Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:34, контрольная работа
Каждая из психологических школ рассматривается как течение, вырастающее из исторического контекста, а не как нечто независимое или изолированное. Этот контекст включает не только интеллектуальный «дух времени» (Zeitgeist), но и социальные, политические и экономические факторы.
Цель контрольной работы: дать представление о некоторых наиболее важных психологических школ начала 20века.
Введение…………………………………..…1
1. Психологические школы 20в
1.1 Структурализм...………………………...2
1.2 Вюрцбургская школа………….………..3
1.3 Функционализм………………………....6
1.4 Бихевиоризм…………………………….7
1.5 Психоанализ (глубинная психология)...8
1.6 Аналитическая психология…………….9
Заключение…………………………………10
Список литературы………………………...11
В атмосфере нараставшей
слабости функционализма зарождается
новое психологическое течение.
На смену американскому
структурализм функционализм бихевиоризм вюрцбургская психология
1.4 Бихевиоризм
Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ, «коннексия» — связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.
Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». Термины Торндайк употреблял традиционные – «интеллект», «ассоциативные процессы», но содержанием они наполнялись новым.[6]
Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.
Девизом бихевиоризма стало
понятие о поведении как
1.5 Психоанализ (глубинная психология)
Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.
Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.
З.Фрейд назвал свое учение психоанализом – по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название – глубинная психология – это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.[8]
Хотя не все аспекты
теории Фрейда получили научное признание,
а многие его положения на сегодняшний
день кажутся принадлежащими скорее
истории, чем современной
1.6 Аналитическая психология
Швейцарский психолог К. Юнг
(1875-1961) окончил университет в
Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра
П. Жане, он открывает собственную
психологическую и
А. Адлер (1870-1937) окончил медицинский факультет Венского университета, начав работу как врач-офтальмолог. Однако вскоре его интересы перемещаются в сторону психиатрии и неврологии.
Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.
Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.[10]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ориентация на одну из категорий
как доминанту истории системы
и придание другим категориям функции
подчиненных — все это стало
одной из причин распада психологии
на различные — порой
Это и создало картину кризиса психологии. Но если бы за противостоянием школ и враждой теорий не было корневой системы инвариантных категорий (получивших различную интерпретацию), приверженцы различных школ не могли бы понять друг друга, дискуссии между ними оказались бы бессмысленны и никакой прогресс психологии не был бы возможен. Каждая школа оказалась бы замкнутой системой, и психологии как единой науки вообще не существовало бы.
Заявленные в этот период новые подходы, поставленные проблемы, полученный эмпирический материал оказали большое и плодотворное влияние на последующее развитие психологии, которое продолжается и поныне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва МГУ, 1990.—367 с.
2. Константинов В.В. История психологии: учебное пособие. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007 – 144 с.
3. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
4. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.
[1] Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр – Академия, 2004. С.196
[2] Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр – Академия, 2004. С.199
[3] Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр – Академия, 2004, С. 199.
[4] Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр – Академия, 2004. С. 202.
[5] Морозов А.В. История психологии: Уч пособие для вузов – 2изд. – М.: Академ. Проект: Фонд «Мир», 2005. С.150.
[6] Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва МГУ, 1990, С.201.
[7] Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр – Академия, 2004.С 301.
[8] Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- С.200.
[9] Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва МГУ, 1990, С.265
[10] Константинов В. В. История психологии: учебное пособие. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007, – С.100.