1. Актуальность
проблемы.
В условиях современной
России, которая динамично изменяется
и развивается в сторону становления
гражданского общества и рыночных отношений
в экономике, возрастает проблема ресурсов
человека, их актуализация и использование на благо общества. Эта же проблема имеет
место в системе образования. Создание
среды, направленной на стимулирование
и развитие индивидуальности, представляется
одной из важных социальных и образовательных
задач. Но для ее решения необходимы развернутые
научные исследования. Креативность является одним из существенных факторов
потенциала и ресурсов индивидуальности
человека.
Исследования творчества
имеют богатую историю в отечественной психологической
науке. В последнее время в психологии
заметно возрос интерес к креативности.
Но в исследованиях накопились определенные
противоречия. Можно отметить по меньшей
мере четыре противоречия:
- Понятие креативности расширилось, но в то же время стало размытым. Утрачена природа креативности, ее сущность.
- В исследованиях креативности преобладают либо аналитические, либо интегративные традиции. Лишь в немногих работах предпринимаются попытки объединить аналитический и интегративный подходы.
- Многие теоретические представления о креативности носят предположительный характер. В то же время многие эмпирические исследования в этой области слабы.
- Эмпирические данные в области креативности весьма противоречивы. Это означает, что вопрос о действительных особенностях креативности остается открытым.
2. Креативность ее механизмы.
Психологическая структура
креативности включает мотивационные, аффективные,
интеллектуальные, эстетические, экзистенциальные,
коммуникативные параметры, компетентность
и функционирует как система. Неизменными
системообразующими в структуре креативности
являются: мотивация (творческая позиция),
интеллектуальные (способность мыслить
в разных направлениях, способность к
преобразованиям) и эстетические (формотворчество,
ассоциативность, перфекционизм) параметры.
Уровни креативности:
- Стимульно-продуктивный уровень: креативность = 0, но начинает все быстрее применять алгоритм (мотивация извне).
- Эвристический: переход к поиску, созданию новых средств постановки цели (мотивация изнутри).
- Креативный: не только поиск эвристик, но и постановка собственной цели. Выход за пределы проблемной ситуации - надситуативность.
Креативность на различных
этапах развития и в рамках одной возрастной
группы проявляется нелинейно и неравномерно.
При этом каждый возрастной период характеризуется
специфическими особенностями. Различия
отдельных параметров креативности у
взрослых имеют статистически достоверные
основания. Приоритет мужчин - интеллектуальные
параметры, компетентность, а также оригинальность
креативных проектов. Доминантой у женщин
являются эмоциональные параметры в структуре
креативности. Период «акме» в творческом
развитии относится к возрасту от 46 до
56 лет. Акмеологическими условиями творческой
продуктивности в данный возрастной период
являются высокий уровень мотивации, а
также процессы интеграции специальных
параметров в структуру креативности.
Для формирования креативности
необходимы следующие условия:
- Отсутствие образца регламентированного поведения;
- Наличие позитивного образца творческого поведения;
- Создание условий для подражания творческому поведению;
- Социальное подкрепление творческого поведения.
3. Работы, наблюдения
и выводы исследователей.
- Работы, посвященные развитию креативности:
- Исследование творческого мышления ( П.П. Подъяков, И. В. Смолярчук, Л.Ф. Обухова и др.). Исследование показало, что успешность решения творческих задач дошкольниками определяется наличием у ребенка мыслительных средств: комплексных и циклических представлений, образов включения. В комплексных представлениях предмет отражается в совокупности свойств. Циклические представления отражают последовательные изменения объектов и явлений. Образы включения позволяют соотносить воспринимаемую реальность не с целостным предметным представлением, а с одной из его деталей.
- Исследование воображения (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова). Исследование выявило: дети от 3 до 5 лет строят новый образ, основываясь на элементе реальности, при этом данный элемент становится центральной частью нового образа. В возрасте 4-5 лет заметно снижение уровня продуктивного воображения. Дети 6-7 лет начинают пользоваться новым типом построения образа: элементы реальности занимают второстепенное место в новом образе, что обуславливает оригинальность и продуктивность решений.
- Исследование творческой одаренности дошкольников (А.М. Матюшкин, Е.С. Белова, И.А. Бурлакова и др.). Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Общей его характеристикой является ярко выраженная познавательная потребность. Особенности - инициативность, упорство, уклонение от шаблона. Процесс развития личности протекает более бурно, а личностно-индивидуальные особенности выражены более ярко и проявляются раньше. Эти особенности получили название "психосоциальной чувствительности" (обостренное чувство справедливости, высокая эмоциональная чувствительность, чувство личной ответственности).
- Исследование Е. Ф. Алфеевой показало, что развитие личности способствует развитию одаренности. Основы такого подхода взяты из гуманистической психологии. Основным условием развития творчества является развитие личности ребенка. У детей с высоким уровнем креативности к 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности; со средним и низким уровнем креативности - средний и низкий уровень развития личностных качеств.
- Исследование креативности (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.Т.Кудрявцев). Д.Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск отмечается к 10 годам, а второй приходится на юношеский возраст. Первому пику соответствует первое проявление креативного уровня, а нижняя граница приходится на старший дошкольный возраст. Неравномерность проявления в рамках одной возрастной группы, в условиях одной системы обучения объясняется Богоявленской существующей в традиционной школе установкой на результат, которая отрицательно сказывается на стремлении детей к исследовательскому поиску. В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда.
- Результаты кросс-культурных исследований:
- Характер культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития.
- Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры, в которой воспитывался ребенок.
- Не существует прерывности в развитии креативности. Спад в развитии креативности может быть объяснен за счет того, насколько выражены новые требования и стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок.
- Спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения.
- В.П. Эфроимсон обнаружил такой факт, как высокий уровень уратов в крови, а также такой биологический признак, как высоколобие креативных людей.
- Согласно В.Ротенбергу, здоровые люди, отличающиеся высокой креативностью, нередко демонстрируют символическое мышление – симптом, чаще всего встречающийся при шизофрении и представляющий собой расстройство мышления, при котором больной придает понятиям аллегорический смысл, совершенно не понятный другим, но имеющий для больного исключительное значение.
- Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет, что о врожденности способностей заключают на основе повторения их у потомков выдающихся людей. При выраженных способностей родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.
- Е.Синицын утверждает, что спонтанность является движущей силой творческого процесса, что именно благодаря ей человек способен освободиться из «психической тюрьмы». Построение образа, пригодного для запоминания, является следствием творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура. Спонтанность тесно связана с самооценкой. Она способствует генерации новых идей и нестандартных решений, тем самым увеличивает креативность.
- Г.В. Бурменская и В.М. Слуцкий выделяют перфекционизм - внутреннюю потребность совершенства, что часто приводит к критическому отношению к собственным достижениям и заниженной самооценке.
- В.М. Астапова отметила высокий уровень тревожности, впечатлительности детей с высоким уровнем креативности.
- Е.Л. Барышникова обнаружила способность креативных детей ценить юмор и быть восприимчивыми к смешному. Отмечены также агрессивность, организаторские способности, альтруизм, эмпатия. Обнаружено, что с ростом уровня креативности повышаются аффективность, дезадаптация, страх смерти, депрессивные тенденции.
- Согласно типологии личности Юнга введение рациональных (мышление и чувство) и иррациональных (ощущение и интуиция) психических функций позволяет объяснить различия людей в восприятии внешнего мира и формировании их суждений о происходящих событиях. Доминирование каждой из функций указывает на преобладание тех или иных методов переработки информации. Мыслящий тип при оценке информации опирается на аргументы и факты и использует логику для их объяснения. В случае господства рациональной функции чувства на первый план выходят эмоции, и суждение формируется на основе сравнения с приятным или неприятным опытом. Ощущение – свойство реалистичного восприятия объектов, а интуиция – неосознанного восприятия сути или скрытого значения объектов. Интуитивный тип реагирует на неосознаваемые образы и символы, опираясь в своем суждении на предчувствия и возникающие догадки. Следует, что устойчивому доминированию рациональных функций соответствует доминирование левого полушария, а иррациональных – правого. Творческая деятельность характеризуется тесной интеграцией полушарий. Личностные особенности, при условии их стойкой выраженности, могут отражать степень предпочтения «спонтанно-поисковой» или «критико-поисковой» стратегии решения проблемы.
- Попытка выявить наследственные условия креативности была предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференцированной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (задатки). Свойством нервной системы, которое могло бы в ходе индивидуального развития обуславливать креативность, считается пластичность. Полюсом, противоположным пластичности, является ригидность, которая проявляется в затруднении переключаемости, неадекватности переноса старых способов действия на новые условия, стереотипности мышления и т. д. Однако вопрос о связи пластичности с креативностью остается открытым.
- Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений. Были обнаружены связи между негармоничными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей.
- Ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Негармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности. Анализ семейных отношений позволил сделать вывод: семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.
- Творческое мышление многими психологами рассматривается как высшее проявление феномена человека, одна из составляющих его духовной и личностной зрелости. Существует представление о том, что творчество является характеристикой особого способа решения жизненных задач. Преобразования, происходящие сегодня в нашем обществе, предъявляют высокие требования к раскрытию интеллектуально-творческого потенциала человека, делают актуальной проблему развития творческих способностей человека как личности. Понимание особенностей творческих людей и исследование феномена креативности позволит продвинуться на пути поиска эффективных способов реализации творческого потенциала личности.
- Исследователи делают следующие выводы:
- Повышение креативности сопровождается невротизацией, в основе которой лежат те же механизмы, что и в основе процессе формирования креативности.
- Повышение креативности в большей или меньшей степени нарушает равновесие в системе жизнедеятельности личности.
- Общая динамика креативности (вслед за повышением креативности наблюдается некоторое понижение) объясняется тем, что психика стремится восстановить равновесие, нарушенное формированием креативных свойств и установок.
- Существуют два основных типа индивидуального реагирования на нарушение равновесия, связанного с повышением креативности: восстановление прежней системы путем понижения креативности или обретение новой устойчивости без понижения креативности.
- Не для всех людей повышение креативности является целесообразным: для одних испытуемых оно связано с выраженным эмоциональным дискомфортом, в то время как другие испытывают более позитивные эмоции.
- Отсутствуют определенные критерии оценки "творческого";
- Природа феномена "творческость" не имеет единого объяснения;
- Существуют различные подходы к рассмотрению творческой способности как врожденной (не изменяющейся характеристике) и как поддающейся изменениям;
- Отсутствуют однозначно интерпретируемые понятия в этой области.
Итог.
Психология креативности
и проблема её развития приобретает
в последнее время особую актуальность. Это обусловлено глобальными
изменениями, динамикой социальных реалий
и потребностью человека реализовать
себя, свои возможности в современном,
постоянно изменяющемся мире.
Происхождение понятия «креативность» и проведенное экспериментальное исследование
позволили определить существенные особенности
креативности, определить ее психологическую
структуру как системного (многоуровневого,
многомерного) образования, индивидуальные,
возрастные различия креативности, особенности
и динамику развития.
Рассматривая творчество
как процесс конструктивных преобразований
информации и созидания результатов,
креативность проявляется в инновационных
преобразованиях человека во всех сферах жизни на уровнях:
личность — процесс — результат.
Учитывая то, что процесс творчества включает две разнонаправленные
тенденции - созидание и разрушение стереотипов,
творческое, креативное поведение индивида
можно рассматривать как «созидательное
разрушение».
Современное общество предоставляет условия для творческого саморазвития.
Информационное пространство является
«креативной средой» и позволяет реализовать потребность
личности в самопознании и творчестве.
Список литературы:
- Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал, 1995. — Т. 16, № 5.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002
- Дорфман Л. Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии, 1999. № 2.
- Иванова Т. В. Остроумие и креативность // Вопросы психологии, 2002. № 1
- Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1998, № 4.
- http://psylist.net/difpsi/u.htm
- http://j-asymmetry.com/2011/12/razumnikova_1_2009/
Содержание:
- Актуальность проблемы.
Креативность ее механизмы.
- Работы, наблюдения и выводы исследователей.
- Итог.
- Список литературы.
Федеральное
агентство по образованию
ГОУ
ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра философии,
истории и права______
Факультет_ финансово-кредитный__________ Специальность_ экономика___________
(направление)
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА № 1
по
дисциплине психология__________________________
по
теме «Креативность и индивидуальные
характеристики»
Студент _ Зензерова Е. С.___
(Ф.И.О.)
Курс__1__
№ группы __1__