира, самостоятельного  принятия решений, самореализации, способности генерировать и реализовывать  новые идеи в различных областях  знаний. Именно поэтому поиск  резервов и возможностей развития  творческих способностей детей  дошкольного возраста в условиях  массовых образовательных учреждений  является проблемой, требующей  научно-теоретического и практического  (психолого- педагогического) решения.  Решить эту задачу возможно, рассматривая  креативность как значимый фактор  личностного развития ребенка.  Наметить пути решения данной  проблемы позволяет целый ряд  исследований отечественных психологов, раскрывающих существенные закономерности  психического и личностного развития. Так, следует указать труды  Л. С. Выготского, работы А. Н.  Леонтьева, А. В. Запорожца и  др., работы Д. Б. Эльконина,  В. В. Давыдова, В. В. Рубцова,  Г. А. Цукерман и др., в которых  детально раскрываются механизмы  развивающей учебной деятельности; исследования Л. И. Божович,  Д. И. Фельдштейна, А. Г. Асмолова, B. C. Мухиной, А. В. Захаровой  и др., посвященные личностному  развитию в онтогенезе; исследования  одаренности в работах A. M. Матюшкина,  Е. Л. Яковлевой, Н.Б. Шумаковой,  Е. С. Беловой, Е. И. Щеблановой, B. C. Юркевич.

Влияние личностных факторов на развитие креативности в дошкольном возрасте до сих пор систематически не исследовалось. Возможность влияния  на развитие креативности детей через  воздействие на развивающуюся личность ребенка нуждается в углубленном  изучении и разработке адекватных возрастным особенностям детей методов диагностики  креативности и «Я-концепции» ребенка. Креативность - это составная часть одаренности, являющаяся личностной категорией, продуктивной динамической структурой личности в совокупности творческого потенциала, склонностей и способностей, тaящихся в творческой индивидуальности (A. M. Матюшкин, Н. Ф. Вишнякова, Е. Л. Яковлева). В проблеме личности и творчества подчеркивается приоритет личностных, а не интеллектуальных факторов творчества. Основным условием развития творчества является развитие личности ребенка. При этом постулируется, что развитие всех творческих процессов связано с самореализацией личности. (К. Роджерс). Личностное развитие в дошкольном детстве - это сложное социокультурное становление ребенка, опосредованное образовательной деятельностью, в процессе которой он «присваивает» социальный опыт, рефлексирует его с содержанием имеющегося опыта.

 

 

3. Развитие креативности  как устойчивого свойства личности  в старшем школьном возрасте.

Креативные возможности  существуют в каждом человеке, необходимо создавать условия для их развития. В повседневной жизни, как правило, происходит подавление креативных свойств  индивидуума. Поэтому развитие креативности возможно лишь в специально организованной среде. Кроме того, успешное развитие креативности предполагает обязательный учет механизмов протекания креативного  процесса.

Сталкивая личность с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, старший школьный возраст стимулирует  и актуализирует ее креативные потенции. Благодаря естественной юношеской  гибкости, стремлению заново и критически осмыслить все окружающее, утвердить  свою самостоятельность и оригинальность, активному отказу от стереотипов; стремлению к самосовершенствованию, самоактуализации; формированию «внутренней позиции» личности, определению жизненных  ценностей.

Благоприятным периодом для  развития креативности как устойчивого  свойства личности является старший  школьный возраст, благодаря таким  его психологическим особенностям, как стремление к независимости, утверждение самостоятельности  и оригинальности, формирование «внутренней  позиции» личности, определение жизненных  ценностей, становление устойчивого  образа «Я» и др.

 

 

 

 

 

4. Условия развития  креативности.

Развитие креативности как  устойчивого свойства личности детерминировано  следующими базовыми условиями:

а) внутренним и, к которым  относятся:

- осознание ценности креативных  черт собственной личности;

- эмоционально положительное  отношение к креативному процессу;

- развитые дивергентные  интеллектуальные функции;

- позитивное самоотношение;

- наличие таких личностных  качеств, как независимость, решительность,  настойчивость при достижении  цели, способность отстаивать свое  мнение, способность к риску.

 б) внешним и, в  качестве которых выступают параметры  креативной среды: проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

 Психоразвивающая программа,  построенная с учетом выделенной  совокупности внутренних и внешних  детерминант и реализуемая в  форме психологического тренинга  гуманистической направленности, стимулирует  развитие креативности как устойчивого  личностного свойства в старшем  школьном возрасте.

 

 

 

 

 

 

5. Заключение

Креативные дети, по мнению отечественных психологов, имеют  высокий творческий потенциал. Наиболее общей его характеристикой является, по их мнению, ярко выраженная познавательная потребность. Среди характерологических  особенностей - инициативность, упорство, уклонение от шаблона. У одаренного ребенка процесс развития личности протекает более бурно, а личностно- индивидуальные особенности выражены более ярко и проявляются раньше. Эти особенности получили название «психосоциальной чувствительности» (обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие, высокая эмоциональная чувствительность, чувство личной ответственности).

Подавляющее большинство  методик развития креативности ориентировано  либо целиком, либо преимущественно  на развитие когнитивной ее составляющей. В то же время эти подходы не имеют целью развития креативности как системного свойства личности, не уделяют достаточно внимания мотивационному компоненту креативности. Все это  приводит к тому, что креативность формируется как ситуативное  свойство - реакция на внешние по отношению к субъекту требования и привнесенные извне проблемы. Кроме  того, производимое формирующее воздействие  часто носит локальный характер (направленный на какую-либо конкретную деятельность) и по своей форме  напоминает процесс обучения, что  не позволяет обеспечить наиболее глубинные  изменения в личности.

Информация о работе Креативность, как свойство личности