Контрольная работа по "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Управление насквозь пронизано психологическим содержанием, т.к. главным действующим лицом его является человек со своими способностями, интеллектом, мотивацией, личностными и другими особенностями. Как сложное системное образование, управление связано со многими переменными, в том числе и психологическими. Поэтому возникла особая наука – психология управления.

Содержание

Предмет изучения управленческой психологии. Важнейшие принципы психологии.
Понятие о руководстве и лидерстве.
Процесс принятия группового решения. Методы организации групповых дискуссий при принятии группового решения: совещания, мозговой штурм, метод синектики и др.

Работа содержит 1 файл

управленческая психология вариант 2.docx

— 38.22 Кб (Скачать)

Вариант 2. 

  1. Предмет изучения управленческой психологии. Важнейшие  принципы психологии.
  2. Понятие о руководстве и лидерстве.
  3. Процесс принятия группового решения. Методы организации групповых дискуссий при принятии группового решения: совещания, мозговой штурм, метод синектики и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Предмет  изучения управленческой  психологии. Важнейшие  принципы психологии.

         Управление  насквозь  пронизано  психологическим  содержанием,   т.к. главным действующим лицом его  является  человек  со  своими  способностями, интеллектом, мотивацией, личностными и другими  особенностями.  Как  сложное системное образование, управление связано  со  многими  переменными,  в  том числе  и  психологическими.  Поэтому  возникла  особая  наука  –  психология управления. Она существует и развивается на стыке двух  наук:  психологии  и управления.  Психология  управления,  как  часть  науки  управления,   имеет непосредственное  отношение  к  изучению   разработки   повышения   качества жизнедеятельности организации. Психология управления  является  направлением психологической  науки,  она  изучает  психику  человека,  даёт  психическую характеристику  его  управленческой  деятельности  и  анализирует   качества необходимые для её успешного осуществления.

    Психология  управления в качестве предмета своего изучения  имеет  дело  с человеком, его  психикой  и  особенностями  деятельности.  Предмет  изучения психологи управления чрезвычайно разнообразен. Можно выделить следующие  его составляющие:

    1. Предметом психологии управления  являются  психологические  особенности руководителя  и  исполнителей.   Качества   руководителей,   психологическая характеристика управленческой деятельности не изучаются  в  других  отраслях психологии, а составляют предмет только психологии управления.

    2. Эффективность деятельности человека  обуславливается не только степенью его профессиональной подготовки, но и психологическим состоянием, в  котором находится человек в данный  момент.  Поэтому  изучение  различных  факторов, оказывающих  благоприятное  или   отрицательное   влияние   на   психическое состояние человека, имеет большое значение для повышения  эффективности  его работы.

    3. Психология управления  изучает   особенности  информации,  существующей между   руководителями   и   исполнителями,    раскрывает    психологические особенности этой информации.

    4. Психология управления изучает  взаимоотношения  между  руководителем   и исполнителем, взаимоотношения между членами руководимого коллектива.

    Изучая  особенности  психики  человека  в  управленческой   деятельности, психология управления даёт рекомендации по  использованию  этих  факторов  в управлении. Эта особенность характеризует её как прикладную науку.

    Важнейшие принципы психологии.

    Исходными  положениями или важнейшими принципами, которыми пользуется общая психология и все составляющие её отрасли  наук, являются следующие:

    принцип детерминизма – признание взаимосвязи и взаимообусловленности психических явлений как друг с другом, так и с окружающей материальной средой; с этих позиций обосновывается тесная связь сферы подсознания и сознания человека; единство его внутренних психических состояний и поведения; взаимозависимость психики и окружающей человека внешней природной и социальной среды

    принцип системности – трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации; этот принцип позволяет выделять особые типы темпераментов, характеров людей;

    принцип развития – признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому; этот принцип определяет возможность корректировки, совершенствования как индивидуальной, так и групповой психики.

    Без глубокого понимания эти основополагающих принципов психология в значительной мере теряла бы своё практическое значение. 

2.Понятие  о руководстве  и лидерстве.

    Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

    Таблица 1. Матрица базовых  стратегий

    Руководство     Лидерство
    1. Осуществляется регуляция официальных  отношений группы как некоторой  социальной организации     1. Осуществляется регуляция межличностных  отношений в группе
    2. Связано со всей системой общественных  отношений и является элементом  макросреды     2. Является элементом макросреды (так  же, как сама малая группа)
    3. Целенаправленный процесс, осуществляемый  под контролем различных элементов  социальной структуры     3. Возникает стихийно
    4. Явление более стабильное     4. Явление менее стабильное и  зависит в большей степени  от настроения группы
    5. Более определенная система различных  санкций     5. Менее определенная система различных  санкций
    6. Процесс принятия решений значительно  более сложен и опосредован  множеством различных обстоятельств  и соображений, не обязательно связанных с данной группой     6. Решения принимают непосредственно  по групповой деятельности
    7. Сфера действий руководителя  шире, поскольку он представляет  малую группу в более широкой  социальной системе     7. Сфера деятельности лидера —  в основном малая группа

    Существует  различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации  и естественным лидерством — когда  влияние исходит из признания  другими личного превосходства  лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния  переплетаются в большей или  меньшей степени. Важно здесь  не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими  качествами.

    Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

    Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют  дело с одним и тем же типом  проблем, связанных со стимулированием  персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

    Руководитель  — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

    Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая дрим свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

    Руководители  имеют тенденцию занимать пассивную  позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости  ориентируются на кем-то установленные  цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения  отношения людей к делу.

    Официально  назначенный руководитель подразделения  обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому  он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что  быть руководителем не означает автоматически  считаться лидером, так как лидерство  в значительной мере базируется на неформальной основе.

    Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим  положением и особенно не стремится  к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой  подчиненных, может считать, что  эмоциональная привязанность к  рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в  противоречие с его личными амбициями  и оказаться в конфликте с  его приверженностью руководящей  группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится  сделать все от него зависящее, чтобы  защитить их интересы.

    Руководители  предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные  играют в запрограммированной цепочке  событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

    Руководители  обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в  основу групповой, совместной работы.

    Используя свой профессионализм, различные способности  и умения, руководители концентрируют  свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей  решения проблемы. Решения часто  принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных  решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя  выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения  соответствующего вознаграждения.

    Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального  и формального лидера. Процесс  влияния через способности и  умения или другие ресурсы, необходимые  людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

    Формальный  лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных  полномочий и обычно действует в  отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается  за счет своих способностей оказывать  влияние на других и благодаря  своим деловым и личным качествам.

    На  практике, как правило, не наблюдается  идеального соблюдения этих двух типов  отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант  встречается в реальной жизни  реже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Процесс  принятия группового  решения. Методы  организации групповых  дискуссий при  принятии группового  решения: совещания,  мозговой штурм,  метод синектики и др. 

     Процесс принятия группового решения тесно  связан с проблемой лидерства и руководства, потому что принятие решения – одна из важных функций руководителя, а организация группы для принятия такого решения – особенно сложная функция. В современных условиях, когда деятельность групп активизируется во многих звеньях общественного организма, эта проблема приобретает особую актуальность. Не только в социальной психологии, психологии управления,  но и в повседневной практике разработаны различные методы принятия групповых решений, и дело науки – выявить в полной мере их возможности, оценить их эффективность и применимость в различных конкретных ситуациях. Более подробное рассмотрение управленческих аспектов процесса принятия группового решения будет способствовать повышению качества групповых решений и сплоченности коллективов, более эффективной деятельности групп.

     Наиболее  исследована роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения. Были выявлены две важные закономерности: 1.) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации; 2.) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму. Значение групповой дискуссии изучалось в дальнейшем не только с точки зрения ценности принятого решения, но и с точки зрения тех последствий, которые сам факт дискуссии имел для группы в плане перестраивания структуры внутригрупповых отношений. Что же касается влияния групповой дискуссии как стадии, предшествующей принятию группового решения, то направление дальнейшего анализа также обозначилось довольно четко: начался – особенно на прикладном уровне – активный поиск различных форм групповой дискуссии, стимулирующих принятие решения.

     Некоторые из этих форм хорошо известны, они выдвинуты  самой практикой, их ценность давно осознана и даже получила закрепление в пословицах («ум хорошо, а два лучше» и т.д.). Например, широко практикуемой формой являются различного рода совещания, что – в терминах социально-психологического анализа – является своеобразной формой групповой дискуссии. Можно сказать, что социальная психология в долгу перед практикой в смысле описания психологической структуры совещании, выявления резервов для принятия оптимальных групповых решений.

Информация о работе Контрольная работа по "Психология"