Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших и волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский философ Н.А. Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосм и заключает в себе все".

Содержание

1. Соотношение понятий человек, индивид, личность 3
2. Понятие структуры личности 6
Литература 13

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 57.19 Кб (Скачать)

Оглавление

1. Соотношение понятий  человек, индивид, личность 3

2. Понятие структуры личности 6

Литература 13

 

 

1. Соотношение понятий человек, индивид, личность

Личность человека всегда была и остается одной из самых  интригующих тайн, волновавших и  волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский  философ Н.А. Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна  личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она  и есть целый мир. Человек —  микрокосм и заключает в себе все".

Не претендуя на раскрытие  этой тайны, можно все-таки привести некоторые общепринятые положения.

Прежде следует, пожалуй, показать различие понятий: "человек", "личность", "индивидуальность". Следует заметить, что эти понятия  нельзя отожествлять между собой, или  противопоставлять.

Человек — это родовое  понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой  природы — к человеческому  роду. Человек — это специфическое, уникальное единство биологического и  социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и  физиологическим законам, как существо социальное — он часть социума  и продукт общественного развития.

Личность — это самое  главное в человеке, важнейший  его социальный признак. Если человек  — носитель самых разных свойств, то личность — это основное его  свойство, в котором проявляется  его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному  обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д. Общественная сущность и социальные функции личности – это главные показатели в ее характеристике.

Индивидуальность — это  единство неповторимых личностных свойств  конкретного человека. Это также  своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность — это непременный и важнейший  признак личности.

Самым широким понятием из приведеных ранее является понятие  человека.

Личность является в одно и то же время объектом и субъ­ектом общественных отношений. Богатство  личности зависит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного  отноше­ния к жизни.

Личность — существо сознательное, она может выбирать тот или  иной образ жизни: смиряться с  положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать все  силы об­ществу пли жить личными  интересами. Это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных  закономерностей общественного  развития.       

 Личность как объект  общественных отношений. Личность  че­ловека как члена общества  находится в сфере влияния  различ­ных отношений, и прежде  всего экономических, трудовых  отноше­ний, складывающихся в процессе  производства и потребления, материальных  благ.      

 Личность находится  также в сфере политических  отношений. От того, свободна она  или угнетена, имеет политические  права или нет, может реально  избирать и быть избранной,  обсуждать вопросы общественной  жизни или быть исполнительницей  воли господствующего класса, зависит  психология личности.       

 Личность находится  также в сфере действия идеологических  от­ношений. Идеология, или система  идей об обществе, формирует психологию  личности, ее мировоззрение, социальные  установки. Овладение общественными  науками помогает личности правиль­но  ориентироваться в общественных  событиях и осознать свое место  и роль в общественном развитии. Общество оказывает идеологическое  влияние на личность посредством  школьного обу­чения и воспитания, радио и телевидения и других  средств мас­совых коммуникаций.

На психологию личности вместе с тем влияет и психология социальной группы, в которую личность входит. В процессе обще­ния люди взаимно  влияют друг на друга, вследствие чего форми­руется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений  к обществу, труду, людям, собственным  качест­вам. Следовательно, отражение  личностью материальных и поли­тических  условий жизни опосредовано идеологией и психологией больших и малых социальных групп, при социализме — всего общества в целом. 

2. Понятие структуры личности

В психологической науке  имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах:

1) личность присуща каждому  человеку;

2) личность есть то, что  отличает человека от животных, у которых личности нет;

3) личность есть продукт  исторического развития, т.е. возникает  на определенной ступени эволюции  человеческого существа;

4) личность есть индивидуальная  отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного  человека от другого. Общаясь  с людьми, мы прежде всего ориентируемся  на особенности их личностного  склада.

Следует сказать, что до сих  пор понятие "личность" на Востоке  и на Западе трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве, личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной  культуре собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 — 479 гг. до н.э.), для которого личностью был "благородный  муж", т.е. активно участвующий  в управлении государством, пекущийся  о его благе. В новое время  западная личность — это прежде всего индивидуальность, как бы стоящая  над обществом, а идеал восточной  личности — человек, добровольно  отдающий себя служению обществу.

В целом, структура личности может быть — в теоретическом  плане — представлена следующей  схемой, которая, конечно же, весьма условна:

1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);

2) социально-специфические  черты (социальные установки,  роли, ценностные ориентации);

3) индивидуально-неповоторимые  черты (темперамент, сочетание  ролей, самосознание)

Личность - система социально  значимых качеств индивида, мера овладевания  им социальными ценностями и его  способность к реализации этих ценностей.

В качестве относительно самостоятельных  компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить:

1) динамику ее психических  процессов — темперамент;

2) психические возможности  личности, в отдельных видах деятельности  — способности;

3) направленность личности  — характерные для нее потребности,  мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии  и антипатии, идеалы и мировоззрение;

4) проявляясь в соответствующих  обобщенных способах поведения  направленность обусловливает характер  личности.

Системный подход к психологии человека означает преодоление представления  о личности как вместилище психологических  процессов, состояний и свойств.

Личность — это единое целостное образование, отдельные  элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности  индивида — тип его высшей нервной  деятельности — закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется  во всех действиях личности. Тип  высшей нервной деятельности и темперамент  человека обусловливают в известной  мере его способности.

Способности человека обусловливают  возможности его включения в  определенные виды деятельности, поэтому  они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность  и темперамент человека преломляются в чертах характера.

Психические свойства многосистемны, то есть они по-разному проявляются  в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как  субъекта познания, трудовой деятельности, общения.

Так, в процессе познания первостепенное значение приобретают  гностические свойства личности: сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные (когнитивные). В процессе трудовой деятельности первостепенное значение имеют соответствующие способности  и характер, а в процессе общения  — характер и коммуникативные  свойства (речевые особенности, контактность, рефлексивность, суггестивность, конформность, психологическая совместимость и др.). Совокупность психических свойств образует психический склад личности.

Психология изучает не только отдельные психические процессы, их особенности и закономерности, но и психологические особенности  личности конкретного носителя этих процессов — человека.

Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными  индивидуальными физическими и  психическими особенностями.

Говоря о личности, советская  психология всегда имеет в виду человека как члена общества. Личность немыслима  вне общества. Человек всегда является членом того или другого общественного  коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности.

Личность всегда характеризуется  определенными психологическими особенностями.

К ним относятся потребности, интересы, идеалы и мировоззрение, политические убеждения, физические и умственные способности человека, его темперамент  и характер. Психологические особенности  личности исторически обусловлены. Они получили свое развитие в процессе общественно-трудовой деятельности и  потому выражают общественную сущность человека, характеризуют те его черты, которые развились у человека, как члена общества; их нельзя рассматривать  как продукт биологического развития человека.

Личность является в одно и то же время объектом и субъектом  общественных отношений. Богатство  личности зависит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного  отношения к жизни.

Личность – существо сознательное, она может выбирать тот или  иной образ жизни: смиряться с  положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать все  силы обществу или жить личными интересами. Это зависит не только от общественного  положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей  общественного развития.

Cтруктура личности будет  не полной, если исключить из  нее психические процессы и состояния. Психологическая структура личности

Как всякая организация, психическая  жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.

Первый компонент структуры  характеризует направленность личности или избирательное отношение  человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему  взаимодействующих потребностей и  интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов  направленности доминируют и имеют  ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельности личности.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая  обеспечивает успех деятельности. Способности  взаимосвязаны и взаимодействуют  друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются.Очевидно, на характере  соотношения способностей сказывается  структура направленности. В свою очередь, дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения  личности к действительности.

Третьим компонентом в  структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное  синтетическое образование, где  в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную  систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных  качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система  управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» – образование  самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию  действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Структура личности будет  неполной, если исключить из нее  психические процессы и состояния.

Психические процессы –  динамическое отражение действительности в различных формах психических  явлений. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в  данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

 

3. Определение понятий:

1) индивид - человек как представитель рода, телесное бытие человека;

2) субъект -  человек как носитель предметно-практической деятельности;

3) личность - человек как социальное существо, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других;

4) индивидуальность - человек как уникальная самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности;

Индивид (от лат. Individuum - неделимое), первоначально - лат. Перевод греческого понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. Живое существо, особь, отд. Человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане И. В качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"