Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Опишите основные теоретические направления психологии личности.
Персоналистическая психология В.Штерна.

Работа содержит 1 файл

гцуманиччстичсечская.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

 

Т. о., психология, по Штерну, должна, в первую очередь, сосредоточиться на изучении переживаний, которые, являясь ведущими процессами личн., направлены либо вовнутрь, на саму личн. (и тогда ее актуальное состояние в данный момент переживается как чувство, активность – как волевая регуляция, а бытие в течение длительного времени – как самосознание), либо вовне – на внеш. мир, существование которого в данный момент выступает в переживании как восприятие, прошлое и будущее этого мира – как представление и память, а бытие его в течение длит. времени – как идея.

 

Однако сложность состоит в том, что значение переживания не определяется полностью его наличным бытием, поскольку теснейшая конвергентная связь между "Я" и миром может быть лишь нарушена, но никогда не уничтожена целиком. Поэтому любое субъективное переживание носит символич. характер, и его интерпретация требует применения спец. психол. методов толкования, являющихся ведущими методами П. п. В связи с этим одной из важнейших задач науч. психологии, по мнению Штерна, явл. разработка методологии толкования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Раскрыть значение понятия эффект компенсации (Адлер).

 

Альфред Адлер (1870 - 1937), начиная свою научную деятельность как психоаналитик, резко выступил против биологизаторской теории Фрейда. Адлер не соглашался с расчленением личности на три инстанции (Оно, Я и Сверх-Я) и утверждал, что структура ее едина. Основной движущей силой развития человеческой личности он считал внутренний конфликт между стремлением к превосходству и чувством собственной неполноценности.

Чувство неполноценности может возникать из-за дефекта развития телесных органов или из-за неблагоприятных социальных условий. Человек стремится найти способы преодоления чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсации. Так, например, часто очень стеснительные подростки, стыдясь своей стеснительности, совершают, по их мнению, мужественные, но по существу неадекватные действия. Нередко такие попытки самоутверждения приводят к невротическим реакциям, когда человек хочет доминировать над другими.

Адлер разбирает разные формы компенсации (адекватные, неадекватные), останавливается на ее разных уровнях. Он говорит о возможности выработать гиперкомпенсацию. Это особая форма реакции на свою неполноценность. Умение выработать гиперкомпенсацию приводит к тому, что физически слабые и безвольные люди начинают совершать мужественные поступки. Более того, в такой гиперкомпенсации Адлер усматривает механизм творческой активности. В качестве примера он любил ссылаться на личность Наполеона: считал, что особые способности Наполеона как полководца объяснялись отчасти тем, что у того было обостренное чувство неполноценности из-за малого роста.

 

Адлер подчеркивал, что главное в человеке не его природные инстинкты, а чувство   общности   с   другими   людьми,   "социальное   чувство".   С   ним   связаны способности сочувствовать, любить и т.п. От социального чувства зависит и чувство превосходства, и единство личности, и ее душевное здоровье. Социальное чувство является врожденным и представляет собой истинную и неизбежную компенсацию естественной слабости индивидуальных человеческих существований.

Разные виды компенсации создают различные "жизненные стили":

 

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.

 

2. Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.

 

3. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности,  не  может  прийти  к  компенсации  "нормальными"  способами,  он "вырабатывает" симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.

 

К отрицательным последствиям также приводит и недостаток социального чувства: "Во всех человеческих неудачах, в непослушании детей, в неврозах и невропсихозах, в преступности, самоубийстве, алкоголизме, морфинизме, кокаинизме, в половых извращениях, фактически во всех нервных проявлениях мы можем обнаружить недостаточность должного уровня социального чувства (курсив Адлера)".

 

Таким образом, по Адлеру, сами невротические симптомы и социальные девиации следует рассматривать как неудавшиеся способы разрешения внутреннего конфликта.

 

Индивидуальная психология Адлера отрицает фатальную связь психического развития с органическим субстратом. Индивид имеет возможность преодолеть свою био-психическую заданность, свой психологический тип и выйти на уровень личности. А развитие личности связано с общественной жизнью и зависит от активности самого человека,   его   способности   творчески   разрешать   внутренние   конфликты   путем успешной компенсации или гиперкомпенсации чувства собственной неполноценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Список использованной литературы:

 

1. Абулъханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М.: Мысль,1999.С.421.

 

 

2. Божович Я. И. Психология формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 1. С. 23–25.

 

 

3. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Педагогика, 1978. С. 53–68.

 

 

4. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.С.491.

 

 

5. Мадди Сальваторе Р. Теории личности / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2002.С.187.

 

 

6. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000.С.234.

 

 

7. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.С.134.

 

 

8. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003.С.235.

 

 

9. Ситников В. Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). СПб.: Химиздат, 2001.С.125.

 

 

10. Симонов П. В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. И. Сталин В. В. Самосознание личности. М., 1983.С.31.



Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"