Контрольная работа по "Возрастной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

1. Методы возрастной психологии
2. Психологические особенности новорожденного
Младенчество
4. Развитие психологии в дошкольном возрасте.
5. Кризис 6 – 7 лет

Работа содержит 1 файл

возрастная психология Марданшина СГ.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

     1. Методы возрастной  психологии

     В психологии выделяется четыре группы методов.

     К первой группе методов, которые можно  назвать организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. В детской психологии и психологии взрослых сравнительный метод выступает в виде метода возрастных, или «поперечных», срезов. Сравнительно – возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. Параллельно со сравнительным методом в возрастной психологии разрабатывался лонгитюдный метод. Он предполагает: многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет. В современных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы. в которых участвуют представители других наук. Такого рода исследование позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и т.п.).

     Вторую, самую обширную группу методов составляют эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе методов относятся: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ разного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).

     Третью  группу составляют методы обработки данных. К этим методам относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы.

     Четвертая группа – интерпретационные методы. Сюда относятся генетический и структурный методы. Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития. Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

     Эксперимент–изучение  психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту, как правило, предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяется замысел эксперимента и его цель. Эксперимент, особенно проведенный в лабораторных условиях, позволяет изучить явление в чистом виде, отчленив его от других явлений и сведя до минимума влияние неконтролируемых условий. В зависимости от того, насколько естественны условия проведения эксперимента, он делится на лабораторный и естественный. В зависимости от степени вмешательства в протекание психических явлений эксперимент можно разделить на констатирующий и формирующий, или преобразующий (обучающий и воспитывающий).

     Констатирующий  эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные психические  особенности и дает предварительный  материал об уровне развития соответствующего качества Формирующий эксперимент  предполагает целенаправленное воздействие на ученика в целях формирования у него определенных качеств. В экспериментальных исследованиях детской психологии определенное значение имеет «близнецовый метод».

     В зависимости от того, что является задачей эксперимента – качественная или количественная характеристика психического явления или получение данных для характеристики определенного лица (группы лиц), эксперимент делится на исследовательский и испытательный. Испытательный эксперимент называют тестом. Тесты – это краткие экспериментальные приемы, применяемые для выявления уровня психического развития личности. 

     2. Психологические  особенности новорожденного.

     Главная особенность новорождённости связана  со спецификой социальной ситуации развития: ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка в это время занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Новорождённость, как соединительное звено, совмещает в себе черты того и другого, и эта двойственность характеризует всю жизнь маленького существа.

     1. Так, после рождения непосредственная  физическая связь с матерью  уже отсутствует, но он продолжает  получать пищу, вырабатывающуюся  в материнском организме (молозиво, молоко), и иначе питаться не может (следовательно, питание ребенка представляет собой переходную форму от внутриутробного к внеутробному существованию).

     2. Такая же двойственность отмечается  в самой форме существования  ребенка. Около 80% суток он спит (у взрослого норма составляет 20%), причем сон носит полифазный характер: короткие периоды сна чередуются с крошечными очагами бодрствования. Сам сон еще недостаточно отдифференцирован от бодрствования, поэтому чаще у новорождённого наблюдается среднее состояние между сном и бодрствованием — нечто, напоминающее дремоту. Ребенок способен засыпать с открытыми (или полуоткрытыми) глазами, а бодрствовать — с закрытыми, находясь в дремоте.

     Несмотря  на кажущуюся большую длительность сна, оказывается, что его реальные периоды весьма коротки. В первые дни он по преимуществу спит и бодрствует примерно 3 мин в час днем и 1—2 мин в час ночью. К концу месяца эти цифры достигают 6-7 мин в час. В эти минуты бодрствования ребенок легко раздражается, плачет.

     3. Противоречия этого возраста заметны и в двигательной активности ребенка: с одной стороны, он уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внутренние раздражители; с другой стороны, он еще лишен самостоятельного передвижения в пространстве и может передвигаться только с помощью взрослых.

     Новорождённый почти неподвижен: в основном он лежит на спине и не может перевернуться  или передвинуться. К 4-м неделям  он принимает, лежа на спине, позу «фехтовальщика», определяемую тоническими шейными  рефлексами, и сжимает ручки в кулачки.

     Новорождённость является единственным периодом в жизни  человека, когда еще можно наблюдать  в чистом виде проявления врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание ребенка.

     Для психической жизни новорождённого характерны два главных момента  — преобладание нерасчлененных переживаний  и отсутствие выделения себя из среды. Главной особенностью психической жизни новорождённого является то, что в первый месяц жизни для него не существует ни кто-то, ни что-то; все раздражения и все окружающее он переживает только как субъективные состояния. Чувственное и эмоциональное (ощущение и переживание) в нем нераздельно слиты; ребенок не выделяет себя из среды, не отделяет от матери.

     Новорождённый почти ничем не интересуется, поэтому  ему бесполезно покупать и показывать игрушки. В первые недели его вообще не интересуют никакие стороны внешней среды. Единственное, что его заботит, — отсутствие дискомфорта. А в состояние дискомфорта он попадает весьма часто: перед и после кормления, перед и после смены мокрых пеленок, от шума, от внезапного изменения положения. Он постоянно стремится вернуться в состояние сонливости, и только со 2-го месяца будет активно искать внешних воздействий. Уже в период новорожденности появляются индивидуально-психологические различия:

    1. по уровню двигательной активности выделяются вялые и пассивные дети, которые лежа на животе или спине, остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не переложат; и активные, которые сразу поворачиваются;
    2. по уровню мышечного тонуса – одни дети очень напряжены, их колени постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки; другие более расслаблены;
    3. по уровню функционирования сесорно-двигательного аппрата. Они при самом незначительном шуме вздрагивают и ноги начинают беспорядочно двигаться; движения других более упорядочены и ритмичны.

     Вопрос  о границах новорождённости постоянно дискутируется. Физиологи на основе отпадения пуповины, аблитерации баталова протока и пупочной вены и т.п. признаков называют верхней границей 6—7-й, 10-й, 20—21-й день, 1-й месяц и т.д.

     Физиологически  этот период длится около трех недель, и незаметно, без резкой грани ребенок переходит ко второму месяцу грудничкового периода. Физиологические и психологические критерии возраста могут и не совпадать.

     В психологии критерием возрастного  этапа считается основное и центральное новообразование, характеризующее известную ступень в социальном развитии ребенка. В этом смысле верхняя граница новорождённости попадает на конец первого—начало второго месяца жизни, когда наступает поворот в психическом развитии, связанный с изменением социальной ситуации развития. Этот поворот связан с появлением «комплекса оживления», т.е. с первой специфической реакцией ребенка на человека. 

  1. Младенчество

     Младенчество  – особая пора в развитии ребенка. Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов.

     Во-первых, младенец даже биологически – беспомощное  существо. Самостоятельно он оказывается  не в состоянии удовлетворить  даже базовые жизненные потребности. Жизнь младенца целиком и полностью  зависит от ухаживающего за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве, даже переворачивание с боку на бок осуществляется не иначе, как в помощью взрослого. Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом – его отношение к действительности изначально социально.

     Во-вторых, будучи вплетенным в социальное, ребенок  лишен основного средства общения  – речи. Всей организацией жизни  ребенок принужден к максимальному  общению со взрослым, но это общение  своеобразное – бессловесное.

     В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

     Начало  младенческого возраста совпадает  с окончанием кризиса новорождённости. Поворотный пункт находится между 2-м и 3-м месяцами жизни ребенка и знаменуется выделением взрослого человека как центрального элемента окружающей действительности.

     Первая  специфическая форма реагирования именно на человека (на его лицо или  голос) появляется к 2–3 месяцу. В психологии она получила название «комплекса оживления». Он включает в себя 3 компонента:

    • улыбка: первые улыбки могут фиксироваться на 1-й неделе 2-го месяца жизни. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. Первые улыбки легкие, с растягиванием рта, но без размыкания губ. Постепенно ребенок начинает улыбаться спокойно, с серьезной спокойной мимикой. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой;
    • вокализации, ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает навстречу взрослому;
    • двигательные реакции, оживление: открывается «комплекс оживления» поворачиванием головки, скашиванием глазок на взрослого, слабыми движениями ручек и ножек. Постепенно ребенок начинает вскидывать ручки, сгибать ноги в коленях, поворачивается на бок с выгибанием спинки. В развитом комплексе отмечаются энергичные повторные прогибы спинки с упором затылком и пятками («мостики») со столь же энергичным выпрямлением, а также шагающие движения ножками, вскидывание, размахивание и опускание ручек.

     «Комплекс оживления» проходит 3 стадии:

  1. улыбка;
  2. улыбка + гуление;
  3. улыбка + вокализации + двигательное оживление (к 3 месяцам).

     Кроме того, начало «комплекса оживления» связано с генерализованным привлечением любого взрослого, конец характеризуется появлением избирательного общения. Так, уже 3-месячный ребенок выделяет свою мать из окружения, а к 6 месяцам начинает отличать своих от чужих. С 8=9 месяцев ребенок будет проявлять активность, затевая первые игры со взрослыми (не из-за самой игры, а из-за удовольствия общения со взрослым), а к 11-12 месяцам дети уже умеют не только наблюдать за взрослыми, но и обращаться к ним за помощью. Подражает ребенок всегда только человеку.

     Примерно  до 5 месяцев «комплекс оживления» развивается и сохраняется как  целое, а к 6 месяцам отмирает как  единая комплексная реакция, но его  компоненты начинают трансформироваться: улыбка – в мимику, гуление –  в речь, двигательное оживление –  в хватание.

     Общий принцип, которому подчинено развитие младенца, такой: сенсорное развитие опережает моторное, и это существенно  отличает младенца от детенышей животных, у которых все наоборот: сенсорика  отстает от моторики.

     Развитие  моторики младенца подчинено определенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения ручек и верхней половины тела, затем – ножек и нижней части тела.

Информация о работе Контрольная работа по "Возрастной психологии"