Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 00:28, контрольная работа

Описание работы

Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. В частности и в сфере психологии.

Содержание

Вопрос 1. «Психологическая характеристика управленческой деятельности» Вопрос 2. «Виды и организация режимов труда и отдыха»

Работа содержит 1 файл

Копия Копия Экзаменационная работа_ Психология и физиология труда.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

      Психология в  последнее   время  приобретает  всё   большее  значение  в практической  деятельности,  в  том  числе  и  в  производстве.  Всё  больше психологов  принимают  на  работу  на  крупные   предприятия,   всё   больше исследований и экспериментов проводится  в  области  психологии  в  связи  с производственным процессом. Но особое значение психологические знания  имеют в управленческом процессе.

      Обладая психологической подготовкой,  талантливый менеджер   сможет эффективно  осуществлять  свои  функции,  руководить  работой   предприятия.

Психологическая подготовка поможет менеджеру в общении  с  подчинёнными,  он сможет лучше понять их потребности и мотивацию  к  деятельности.  Он  сможет избежать конфликтных ситуаций как внутри  коллектива,  между  исполнителями, так и между исполнителями и подчинёнными. Умелое применение  психологических знаний в сочетании с другими благоприятными условиями развития  производства приведут к повышению эффективности работы предприятия и увеличению  прибыли.

Психологическая подготовка необходима менеджеру  в  целях  совершенствования самого себя,  своих  личностных  качеств  и  подчинённых.  В  конце  концов, менеджер может использовать свою психологическую  подготовку  в  контакте  с руководителями более высокого уровня, склоняя их к своей точке зрения.

      Напротив, отсутствие достаточных  знаний в области психологии  или опыта их применения в практической деятельности может стать прямым препятствием  в осуществлении руководителем своих функций, привести к падению  эффективности  производства.

      Итак, проанализировав выше изложенный  материал, я могу сделать вывод  о том, что психологическая подготовка  имеет особое  место в управленческой деятельности. Изучению психологии  и  применению  этих  знаний  на  практике следует уделить особое внимание при обучении, переподготовке  или  повышении квалификации менеджеров. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Список использованной литературы. 

1. Розанова В.А. Психология управления.

2.  «Психология труда» - учебник для вузов под ред.А.В.Карпова, 2004г.       организация и нормирование труда в сельскохозяйственных предприятиях. –М.:  Колос,  2005  

3.  Калина А. В.Организация и оплата труда в условиях рынка. — К.: МАУП, 2005.-358с.

4.  Петюх  В.М.Рынок труда и  занятости.  — К.:КНЕУ, 2006.- 235с 
5. Практикум по научной организации, нормированию и оплате труда на сельскохозяйственных предприятиях / М.Н. Громов, В.Д. Грошев, Ю.Н. Шумаков и др. 2-е изд. Перераб. и доп. М.: Агропромиздат, 2006. 

6.  «Психология труда».Конспект лекций. – О.С.Меркулова, М.,2004

 7.  Яхонтова Е.С. «Эффективные технологии управления персоналом» П. 2003

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Вопрос    2.   «Виды и организация режимов труда и отдыха»                                                                  Содержание: 

Введение…………………………………………………………………стр.18

1. Физиологические основы построения режимов  труда и отдыха ...стр.19

2. Виды режима труда и отдыха …….....................................................стр.23

3. Гибкое рабочее время (ГРВ)…………………………………………стр.30

Заключение …………………………………….………………………..стр.34

Список использованной литературы…………………………………...стр.36 
 
 
 
 
 

Введение                   

Совместный  труд требует единства при распределении  труда по времени - по часам суток, дням недели и более длительными  отрезками времени.

В процессе труда работоспособность, т.е. способность человека к трудовой деятельности определенного рода, а соответственно, и функциональное состояние организма подвергаются изменениям. Поддержание работоспособности на оптимальном уровне - основная цель рационального режима труда и отдыха.

Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Установление  общественно необходимой продолжительности  рабочего времени и распределение  его по календарным периодам на предприятии  достигаются при разработке правил, в которых предусматривается  порядок  чередования и продолжительность периода работы и отдыха. Этот порядок принято называть режимом труда  и отдыха.

Один  из основных вопросов установления рациональных режимов труда и отдыха - это  выявление принципов их разработки.  Таких принципов три;

          · удовлетворение потребности производства;

           · обеспечение наибольшей работоспособности человека;

           · сочетание общественных и личных интересов.

Первый  принцип заключается в том, что  при выборе  оптимального режима труда и отдыха требуется определить такие параметры, которые способствуют лучшему использованию производственных фондов и обеспечивают наибольшую эффективность производства. Режимы труда и отдыха строятся применительно к наиболее рациональному производственному режиму, с тем, чтобы обеспечить нормальное течение технологического процесса, выполнение заданных объемов производства, качественное и своевременное проведение планово-профилактического ремонта и осмотра оборудования при сокращении его простоев в рабочее время.

       Второй принцип гласит, что нельзя строить режимы труда и отдыха без учета работоспособности человека и объективной потребности организма в отдыхе в отдельные периоды его трудовой деятельности.  В целях учета физиологических возможностей человека (в рамках установленных законом предписаний по охране труда и продолжительности рабочего времени) следует  разрабатывать  такой порядок чередования времени труда и отдыха, определять такую их длительность, которые  обеспечивали бы наибольшую работоспособность и производительность труда.

      Третий принцип предполагает, что режим труда и отдыха должен быть ориентирован на учет и обеспечение в определенной степени удовлетворения личных интересов трудящихся и отдельные категорий работников (женщин, молодежи, учащихся и т.д.).

Таким образом, при выборе оптимального режима труда и отдыха нужен комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения  учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.

       В связи с этим следует отметить, что научно обоснованным режимом труда и отдыха на предприятиях является такой режим, который наилучшим образом  обеспечивает  одновременное сочетание повышения работоспособности и производительности труда, сохранение здоровья  трудящихся,  создания благоприятных условий для всестороннего развития человека.           

1. Физиологические основы построения режимов   труда и  отдыха.            

        Разработка режима труда и отдыха основана на решении следующих вопросов: когда должны назначаться перерывы и сколько; какой продолжительности должен быть каждый; каково содержание отдыха.

       Динамика работоспособности человека - это научная основа разработки рационального режима труда и отдыха. Физиологи установили, что работоспособность - величина переменная и связано это с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма. В связи с установившейся суточной периодикой жизнедеятельности в различные отрезки времени организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а его работоспособность и производительность труда в течение суток подвержены определенным колебаниям. В соответствии с суточным циклом наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы – с 8 до 20 часов. Минимальная работоспособность – в ночные часы. Особенно неблагоприятен промежуток от 1 до 3–4 часов ночи.

      Работоспособность человека в течение рабочей смены  характеризуется фазным развитием. Основными фазами являются:

      · Фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности. В течение этого периода происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часа.

      · Фаза устойчивой высокой работоспособности. Для нее характерно, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими трудовыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий). В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2-2,5 и более часов.

      · Фаза развития утомления и связанного с этим падения работоспособности длится от нескольких минут до 1-1,5 часа и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и технико-экономических показателей его трудовой деятельности.

       Динамика работоспособности за смену графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после обеда. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительна, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.

      Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течении смены. В различное время суток организм человека по разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14 до 17 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью.

        В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время - с 3 до 4 часов.

При построении недельных режимов труда и отдыха следует исходить из того, что работоспособность человека не является стабильной величиной в течение недели, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"