Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:57, реферат
Одно из первых упоминаний о применении психодиагнстических процедур для решения актуальных проблем практики можно найти в литературе о Древнем Египте. Оказалось, что в жрецы посвящался лишь тот, кто способен был выдержать ряд длительных проверочных процедур.
1. История развития и становления психологической диагностики. Особенности и общие признаки психодиагностических процедур прошлого: создание экстремального фона обследования, целостный подход к диагностике человека, практическая и социальная направленность.
2. Г.Роршах - один из основателей научной психологической диагностике.
3. Основные источники становления психологической диагностики - экспериментальная, дифференциальная, прикладная психология, тестология.
Тема 2
1.В истории
развития человечества
Одно из первых упоминаний о применении психодиагнстических процедур для решения актуальных проблем практики можно найти в литературе о Древнем Египте. Оказалось, что в жрецы посвящался лишь тот, кто способен был выдержать ряд длительных проверочных процедур. На первом этапе "диагностики" большое внимание уделялось внешнему виду кандидатов. С помощью беседы выяснялись не только важные биографические сведения, но и уровень культуры, общий уровень развития, кругозор. Оценивалось умение говорить. На втором этапе следовало испытание смертью. Если сознание новичка сохранялось в норме и если желание посвятить себя тайнам жреческого искусства не пропадало, то следовало испытание умением трудиться, слушать и молчать. Затем претендент испытывался огнем, водой и полным одиночеством. Самый решающий этап был связан с испытанием красивой женщиной. Тот, кто поддавался соблазну, лишался свободы и под страхом смерти оставался в храме в качестве раба. Если же кандидат в жрецы отталкивал искусительницу, то вступал на путь долгого обучения.
За много лет до нашей эры в Древнем Китае существовала система тестирования способностей и отбора правительственных чиновников. Каждые три года сам император экзаменовал чиновников по шести видам искусства: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению читать, умению писать, знанию ритуалов и церемоний. Кроме того, оценивалось поведение чиновников быту. Подобная система "профессиональной диагностики" просуществовала довольно долго и затем была усложнена. В нее дополнительно были включены обязательные знания гражданского права, военного дела, финансов, сельского хозяйства и географии.
Любопытна и
в определенной мере поучительна
система диагностики
Строгая система диагностики готовности к обучению в школе существовала у Пифагора. Пифагор с большим трудом принимал в свою школу новичков. Он считал, что не из каждого дерева можно выточить Меркурия. Ученый внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, скрыто наблюдал за поведением претендентов. Особое значение Пифагор придавал походке и смеху молодых людей. Он утверждал, что манера смеяться и ходить может многое сказать о характере человека. Испытания Пифагора состояло из двух этапов. Прежде всего, "диагностировалась" стрессоустойчивость претендента. Он должен был переночевать одни в пещере. Затем проводилось тестирование интеллекта. При этом предлагалась заведомо не решаемая задача. Обескураженного новичка вводили в зал. И все, кто уже учился в школе, оскорбляли неудачника и смеялись над ним. Если поведение "жертвы" отличалось присутствием духа, умением держать себя и с достоинством отвечать на выпады, то испытание заканчивалось приемом в школу.
Возникает предположение, что одно из первых тестирований в нашей стране было проведено в 1666 году царем Алексеем Михайловичем с целью получения общественного мнения о русской церкви. Перед церковным собором царь поодиночке вызывал к себе всех участников и предлагал письменно ответить на три вопроса: 1. Имеют ли право восточные патриархи вершить дела русской церкви. 2. Достоверны ли печатные греческие книги. 3. Правильны ли решения предыдущего собора 1654 года.
О том, как проходило тестирование в России отчасти можно узнать по рассказу А.П.Чехова "Экзамен на чин". Герою рассказа, для того чтобы продвинуться по служебной лестнице, необходимо было сдать несколько серьезных экзаменов. И каждый из педагогов, по мнению героя, специально задавал "каверзные" вопросы.
Если проанализировать все рассмотренные "прошлые" психодиагностические подходы, то можно увидеть в них ряд признаков, которые использует современный психолог-диагностик. Своеобразная преемственность наблюдается в следующем.
2. Становление
и развитие как научной, так
и практической
Введение в
область психологических
Психологическая диагностика заимствовала у экспериментальной психологии количественный принцип, превратившийся в методологический. Он составляет основу всех процедур и оценок диагностических возможностей тестов. Экспериментальная психология стимулировала развитие психодиагностики разработкой многочисленных процедур и приемов.
Другой, исторически
не менее важный, источник психологической
диагностики заключен в дифференциальной
психологии. Ее корни находятся, как известно,
в идеях дарвинизма, популярных в ХIХ в.
и проникших в психологию во многом благодаря
исследованиям Ф.Гальтона. Именно он, применяя
экспериментально-
Основателем дифференциальной
психологии (индивидуальных различий)
принято считать В.Штерна, который
еще в 1900 г. призывал психологов заниматься
не только исследованием общих
А.Бине теоретически обосновал и доказал практически возможность диагностики высших психических процессов. Он впервые сконструировал тест для измерения умственного развития детей. Несмотря на недостаточное теоретическое обоснование и несовершенство получение количественных данных, тест получил широкое распространение во многих странах. В 1923 году после адаптации тест был издан в нашей стране.
Прикладную психологию
принято считать третьим
Наиболее сильное
влияние на становление психологической
диагностики как
Однако и в то время тестология не рассматривалась единственным направлением в выявлении индивидуальных психологических особенностей человека. В 1912 году русский ученый А.Ф.Лазурский писал о недостаточности изучения индивидуального своеобразия только с помощью тестов. Он выступал за активное внедрение в психологию естественного эксперимента. Естественный эксперимент в отличие от самого обширного теста позволял психологу изучать не отдельные психические процессы, а личность в целом.
Приблизительно в это же время другим отечественным психологом Г.И.Россолимо был предложен метод целостной диагностики личности с помощью "психологического профиля". Применение профиля позволяло увидеть уровень развития психических процессов, их динамику под влиянием различных воздействий и коррекционных приемов. Заслуга Г.И.Россолимо состоит в том, что его идеи измерения психического своеобразия с помощью профиля подтолкнули к разработке новых тестовых методик. Многие современные тесты достижений и личностные опросники построены на принципах психологического профиля, например шкала Векслера, 16-факторый опросник Кэттелла, Фрайбургский личностный опросник и т.п.
3. Хотя история
психологической диагностики
Интересна судьба этого ученого. Г.Роршах родился в 1884 году в Цюрихе, в семье художника. После окончания основной школы посещал гимназию. В Швейцарии гимназистам в последние годы было разрешено присоединяться к каким-либо студенческим общества. Роршах также принадлежал к одному из обществ. В этом обществе - и это звучит почти фантастично - ему было дано прозвище - "клякса". Сейчас трудно установить, было ли это прозвище намеком на профессию отца. Ведь от сына ожидали, что он станет художников. Возможно, что прозвище отражало увлечение Роршахом кляксографией - игрой, которой в свободное время увлекались дети и юноши Швейцарии.
Некоторое время разносторонний и способный молодой человек был в сомнении, должен ли он стать художником или он должен изучать естественные науки. В 19 лет Роршах стал изучать медицину, в основном психиатрию. В 28 лет он защитил докторскую диссертацию по медицине. В 1912 году Роршах впервые использовал кляксографию. Главный научный интерес Роршаха составлял психоанализ. Результаты психоаналитических исследований отражены во многих публикациях, таких как "Рефлексивная галлюцинация и символика", "Пример неудачной сублимации забывания имен", "К символике змеи и галстука" и т.п.