Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения. Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Определение и характеристика специфики предмета психологии……4
Психологические знания в античный период…………………………...8
Тест………………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………….…….16
Приложение………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

моя психология.docx

— 59.89 Кб (Скачать)

  III—II века до н.э., по праву считающиеся временем расцвета античной психологии, были и временем создания классических теорий античности - теорий Платона и Аристотеля, со смертью которого и заканчивается этот период.

   Так еще в культуре Древней Греции впервые появляется мысль о том, что сильная, значительная личность имеет право на свои законы, на собственную позицию и ее поступки надо оценивать по другим этическим нормам, чем жизнь простого человека. В наше время эта идея о сверхчеловеке была развита Ф. Ницше, стала популярной и нашла отражение во многих художественных произведениях.

  Так, Орест и Электра принимают сторону отца и, солидаризуясь с Аполлоном, выступают против божественного (и более древнего) права матери. Выбирая эту позицию, Орест вступает в конфликт с богами, и Эриннии, посланные ими, должны ему отомстить. Наиболее важным в трагедии является то, что фактически происходит не только конфликт Ореста с богами (Эринниями), но и конфликт богов между собой, так как на стороне Ореста, защищая его, выступает бог Аполлон. Бессилие богов решить конфликт доказывает, с точки зрения Эсхила, преимущественное значение гражданских, а не божественных законов, так как решается этот конфликт не судом Зевса, но гражданским судом города Афин, который оказывается важнее суда богов.

  Вопросы, которые ставили художники в своих произведениях, получали объективное обоснование в трудах ученых. При этом основной вопрос заключался не в отказе от принципа индивидуализма, а в поиске объективных этических норм, ограничивающих вседозволенность человека, определяющих разницу между добром и злом. Таким образом, проблема социализации, соотношения индивидуальных особенностей и общественных норм и правил поведения, которая поднималась уже в работах Платона и Аристотеля, получала особое звучание.

  В этом контексте важное значение приобретал вопрос свободы воли, так как еще Сократ и Платон отмечали, что если человек не властен над своими поступками, то невозможно установить этические законы, по которым его можно судить. Как, например, можно осудить вора или убийцу, если самой судьбой ему предписано совершить данный грех? Точно так же мы не всегда можем наградить добродетельного человека, ибо его хорошее поведение зависит не от его высокой нравственности, но от его судьбы, и в других обстоятельствах он может совершить бесчестные поступки.

  Такой подход проявляется в трагедии Софокла, в которой судьба жестоко карает субъективно нравственного и хорошего человека. Однако и вседозволенность, отсутствие объективных нравственных законов, по которым можно оценить поведение человека, также приводит к потере нравственных ориентиров, к злу. Хотя источник активности и может находиться внутри человека, но судить его поведение должны другие, по объективным, распространяющимся на всех законам, доказывали психологи.

  Таким образом, в психологии античности, т.е. в психологии, которая развивалась учеными Древней Греции и Рима, можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологи (VII-IVBB. ДО Н.Э.), период классической греческий науки (III-II вв. до н. э.) и период эллинизма (II в. до н. э. - III—V вв. н. э.).

В VII-IV вв. до н. э. появились  первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась прежде всего как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения.

Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие  проблемы психологии: в чем заключаются  функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что  является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции (см. табл. 1).

 

Тест:

  Выберете из перечисленных  определений предмета психологии  верное:

  1. Наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм;
  2. Наука о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы;
  3. Наука о закономерностях развития высших психических функций личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах.

  Правильный ответ: 1) Наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.

  Психология — это наука, которая изучает факты, механизмы и закономерности развития и функционирования психики человека. Предметом психологии как науки является психика: психические процессы, психические свойства и психические состояния. Психические процессы отражают объективный мир в разных формах психических явлений — это ощущение, восприятие, воображение, память, мышление. Психические состояния — это временные относительно устойчивые уровни психической активности. Психические свойства (природные, моральные, волевые, интеллектуальные, эмоциональные) образуют темперамент, характер, способности и направленность личности. Психика человека развивается и проявляется в деятельности, именно поэтому категория "деятельность" также включена в предмет психологической науки.

 

Заключение:

 

   В настоящее время психология представляет собой разветвленную систему наук, состоящую из различных отраслей: фундаментальных и прикладных, общих и  специальных.  
  Общая психология изучает индивида, познавательные процессы и личность.  
Специальные отрасли психологии тесно связаны с теорией и практикой обучения и воспитания человека, включают генетическую психологию, возрастную, социальную, педагогическую, медицинскую, юридическую психологию и т.д. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей. Возрастная психология — различия по возрастам. Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения в разных группах. Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания. Медицинская психология, патопсихология и психотерапия изучают отклонения от нормы в психике и поведении человека.  
  Задачи современной психологической науки — это определение общих закономерностей развития психики в онтогенезе, психологических механизмов усвоения человеком общественного опыта, выявление психологических основ формирования личности в процессе обучения и воспитания, разработка и проведение дифференциальной психодиагностики, определение причин отставания ребенка в психическом развитии и другие.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Богомолов А. С. Античная философия. - М., 1985.
  2. Платон. Сочинения: В 3 т. - М., 1968.
  3. Рассел Б. История западной философии. - Ростов н/Д, 1998.
  4. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.
  5. Годфруа, Жо. Что такое психология = Les chemins de la psychologie. — В 2-х томах. — Москва: Мир, 2005. — 772 с. 
  6. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Основы теоретической психологии. — Москва: Инфра-М, 1999.
  7. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2003.
  8. Общая психология. — в 7 томах. — Москва: Академия, 2007
  9. Гальперин, П. Я. Введение в психологию. — Москва: Книжный дом «Университет», 2007.

 

Приложение:

Таблица 1

Развитие психологии в античности

О мире и душе

О познании

О свободе  и регуляции поведения

Материализм

Идеализм

Сенсуализм

Рационализм

Эмоциональная регуляция

Регуляция на основе разума

Мир состоит из атомов, двигающихся в  пустоте. Все в мире (и человек) подчиняется определенным законам. Душа служит источником для тела, состоит  из мелких, подвижных атомов, смертна, появляется и исчезает вместе с телом. Состоит из частей: 4 – у Эпикура и Лукреция, 8 – у стоиков

Мир состоит из материи и идей (Платон) или форм как творческого начала природы. Человек – венец природы. Душа прежде всего источник разума и нравственности. Бессмертна, вечно (либо целиком, либо одна из ее частей. Состоит из нескольких частей, которые обладают разными свойствами

В основе процесса познания – ощущения, опыт, который обобщается при помощи разума. В основе ощущений – теория истечений (Демокрит, Эпикур, Лукреций, стоики). В процессе познания несколько этапов (от 2 до 4). Сравнение и обобщение чувственных впечатлений происходит при помощи ассоциации в общем чувствилище (Аристотель)

Главным источником знаний является разум, ощущения дают знания только о единичных вещах, тенях предметов (Платон), мешая истинному  познанию (стоики). В процессе познания несколько этапов (от 3 до 5). Ощущение пассивны, мышление активно, связано с речью (Платон, стоики) и интуицией (Платон)

Эмоции  управляют поведением, они связаны  с внешним миром (Демокрит), а также с духовным и потребностями человека (Эпикур). Свобода человека ограничена (Эпикур) или невозможно вообще (Демокрит)

Регуляция поведения должна происходить на основе разума, который помогает правильной оценки ситуации и освобождает человека из под власти эмоции (стоики), делая его свободным (Сократ, Платон). С эмоциями надо бороться (стоики, Платон) или изживать их (катарсис, Аристотель). Разделение внешней и внутренней свободы (стоики)


 

 

 

1 Годфруа, Жо. Что такое психология = Les chemins de la psychologie. — В 2-х томах. — Москва: Мир, 2005. — 772 с. 

2 Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Основы теоретической психологии. — Москва: Инфра-М, 1999.

3 Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2003.

Общая психология. — в 7 томах. — Москва: Академия, 2007

4 Гальперин, П. Я. Введение в психологию. — Москва: Книжный дом «Университет», 2007.

5 Гальперин, П. Я. Введение в психологию. — Москва: Книжный дом «Университет», 2007.

6 Богомолов А. С. Античная философия. - М., 1985.

7 Рассел Б. История западной философии. - Ростов н/Д, 1998.

8 Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.

9 Платон. Сочинения: В 3 т. - М., 1968.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"