Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

Актуальность нашей темы определяется тем, что сейчас, пожалуй, нет практически ни одной сферы жизнедеятельности человека, где не присутствовала бы психология. Это породило массу новых направлений и профессий в этой области. Сейчас психологи представляются как социальные психологи, психотерапевты, психолингвисты, психофизиологи, психологи развития, специалисты по психологии личности, научения, эмоций, восприятия, мотивации или по патопсихологии, все возрастающее число специалистов-психологов стало работать в больницах, в сфере промышленности, правительственных учреждениях, центрах психического здоровья, служить в армии.

Содержание

Введение
1. Понятие о значении терминов «психология», «наука» и «искусство»
2. Психология – это наука и/или искусство?
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 32.15 Кб (Скачать)

Н.Т. Оганесян говорит  о том, что задача науки состоит в получении объективного знания, но при позитивном изучении человека, заметно, что в нем все доступно познанию, кроме духовной жизни человека. С этим утверждением трудно не согласиться, в самом деле, наука может исследовать, например, духовную жизнь, когда доказано, что она есть и может быть представлена объектом, дистанцированным от субъективности исследователя. Такая задача парадоксальна для науки и ею самой выполнена быть не может. Работу, которая придает науке необходимую убежденность в изучении субъективности, выполняет искусство. Оно позволяет говорить о субъективных состояниях, сохраняя их живой характер. Задача искусства состоит в таком самовыражении индивидуального внутреннего мира человека, чтобы оно вызывало ответную духовную реакцию сопереживания и обусловливало диалог автора с читателем (слушателем, зрителем). Искусство, это – форма познания субъективности, культура ее самовыражения.

Вот как смотрит на творчество и искусство Р. Мэй: «Главное, что отличает творческий акт – то, что он является встречей… встречей может быть идея, внутренний образ…ученый также оказывается в подобной ситуации встречи, когда приступает к экспериментам, к решению своих научных задач По мнению Р. Мэя, эта встреча может произойти и в психотерапевтическом процессе, и при формулировке новой научной гипотезы. То есть, отсюда делаем вывод: если мы не противопоставляем науку и творчество, почему мы должны противопоставлять науку и искусство? Да и являются ли литература и психология конкурентами? Возможно ли сотрудничество между литературой и психологией? Р. Литература и психология не могут быть конкурентами хотя бы потому, что действуют в разных сферах и имеют в своем распоряжении различные средства; литература предполагает свободный полет фантазии, вымысел, работу с языком и текстом упор на форму; ей простительны неточности. Психология предполагает оперирование объективными данными, точность, фактичность, ей непростительны отклонения от научной истины. По нашему мнению, литература и психология не могут быть конкурентами именно потому, что первая имеет дело с единичным, а вторая – с общим. А раз литература и психология не конкуренты, значит, они могут «действовать сообща», в сплоченном и тесном союзе. Литература может поставлять психологии материал для новых научных психологических исследований, а психология – способствовать более глубокой рефлексии писателей, давать им повод для новых характеров и сюжетов.

 

Заключение 

 

В результате изучения проблемы соотношения искусства и науки  в психологии мы пришли к следующим  выводам:

1. Психологию как науку  определяют большинство словарей  и энциклопедических изданий.  Вместе с тем психологи и  исследователи отмечают, что этой  области знания присущи черты,  как науки, так и искусства.  Это обусловлено в частности  происхождением психологии из  философии, которая также не  всегда признавалась исключительно  наукой.

2. Психология как гуманитарная  наука изучает человека, но такой  же объект имеет и искусство,  различие состоит в разных  подходах к этому объекту.

3. Искусство отличается  от науки тем, что пользуется  не анализом и умозаключением, а воссоздает окружающую действительность  второй раз, доступными ему  средствами. Однако в психологии, в частности в психологической  практике таким «воссоздающим»  познанием отличаются личностные  направления. Кроме того, в психологической  практике чаще всего важны  не реальности, которых нет в  пространстве и времени, а символические  переживания, метафоры, живущие в  душевном опыте человека.

4. Категории, которыми  оперирует и психологическая  наука и искусство, - переживание,  мысль, чувство. Только осмысляются они по-разному – искусство их передает, показывает, запечатлевает, психологическая наука – исследует, анализирует, выявляет. Но и в искусстве, и в психологической науке эти категории приобретают материальное воплощение и влияние на реальную жизнь.

Таким образом, общий вывод  в нашей работе будет следующим: психология - специфическая область  научного знания, которой присущи  все категории данной области, но которая включает также в себя черты искусства, как необходимый  компонент для своего функционирования и развития. 

 

 

Литература 

 

1.  Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2005.

2.  Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. 3-е изд. М., 1998

3.  Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

4.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. М., 1968

5.  Каган М.С. Социальные функции искусства. М., 1978

6.  Мэй Р. Новый взгляд на свободу и ответственность. / Пер. с англ. A. Лызлова. // Экзистенциальная традиция. 2005. №2.

7.  Оганесян Н.Т. Психология как единство науки искусства. М., 2000.

8.  Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М.: Смысл, 2002.

9.  Словарь психологии / Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. -М., 1990

10.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998

11.  Столович Л.Н. Жизнь — творчество — человек. Функции художественной деятельности. М., 1985

12.  Тростников В.Н. Апофатика – основной метод науки XXI века. М.: Православие, 2000.

13.  Энциклопедия «Кругосвет» на сайте http://slovari.yandex.ru

 

 

[1] Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2005. С. 45.

[2] Тростников В.Н. Апофатика – основной метод науки XXI века. М.: Православие, 2000. С. 116.

[3] Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 26.

[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998. С. 68.

[5] Оганесян Н.Т. Психология как единство науки искусства. М., 2000. С. 30.

[6] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998. С. 28.

[7] Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. - М.: Смысл, 2002. С. 40.

[8] Мэй Р. Новый взгляд на свободу и ответственность. / Пер. с англ. A. Лызлова. // Экзистенциальная традиция. 2005. №2. С.34

[9] Оганесян Н.Т. Психология как единство науки искусства. М., 2000. С. 34.


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"