Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:10, контрольная работа
Почему я выбрала эту тему? На мой взгляд, она достаточно специфична и интересна людям разных возрастов. Интерес к проблеме креативности личности является одной из последних тенденций в современной психологической науке. Интерес к данной проблеме продиктован временем. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для сегодняшней действительности, обществу требуются активные, творчески мыслящие личности.
Введение..............................................................................................................31. Креативность.......................................................................................................4
2. Развитие креативности в дошкольном возраст...............................................6
3. Развитие креативности в старшем школьном возрасте .................................8
4. Условия развития креативности.......................................................................9
5.Заключение........................................................................................................10
6. Список используемой литературы..................................................................11
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Психология»
тема:
«Креативность, как свойство личности»
План работы:
Введение......................
2. Развитие креативности
в дошкольном возраст..........
3. Развитие креативности
в старшем школьном возрасте ..............................
4. Условия развития креативности.
5.Заключение..................
6. Список используемой
литературы....................
Введение.
Почему я выбрала эту
тему? На мой взгляд, она достаточно
специфична и интересна людям
разных возрастов. Интерес к проблеме
креативности личности является одной
из последних тенденций в
В связи с этим современным
обществом предъявляются
В своей работе я сделаю акцент и рассмотрю процессы развития креативности у детей дошкольного возраста и у старшеклассников.
1. Креативность.
Креативность - это некоторое глубинное свойство (устойчивая особенность) личности, обусловливающее способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, интенцию на открытие нового и активное преодоление сложившихся стереотипов и проявляющееся в различных формах независимо от внешней установки.
Понятие креативности (от лат.
creatio — создание, сотворение), являясь
аналогом понятия «творческие
Изучение креативности за рубежом ведется в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта, и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам.
Нет единой точки зрения
и в отношении мотивационных
характеристик креативности. Согласно
одной точке зрения, креативный индивид
пытается наилучшим образом реализовать
себя, максимально соответствовать
своим возможностям, выполнить новые,
непривычные для него виды деятельности,
применить новые способы
Особый тип интеллектуальных способностей, называемый креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими психологами. Полученные в их исследованиях данные позволяют констатировать следующее:
- существует связь креативности
с творческими достижениями
- нельзя пока с полной
уверенностью отделить
- пока не найдены надежные
способы измерения
2. Развитие креативности в дошкольном возрасте.
Начальный период формирования личности относится к дошкольному возрасту. По мнению Ж. Годфруа, процесс социализации личности начинается с первых часов жизни человека (Бабаева Ю.Д., 2000). Однако, как замечает Е. Ф. Рыбалко, «первые три года жизни являются ее предысторией, периодом создания необходимых условий ее развития» (Рыбалко Е. А., 1974). По классификации Д. Б. Эльконина, этот период называется младенчеством (Годфруа Ж., 1992). В онтогенезе креативность развивается от самых элементарных до относительно сложных форм качественного преобразования личности. В дошкольном возрасте активное развитие познавательных процессов и эмоций соотносится с не менее активным личностным развитием ребенка. Начальным этапом онтогенеза креативности в этот период является становление самосознания личности путем познания самого себя и окружающего мира. (Л. И. Божович, Н. Ф. Вишнякова, Е. В. Субботский и др.).
Социально-экономическая,
культурно-нравственная
Влияние личностных факторов
на развитие креативности в дошкольном
возрасте до сих пор систематически
не исследовалось. Возможность влияния
на развитие креативности детей через
воздействие на развивающуюся личность
ребенка нуждается в
3. Развитие креативности
как устойчивого свойства
Креативные возможности существуют в каждом человеке, необходимо создавать условия для их развития. В повседневной жизни, как правило, происходит подавление креативных свойств индивидуума. Поэтому развитие креативности возможно лишь в специально организованной среде. Кроме того, успешное развитие креативности предполагает обязательный учет механизмов протекания креативного процесса.
Сталкивая личность с множеством
новых, противоречивых жизненных ситуаций,
старший школьный возраст стимулирует
и актуализирует ее креативные потенции.
Благодаря естественной юношеской
гибкости, стремлению заново и критически
осмыслить все окружающее, утвердить
свою самостоятельность и
Благоприятным периодом для
развития креативности как устойчивого
свойства личности является старший
школьный возраст, благодаря таким
его психологическим
4. Условия развития креативности.
Развитие креативности как устойчивого свойства личности детерминировано следующими базовыми условиями:
а) внутренним и, к которым относятся:
- осознание ценности креативных черт собственной личности;
- эмоционально положительное
отношение к креативному
- развитые дивергентные интеллектуальные функции;
- позитивное самоотношение;
- наличие таких личностных
качеств, как независимость,
б) внешним и, в
качестве которых выступают
Психоразвивающая программа,
построенная с учетом
5. Заключение
Креативные дети, по мнению
отечественных психологов, имеют
высокий творческий потенциал. Наиболее
общей его характеристикой
Подавляющее большинство методик развития креативности ориентировано либо целиком, либо преимущественно на развитие когнитивной ее составляющей. В то же время эти подходы не имеют целью развития креативности как системного свойства личности, не уделяют достаточно внимания мотивационному компоненту креативности. Все это приводит к тому, что креативность формируется как ситуативное свойство - реакция на внешние по отношению к субъекту требования и привнесенные извне проблемы. Кроме того, производимое формирующее воздействие часто носит локальный характер (направленный на какую-либо конкретную деятельность) и по своей форме напоминает процесс обучения, что не позволяет обеспечить наиболее глубинные изменения в личности.