Креативность как понятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:47, реферат

Описание работы

В условиях современной России, которая динамично изменяется и развивается в сторону становления гражданского общества и рыночных отношений в экономике, возрастает проблема ресурсов человека, их актуализация и использование на благо общества. Эта же проблема имеет место в системе образования. Создание среды, направленной на стимулирование и развитие индивидуальности, представляется одной из важных социальных и образовательных задач. Но для ее решения необходимы развернутые научные исследования. Креативность является одним из существенных факторов потенциала и ресурсов индивидуальности человека.

Работа содержит 1 файл

псих.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

1. Актуальность проблемы.

В условиях современной  России, которая динамично изменяется и развивается в сторону становления  гражданского общества и рыночных отношений  в экономике, возрастает проблема ресурсов человека, их актуализация и использование на благо общества. Эта же проблема имеет место в системе образования. Создание среды, направленной на стимулирование и развитие индивидуальности, представляется одной из важных социальных и образовательных задач. Но для ее решения необходимы развернутые научные исследования. Креативность является одним из существенных факторов потенциала и ресурсов индивидуальности человека.

Исследования творчества имеют богатую историю в отечественной психологической науке. В последнее время в психологии заметно возрос интерес к креативности. Но в исследованиях накопились определенные противоречия. Можно отметить по меньшей мере четыре противоречия:

  1. Понятие креативности расширилось, но в то же время стало размытым. Утрачена природа креативности, ее сущность.
  2. В исследованиях креативности преобладают либо аналитические, либо интегративные традиции. Лишь в немногих работах предпринимаются попытки объединить аналитический и интегративный подходы.
  3. Многие теоретические представления о креативности носят предположительный характер. В то же время многие эмпирические исследования в этой области слабы.
  4. Эмпирические данные в области креативности весьма противоречивы. Это означает, что вопрос о действительных особенностях креативности остается открытым.

2. Креативность ее механизмы.

Психологическая структура креативности включает мотивационные, аффективные, интеллектуальные, эстетические, экзистенциальные, коммуникативные параметры, компетентность и функционирует как система. Неизменными системообразующими в структуре креативности являются: мотивация (творческая позиция), интеллектуальные (способность мыслить в разных направлениях, способность к преобразованиям) и эстетические (формотворчество, ассоциативность, перфекционизм) параметры.

Уровни креативности:

  1. Стимульно-продуктивный уровень: креативность = 0, но начинает все быстрее применять алгоритм (мотивация извне).
  2. Эвристический: переход к поиску, созданию новых средств постановки цели (мотивация изнутри).
  3. Креативный: не только поиск эвристик, но и постановка собственной цели. Выход за пределы проблемной ситуации - надситуативность.

Креативность на различных  этапах развития и в рамках одной возрастной группы проявляется нелинейно и неравномерно. При этом каждый возрастной период характеризуется специфическими особенностями. Различия отдельных параметров креативности у взрослых имеют статистически достоверные основания. Приоритет мужчин - интеллектуальные параметры, компетентность, а также оригинальность креативных проектов. Доминантой у женщин являются эмоциональные параметры в структуре креативности. Период «акме» в творческом развитии относится к возрасту от 46 до 56 лет. Акмеологическими условиями творческой продуктивности в данный возрастной период являются высокий уровень мотивации, а также процессы интеграции специальных параметров в структуру креативности.

Для формирования креативности необходимы следующие условия:

  1. Отсутствие образца регламентированного поведения;
  2. Наличие позитивного образца творческого поведения;
  3. Создание условий для подражания творческому поведению;
  4. Социальное подкрепление творческого поведения.

3. Работы, наблюдения и выводы исследователей.

  • Работы, посвященные развитию креативности:
  1. Исследование творческого мышления ( П.П. Подъяков, И. В. Смолярчук, Л.Ф. Обухова и др.). Исследование показало, что успешность решения творческих задач дошкольниками определяется наличием у ребенка мыслительных средств: комплексных и циклических представлений, образов включения. В комплексных представлениях предмет отражается в совокупности свойств. Циклические представления отражают последовательные изменения объектов и явлений. Образы включения позволяют соотносить воспринимаемую реальность не с целостным предметным представлением, а с одной из его деталей.
  1. Исследование воображения (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова). Исследование выявило: дети от 3 до 5 лет строят новый образ, основываясь на элементе реальности, при этом данный элемент становится центральной частью нового образа. В возрасте 4-5 лет заметно снижение уровня продуктивного воображения. Дети 6-7 лет начинают пользоваться новым типом построения образа: элементы реальности занимают второстепенное место в новом образе, что обуславливает оригинальность и продуктивность решений.
  2. Исследование творческой одаренности дошкольников (А.М. Матюшкин, Е.С. Белова, И.А. Бурлакова и др.). Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Общей его характеристикой является ярко выраженная познавательная потребность. Особенности - инициативность, упорство, уклонение от шаблона. Процесс развития личности протекает более бурно, а личностно-индивидуальные особенности выражены более ярко и проявляются раньше. Эти особенности получили название "психосоциальной чувствительности" (обостренное чувство справедливости, высокая эмоциональная чувствительность, чувство личной ответственности).
  3. Исследование Е. Ф. Алфеевой показало, что развитие личности способствует развитию одаренности. Основы такого подхода взяты из гуманистической психологии. Основным условием развития творчества является развитие личности ребенка. У детей с высоким уровнем креативности к 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности; со средним и низким уровнем креативности - средний и низкий уровень развития личностных качеств.
  4. Исследование креативности (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.Т.Кудрявцев). Д.Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск отмечается к 10 годам, а второй приходится на юношеский возраст. Первому пику соответствует первое проявление креативного уровня, а нижняя граница приходится на старший дошкольный возраст. Неравномерность проявления в рамках одной возрастной группы, в условиях одной системы обучения объясняется Богоявленской существующей в традиционной школе установкой на результат, которая отрицательно сказывается на стремлении детей к исследовательскому поиску. В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда.
  5. Результаты кросс-культурных исследований:
    1. Характер культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития.
    2. Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры, в которой воспитывался ребенок.
    3. Не существует прерывности в развитии креативности. Спад в развитии креативности может быть объяснен за счет того, насколько выражены новые требования и стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок.
    4. Спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения.
  • В.П. Эфроимсон обнаружил такой факт, как высокий уровень уратов в крови, а также такой биологический признак, как высоколобие креативных людей.
  • Согласно В.Ротенбергу, здоровые люди, отличающиеся высокой креативностью, нередко демонстрируют символическое мышление – симптом, чаще всего встречающийся при шизофрении и представляющий собой расстройство мышления, при котором больной придает понятиям аллегорический смысл, совершенно не понятный другим, но имеющий для больного исключительное значение.
  • Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет, что о врожденности способностей заключают на основе повторения их у потомков выдающихся людей. При выраженных способностей родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.
  • Е.Синицын утверждает, что спонтанность является движущей силой творческого процесса, что именно благодаря ей человек способен освободиться из «психической тюрьмы». Построение образа, пригодного для запоминания, является следствием творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура. Спонтанность тесно связана с самооценкой. Она способствует генерации новых идей и нестандартных решений, тем самым увеличивает креативность.
  • Г.В. Бурменская и В.М. Слуцкий выделяют перфекционизм - внутреннюю потребность совершенства, что часто приводит к критическому отношению к собственным достижениям и заниженной самооценке.
  • В.М. Астапова отметила высокий уровень тревожности, впечатлительности детей с высоким уровнем креативности.
  • Е.Л. Барышникова обнаружила способность креативных детей ценить юмор и быть восприимчивыми к смешному. Отмечены также агрессивность, организаторские способности, альтруизм, эмпатия. Обнаружено, что с ростом уровня креативности повышаются аффективность, дезадаптация, страх смерти, депрессивные тенденции.
  • Согласно типологии личности Юнга введение рациональных (мышление и чувство) и иррациональных (ощущение и интуиция) психических функций позволяет объяснить различия людей в восприятии внешнего мира и формировании их суждений о происходящих событиях. Доминирование каждой из функций указывает на преобладание тех или иных методов переработки информации. Мыслящий тип при оценке информации опирается на аргументы и факты и использует логику для их объяснения. В случае господства рациональной функции чувства на первый план выходят эмоции, и суждение формируется на основе сравнения с приятным или неприятным опытом. Ощущение – свойство реалистичного восприятия объектов, а интуиция – неосознанного восприятия сути или скрытого значения объектов. Интуитивный тип реагирует на неосознаваемые образы и символы, опираясь в своем суждении на предчувствия и возникающие догадки. Следует, что устойчивому доминированию рациональных функций соответствует доминирование левого полушария, а иррациональных – правого. Творческая деятельность характеризуется тесной интеграцией полушарий. Личностные особенности, при условии их стойкой выраженности, могут отражать степень предпочтения «спонтанно-поисковой» или «критико-поисковой» стратегии решения проблемы.
  • Попытка выявить наследственные условия креативности была предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференцированной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (задатки). Свойством нервной системы, которое могло бы в ходе индивидуального развития обуславливать креативность, считается пластичность. Полюсом, противоположным пластичности, является ригидность, которая проявляется в затруднении переключаемости, неадекватности переноса старых способов действия на новые условия, стереотипности мышления и т. д. Однако вопрос о связи пластичности с креативностью остается открытым.
  • Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений. Были обнаружены связи между негармоничными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей.
  • Ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Негармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности. Анализ семейных отношений позволил сделать вывод: семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.
  • Творческое мышление многими психологами рассматривается как высшее проявление феномена человека, одна из составляющих его духовной и личностной зрелости. Существует представление о том, что творчество является характеристикой особого способа решения жизненных задач. Преобразования, происходящие сегодня в нашем обществе, предъявляют высокие требования к раскрытию интеллектуально-творческого потенциала человека, делают актуальной проблему развития творческих способностей человека как личности. Понимание особенностей творческих людей и исследование феномена креативности позволит продвинуться на пути поиска эффективных способов реализации творческого потенциала личности.

 

  • Исследователи делают следующие выводы:
    1. Повышение креативности сопровождается невротизацией, в основе которой лежат те же механизмы, что и в основе процессе формирования креативности.
    2. Повышение креативности в большей или меньшей степени нарушает равновесие в системе жизнедеятельности личности.
    3. Общая динамика креативности (вслед за повышением креативности наблюдается некоторое понижение) объясняется тем, что психика стремится восстановить равновесие, нарушенное формированием креативных свойств и установок.
    4. Существуют два основных типа индивидуального реагирования на нарушение равновесия, связанного с повышением креативности: восстановление прежней системы путем понижения креативности или обретение новой устойчивости без понижения креативности.
    5. Не для всех людей повышение креативности является целесообразным: для одних испытуемых оно связано с выраженным эмоциональным дискомфортом, в то время как другие испытывают более позитивные эмоции.
    6. Отсутствуют определенные критерии оценки "творческого";
    7. Природа феномена "творческость" не имеет единого объяснения;
    8. Существуют различные подходы к рассмотрению творческой способности как врожденной (не изменяющейся характеристике) и как поддающейся изменениям;
    9. Отсутствуют однозначно интерпретируемые понятия в этой области.

Итог.

Психология креативности и проблема её развития приобретает  в последнее время особую актуальность. Это обусловлено глобальными изменениями, динамикой социальных реалий и потребностью человека реализовать себя, свои возможности в современном, постоянно изменяющемся мире.

Происхождение понятия «креативность» и проведенное экспериментальное исследование позволили определить существенные особенности креативности, определить ее психологическую структуру как системного (многоуровневого, многомерного) образования, индивидуальные, возрастные различия креативности, особенности и динамику развития.

Рассматривая творчество как процесс конструктивных преобразований информации и созидания результатов, креативность проявляется в инновационных  преобразованиях человека во всех сферах жизни на уровнях: личность —  процесс — результат.

Учитывая то, что процесс творчества включает две разнонаправленные тенденции - созидание и разрушение стереотипов, творческое, креативное поведение индивида можно рассматривать как «созидательное разрушение».

Современное общество предоставляет условия для творческого саморазвития. Информационное пространство является «креативной средой» и позволяет реализовать потребность личности в самопознании и творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал, 1995. — Т. 16, № 5.
  2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002
  3. Дорфман Л. Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии, 1999. № 2.
  4. Иванова Т. В. Остроумие и креативность // Вопросы психологии, 2002. № 1    
  5. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1998, № 4.
  6. http://psylist.net/difpsi/u.htm
  7. http://j-asymmetry.com/2011/12/razumnikova_1_2009/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Актуальность проблемы.
  1. Креативность ее механизмы.

  1. Работы, наблюдения и выводы исследователей.
  2. Итог.
  3. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

Кафедра философии, истории и права______

 

         Факультет_   финансово-кредитный__________ Специальность_   экономика___________

(направление)

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

по  дисциплине психология__________________________

по  теме «Креативность и индивидуальные характеристики»

 

 

 

 

 

 

Студент       _ Зензерова Е. С.___

(Ф.И.О.)

                                                   Курс__1__   № группы __1__

Информация о работе Креативность как понятие