Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:56, контрольная работа
Актуальность нашей темы определяется тем, что сейчас, пожалуй, нет практически ни одной сферы жизнедеятельности человека, где не присутствовала бы психология. Это породило массу новых направлений и профессий в этой области. Сейчас психологи представляются как социальные психологи, психотерапевты, психолингвисты, психофизиологи, психологи развития, специалисты по психологии личности, научения, эмоций, восприятия, мотивации или по патопсихологии, все возрастающее число специалистов-психологов стало работать в больницах, в сфере промышленности, правительственных учреждениях, центрах психического здоровья, служить в армии.
Введение
1. Понятие о значении терминов «психология», «наука» и «искусство»
2. Психология – это наука и/или искусство?
Заключение
Литература
Н.Т. Оганесян говорит о том, что задача науки состоит в получении объективного знания, но при позитивном изучении человека, заметно, что в нем все доступно познанию, кроме духовной жизни человека. С этим утверждением трудно не согласиться, в самом деле, наука может исследовать, например, духовную жизнь, когда доказано, что она есть и может быть представлена объектом, дистанцированным от субъективности исследователя. Такая задача парадоксальна для науки и ею самой выполнена быть не может. Работу, которая придает науке необходимую убежденность в изучении субъективности, выполняет искусство. Оно позволяет говорить о субъективных состояниях, сохраняя их живой характер. Задача искусства состоит в таком самовыражении индивидуального внутреннего мира человека, чтобы оно вызывало ответную духовную реакцию сопереживания и обусловливало диалог автора с читателем (слушателем, зрителем). Искусство, это – форма познания субъективности, культура ее самовыражения.
Вот как смотрит на творчество и искусство Р. Мэй: «Главное, что отличает творческий акт – то, что он является встречей… встречей может быть идея, внутренний образ…ученый также оказывается в подобной ситуации встречи, когда приступает к экспериментам, к решению своих научных задач По мнению Р. Мэя, эта встреча может произойти и в психотерапевтическом процессе, и при формулировке новой научной гипотезы. То есть, отсюда делаем вывод: если мы не противопоставляем науку и творчество, почему мы должны противопоставлять науку и искусство? Да и являются ли литература и психология конкурентами? Возможно ли сотрудничество между литературой и психологией? Р. Литература и психология не могут быть конкурентами хотя бы потому, что действуют в разных сферах и имеют в своем распоряжении различные средства; литература предполагает свободный полет фантазии, вымысел, работу с языком и текстом упор на форму; ей простительны неточности. Психология предполагает оперирование объективными данными, точность, фактичность, ей непростительны отклонения от научной истины. По нашему мнению, литература и психология не могут быть конкурентами именно потому, что первая имеет дело с единичным, а вторая – с общим. А раз литература и психология не конкуренты, значит, они могут «действовать сообща», в сплоченном и тесном союзе. Литература может поставлять психологии материал для новых научных психологических исследований, а психология – способствовать более глубокой рефлексии писателей, давать им повод для новых характеров и сюжетов.
Заключение
В результате изучения проблемы соотношения искусства и науки в психологии мы пришли к следующим выводам:
1. Психологию как науку
определяют большинство
2. Психология как гуманитарная наука изучает человека, но такой же объект имеет и искусство, различие состоит в разных подходах к этому объекту.
3. Искусство отличается
от науки тем, что пользуется
не анализом и умозаключением,
а воссоздает окружающую
4. Категории, которыми оперирует и психологическая наука и искусство, - переживание, мысль, чувство. Только осмысляются они по-разному – искусство их передает, показывает, запечатлевает, психологическая наука – исследует, анализирует, выявляет. Но и в искусстве, и в психологической науке эти категории приобретают материальное воплощение и влияние на реальную жизнь.
Таким образом, общий вывод в нашей работе будет следующим: психология - специфическая область научного знания, которой присущи все категории данной области, но которая включает также в себя черты искусства, как необходимый компонент для своего функционирования и развития.
Литература
1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2005.
2. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. 3-е изд. М., 1998
3. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. М., 1968
5. Каган М.С. Социальные функции искусства. М., 1978
6. Мэй Р. Новый взгляд на свободу и ответственность. / Пер. с англ. A. Лызлова. // Экзистенциальная традиция. 2005. №2.
7. Оганесян Н.Т. Психология как единство науки искусства. М., 2000.
8. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М.: Смысл, 2002.
9. Словарь психологии / Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. -М., 1990
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998
11. Столович Л.Н. Жизнь — творчество — человек. Функции художественной деятельности. М., 1985
12. Тростников В.Н. Апофатика – основной метод науки XXI века. М.: Православие, 2000.
13. Энциклопедия «Кругосвет» на сайте http://slovari.yandex.ru
[1] Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2005. С. 45.
[2] Тростников В.Н. Апофатика – основной метод науки XXI века. М.: Православие, 2000. С. 116.
[3] Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 26.
[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998. С. 68.
[5] Оганесян Н.Т. Психология как единство науки искусства. М., 2000. С. 30.
[6] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998. С. 28.
[7] Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. - М.: Смысл, 2002. С. 40.
[8] Мэй Р. Новый взгляд на свободу и ответственность. / Пер. с англ. A. Лызлова. // Экзистенциальная традиция. 2005. №2. С.34
[9] Оганесян Н.Т. Психология как единство науки искусства. М., 2000. С. 34.