Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 23:24, контрольная работа

Описание работы

Психика и организм. Внимание, его основные характеристики. Темперамент и деятельность. Современные цели высшего образования в России.

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 583.50 Кб (Скачать)

7. Понятие качества образования

  Каждый  субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация  и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

  • Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые значения:
    • родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей;
    • качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами;
    • для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом;
    • для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников;
    • для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности. 

  Некоторое непонимание значения качества усиливается  из-за того, что оно может использоваться как абсолютное, так и относительное  понятие. Качество в обыденном, житейском понимании используется главным образом как понятие абсолютное. Люди используют его, например, при описании дорогих ресторанов (качество услуг) и роскошных автомобилей (качество продукции). 
     При использовании в бытовом контексте предметы, которым дается качественная оценка с точки зрения абсолютного понятия, представляют собой наивысший стандарт, который невозможно, как негласно предполагается, превзойти. К качественной продукции относятся совершенные предметы, выполненные без ограничения затрат на них. Редкость и дороговизна - две отличительные черты этого определения. В этом смысле качество используется для отражения статуса и превосходства. Владение предметами "качества" выделяет их владельцев среди тех, кто не может себе позволить обладать ими.

  При использовании  в образовательном контексте  понятие "качество" приобретает  существенно иной смысл. Абсолютное понятие "высокого качества" не имеет  ничего общего с системой управления качеством в образовании. Тем  не менее в ходе дискуссий по управлению качеством часто возникает вопрос о его абсолютном значении, имеющем ауру роскоши и высокого статуса. Это идеализированное использование понятия может оказаться полезным для общественных связей, может содействовать образовательному учреждению в улучшении его имиджа. Оно также демонстрирует значение повышения качества как стремление к наивысшим стандартам. 
     Качество может также использоваться как понятие относительное. В этом случае качество не является атрибутом продукции или услуги. Оно является чем-то, что приписано ему. О качестве можно судить, когда продукция или услуга отвечает требованиям соответствующих ей стандартов или спецификации. 
     Качество само по себе не может быть конечным результатом. Оно лишь средство, с помощью которого выявляется соответствие конечного продукта стандарту. Качественная продукция или услуга при рассмотрении качества как понятия относительного совсем необязательно будет дорогая или недоступная, красивая или безликая. Также она может не являться особенной, а быть обыкновенной, банальной и привычной. Диапроекторы, шариковые авторучки и школьные службы снабжения могут демонстрировать качество, если они отвечают простым, но крайне важным стандартам. 
     Они должны соответствовать тому, для чего предназначены, и отвечать требованиям потребителя. Другими словами, они должны соответствовать предназначенным целям.

  • Качество как понятие относительное имеет два аспекта:
    • первый - это соответствие стандартам или спецификации;
    • второй - соответствие запросам потребителя. 

  Первое "соответствие" часто означает "соответствие цели или применению". Иногда его называют качеством с точки зрения производителя. Под качеством продукции или  услуги производитель понимает постоянно  отвечающую требованиям стандартов или спецификации производимую им продукцию или оказываемую им услугу. Качество демонстрируется производителем в виде системы, известной как система гарантии качества, которая дает возможность постоянно производить продукцию, услуги, соответствующие определенному стандарту или спецификации. Продукция демонстрирует качество столько времени, сколько этого от нее требует производитель. 
     Однако кто должен решить, являются ли услуги школы или вуза качественными? Причина постановки этого вопроса заключается в том, что взгляды производителя и потребителя не всегда совпадают. Часто случается, что превосходная и полезная продукция или услуги не воспринимаются потребителями как обладающие качеством. Особенно остро эта проблема стоит в области образования. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование при приеме в вузы вместо традиционных экзаменов, удлинение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит проблему качества образования в ряд приоритетных государственных и общественных проблем. 

  1. Структура педагогической деятельности

     Педагогическая  деятельность - особый вид общественно  полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.

     Педагогическая  деятельность организует объективный  процесс воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к она вооружена: педагогической теорией (теоретическими знаниями); педагогическим опытом (практическим опытом); системой специальных учреждений.

     По  мнению многих авторов (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластёнин, Н.В. Воробьёв и др.), применительно  к педагогической деятельности преобладает подход выделения её компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

     Конструктивная  деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

     Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные  виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

     Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, коллегами, представителями общественности, родителями.

     Эффективность педагогического процесса обусловлена  наличием постоянной обратной связи. Она  позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

     Все компоненты педагогической деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.

8.1 Основные функции и виды педагогической деятельности

     Педагогическая  деятельность реализуется посредством  системы действий, подчиненных целям и задачам, создаваемым педагогом. В соответствии с целями учебно-воспитательной работы Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и А.И. Щербаков Выделяют следующие взаимосвязанные функции педагогической деятельности:

     1. Диагностическая, связанная с  изучением учащихся, с определением уровня психического развития отдельных учеников и классных коллективов

     2. Ориентационно-прогностическая выражается  в умении определять направление,  цели и задачи образовательной  деятельности и прогнозировать  ее результаты

     3. Конструктивно-проектировочная функция предполагает адекватное конструирование и проектирование содержания учебно-воспитательной работы на основе сделанного прогноза

     4. Организаторская предполагает вовлечение  учащихся в активную деятельность  и эмоционально-нравственное стимулирование

     5. Информационно-объяснительная предполагает  информирование в разных областях  знаний с учетом новейших достижений  науки

     6. Коммуникативно-стимулирующая основана  на создании атмосферы учебного  сотрудничества, гуманных отношений  педагога с детьми

     7. Аналитико-оценочная заключается  в анализе хода учебно-воспитательного  процесса и в умении вносить  в него необходимые коррективы 

     8. Исследовательско-творческая функция  состоит в способности осмысливать  и творчески развивать теоретические  положения, использовать в работе результаты собственных исследований и достижений коллег

     Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.

     Воспитательная  работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармонического развития личности.

     Преподавание - это такой вид педагогической деятельности, который направлен  на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

     Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные рамки, строго определенную цель и варианты способов её достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, так как она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

1. Общая психология. Под ред. В. В. Богословского - М.: Просвещение, 1981.

2. Общая психология. Под ред. А. В. Петровского - М.: Просвещение, 1976.

3. Немов Р.  С. Психология: Общие основы психологии.  В 2 кн. Кн. 1. -М.: Просвещение: Владос, 1984.

4. И.П. Подласый «Педагогика» - М.,1996

5. А.С. Макаренко «О воспитании» - М.,1988

6. Б.Т. Лигачёв «Педагогика.Курс лекций» - М .,1996 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"