Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:31, контрольная работа
Опишите основные теоретические направления психологии личности.
Персоналистическая психология В.Штерна.
Т. о., психология, по Штерну, должна, в первую очередь, сосредоточиться на изучении переживаний, которые, являясь ведущими процессами личн., направлены либо вовнутрь, на саму личн. (и тогда ее актуальное состояние в данный момент переживается как чувство, активность – как волевая регуляция, а бытие в течение длительного времени – как самосознание), либо вовне – на внеш. мир, существование которого в данный момент выступает в переживании как восприятие, прошлое и будущее этого мира – как представление и память, а бытие его в течение длит. времени – как идея.
Однако сложность состоит в том, что значение переживания не определяется полностью его наличным бытием, поскольку теснейшая конвергентная связь между "Я" и миром может быть лишь нарушена, но никогда не уничтожена целиком. Поэтому любое субъективное переживание носит символич. характер, и его интерпретация требует применения спец. психол. методов толкования, являющихся ведущими методами П. п. В связи с этим одной из важнейших задач науч. психологии, по мнению Штерна, явл. разработка методологии толкования.
Раскрыть значение понятия эффект компенсации (Адлер).
Альфред Адлер (1870 - 1937), начиная свою научную деятельность как психоаналитик, резко выступил против биологизаторской теории Фрейда. Адлер не соглашался с расчленением личности на три инстанции (Оно, Я и Сверх-Я) и утверждал, что структура ее едина. Основной движущей силой развития человеческой личности он считал внутренний конфликт между стремлением к превосходству и чувством собственной неполноценности.
Чувство неполноценности может возникать из-за дефекта развития телесных органов или из-за неблагоприятных социальных условий. Человек стремится найти способы преодоления чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсации. Так, например, часто очень стеснительные подростки, стыдясь своей стеснительности, совершают, по их мнению, мужественные, но по существу неадекватные действия. Нередко такие попытки самоутверждения приводят к невротическим реакциям, когда человек хочет доминировать над другими.
Адлер разбирает разные формы компенсации (адекватные, неадекватные), останавливается на ее разных уровнях. Он говорит о возможности выработать гиперкомпенсацию. Это особая форма реакции на свою неполноценность. Умение выработать гиперкомпенсацию приводит к тому, что физически слабые и безвольные люди начинают совершать мужественные поступки. Более того, в такой гиперкомпенсации Адлер усматривает механизм творческой активности. В качестве примера он любил ссылаться на личность Наполеона: считал, что особые способности Наполеона как полководца объяснялись отчасти тем, что у того было обостренное чувство неполноценности из-за малого роста.
Адлер подчеркивал, что главное в человеке не его природные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, "социальное чувство". С ним связаны способности сочувствовать, любить и т.п. От социального чувства зависит и чувство превосходства, и единство личности, и ее душевное здоровье. Социальное чувство является врожденным и представляет собой истинную и неизбежную компенсацию естественной слабости индивидуальных человеческих существований.
Разные виды компенсации создают различные "жизненные стили":
1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.
2. Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.
3. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации "нормальными" способами, он "вырабатывает" симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.
К отрицательным последствиям также приводит и недостаток социального чувства: "Во всех человеческих неудачах, в непослушании детей, в неврозах и невропсихозах, в преступности, самоубийстве, алкоголизме, морфинизме, кокаинизме, в половых извращениях, фактически во всех нервных проявлениях мы можем обнаружить недостаточность должного уровня социального чувства (курсив Адлера)".
Таким образом, по Адлеру, сами невротические симптомы и социальные девиации следует рассматривать как неудавшиеся способы разрешения внутреннего конфликта.
Индивидуальная психология Адлера отрицает фатальную связь психического развития с органическим субстратом. Индивид имеет возможность преодолеть свою био-психическую заданность, свой психологический тип и выйти на уровень личности. А развитие личности связано с общественной жизнью и зависит от активности самого человека, его способности творчески разрешать внутренние конфликты путем успешной компенсации или гиперкомпенсации чувства собственной неполноценности.
Список использованной литературы:
1. Абулъханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М.: Мысль,1999.С.421.
2. Божович Я. И. Психология формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 1. С. 23–25.
3. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Педагогика, 1978. С. 53–68.
4. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.С.491.
5. Мадди Сальваторе Р. Теории личности / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2002.С.187.
6. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000.С.234.
7. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.С.134.
8. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003.С.235.
9. Ситников В. Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). СПб.: Химиздат, 2001.С.125.
10. Симонов П. В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. И. Сталин В. В. Самосознание личности. М., 1983.С.31.